Уважаемые читатели!
30 октября 2020 исполняется 100 лет со дня рождения замечательного русского писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева.
Он, как участник боевых действий, хотел рассказать о войне ту правду, которая еще не была написана. По оценке современников, сделать это ему удалось с особенной глубиной и точностью.
Свои повести и рассказы Вячеслав Кондратьев писал о главном в жизни своего поколения, о тех, кто воевал и погибал под Ржевом, пусть и не получившим официального статуса города-героя, но оставшимся в памяти всех, кто там воевал, одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны. Вячеслав Леонидович написал много произведений, но повесть «Сашка» является одной из самых известных произведений.
Приглашаем вас принять участие в литературном часе юбиляра «О войне придумывать не надо…».
Давайте сегодня вспомним писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева и его произведения, честно и человечно рассказывающие о войне и людях, защитивших нашу Родину.
«У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая еще не написана» В. Л. Кондратьев
Судьба прозаика Вячеслава Кондратьева трагична и уникальна. Ветеран войны опубликовал первую книгу в 59 лет, а меньше чем через полтора десятилетия покончил жизнь самоубийством.
О войне придумывать не надо
Писатель-фронтовик родился осенью 1920 года. Отец Славы служил инженером-железнодорожником, мать работала библиотекарем. Когда мальчику было 2 года, семья Кондратьевых переехала в Москву.
Слава отлично учился и после школы поступил в Московский архитектурный институт.
С первого курса МАРХИ в 1939 году был призван в РККА Дзержинским РВК г. Москвы. Проходил службу в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. После нападения на СССР гитлеровских войск попросился на передовую.
В декабре 1941 года направлен на фронт. В 1942 году 132-я стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжёлые бои подо Ржевом.
Одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны связана с событиями под небольшим городком Ржевом. В начале 1942 года там насмерть сошлись немцы и наши войска. Как считали немцы, Ржев мог им вновь открыть дорогу прямо на Москву. Это вообще для них был стратегически выгодный плацдарм в самой гуще Восточного фронта. Наше командование собиралось оттуда завершить разгром немецкой группы «Центр». Полтора года десятки деревень и высоток переходили из рук в руки. Выжили в той страшной мясорубке немногие. Среди уцелевших в том пекле был Вячеслав Кондратьев.
Позже Кондратьев вспоминал, что воевала Красная армия без артиллерийской поддержки. Несколько снарядов приберегали на случай танковой атаки с вражеской стороны. Окопов тоже не было из-за распутицы, а поле, по которому приходилось наступать обстреливалось с трех сторон.
На сегодняшний день известно, что ржевская битва унесла и покалечила более миллиона жизней, в советское время информация о колоссальных потерях замалчивалась.
Именно с этой страницей истории Великой Отечественной войны, одной из самых трагических, связаны произведения В. Кондратьева. Мы обращаемся к ним еще и потому, что в связи с открытием Ржевского мемориала возрос интерес читателей к сражению за Ржев, о котором раньше не принято было вспоминать, настолько кровопролитным оно было.
Помощник командира взвода отдельного стрелкового батальона, сержант Кондратьев приказом ВС 30-й армии Калининского фронта №: 12/н от: 26.04.1942 года был награждён медалью «За отвагу» за то, что 7 апреля 1942 года в бою за деревню Овсянниково (ныне не существует) после гибели командира взвода под ураганным огнём противника поднял бойцов в атаку. Согласно наградному листу, в этом бою лично Кондратьевым из стрелкового оружия было уничтожено 12 немецких солдат, а броском гранаты он вывел из строя станковый пулемёт противника. Позже был ранен.
Дважды Вячеслав получал ранения. 29 февраля 1942 года Кондратьев получил первое тяжёлое ранение. В октябре 1943 года немецкая пуля догнала его во второй раз. После первого бойца перевели в железнодорожные войска, а после второго комиссовали по инвалидности.
В госпитале пробыл на излечении полгода, выписавшись инвалидом. Изувеченная рука не позволила Вячеславу воплотить мечту юности и стать архитектором.
Войну Вячеслав начал сержантом, а окончил лейтенантом.
После госпиталя Кондратьев вернулся в родную Москву, закончил Полиграфический институт и работал художником. Долгое время пытался описать свои военные воспоминания, но написанное никак не вызывало удовлетворения. Поэтому путь в литературу Вячеслава Леонидовича Кондратьева был долог и тернист.
Поздний талант Вячеслава Кондратьева
Вячеслав Леонидович Кондратьев – уникум российской военной прозы. Литературный талант Вячеслав Кондратьев открыл в себе поздно. Свое первое произведение он написал в 59 лет.
На каждого, кто побывал на фронте, война наложила свой неповторимый отпечаток. Исключением не стал и Вячеслав Кондратьев.
Кондратьев признавался, что после войны его долго мучали воспоминания о днях, проведенных на передовой. Он «взахлеб» читал книги о Великой Отечественной, но среди всей фронтовой прозы не мог отыскать «свою войну».
«Я должен был рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой», – говорил Кондратьев о начале своего литературного пути.
Писателем он стал спустя много лет после войны. Воспоминания военных лет вдруг обрушились на него в конце 50-х годов. Какова же должна была быть сила переживаний молодого человека, если память о них заставила его взяться за перо только в пятьдесят лет!
«Далёкие вроде бы годы вдруг приблизились вплотную. Даже запахи войны чуял я порой».
Но воспоминаний недостаточно для того, чтобы понять, как и что надо писать о войне Кондратьеву понадобились долгие годы. Он никак не мог найти тех слов, что могут выразить войну:
«Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но именно своей войны я в книгах и не находил. Моя война — это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы, это также нехватка снарядов и мин…»
Позже он писал:
«Многие из моих сверстников, кто как-то любил литературу, давно хотели рассказать о войне… Я даже повертелся одно время около Литинститута, но поступать почему-то не решился, хотя показать приемной комиссии было что. Остановило меня, наверное, несоответствие между тем, что писалось о фронте и войне, что видел на передовой я лично… И вот только «лейтенантская проза» — повести В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, в которых была показана настоящая война, — задела меня за живое. Первую попытку написать что-то о Ржеве я сделал в 1960 году…»
Как осколок, оставшийся в ране, через много лет, причиняя мучения, выходит из тела ветерана, так из сознания Кондратьева с душевной болью стала выходить военная проза.
«Я стал жить какой-то странной, двойной жизнью: одной – в реальности, другой – в прошлом, в войне. Схватила она меня за горло и не отпускала. И наступил момент, когда я уже не мог не начать писать», – говорил автор.
По словам Вячеслава Леонидовича, эталоном произведений о войне для него была повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Кондратьев сумел выбить командировку в Париж и пообщаться с кумиром, жившим в эмиграции. Впоследствии автор «Сашки» с гордостью демонстрировал совместное фото с Некрасовым.
Восхищаясь прозой лауреата Сталинской премии, Кондратьев отмечал, что она, как и произведения Юрия Бондарева, отражает мемуары лейтенанта. Солдатская правда была еще страшнее, чем правда младшего офицерского состава. Именно она впервые добралась до читателя в произведениях Вячеслава Леонидовича. Литератор говорил, что, когда писал повести и рассказы, вновь проживал военные годы, разговаривал с ушедшими однополчанами.
В пятьдесят лет он принялся, наконец, писать свои точные и задевающие за живое рассказы и повести: «Сашка», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «На поле Овсянниковском», «Селижаровский тракт», «Красные ворота», «Искупить кровью» и «Этот сорок восьмой»…
Все эти произведения связаны между собой многочисленными переплетениями сюжетных линий. И ход событий, и действующие лица, и события их тесно пересекаются и образуют единый цикл. Некоторые повести прорастают одна в другую.
Книга «На сто пятом километре» повествует об армейской службе на Дальнем Востоке, «Селижаровский тракт» — о начале фронтовой жизни, «На поле Овсянниковском» и «Сашка» — передовая в районе Ржева. Постоянные атаки, обстрелы, бои; недостаток одежды, пищи, боеприпасов; постоянных холод, мерзлая земля и простые солдаты воюющие другу с другом – вот она — война.
Наиболее известным произведением в библиографии Вячеслава Леонидовича стала повесть «Сашка», а самым трагическим — рассказ «На станции Свободный».
Свое первое произведение – повесть «Сашка» Вячеслав Леонидович написал в преддверии 60-летнего юбилея. Повесть была опубликована в журнале «Дружба народов» в 1979 году и сразу же обратила на себя внимание со стороны критиков и читателей. Повесть посвящена «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым».
Правдивую и душевную историю о простом солдате, который в критических ситуациях не отступился от своих принципов и даже перед страхом смерти сумел остаться человеком, по достоинству оценили критики и читатели.
В основе сюжета история обычного солдата, который, как и его товарищи, воевал в условиях нехватки продовольствия и боеприпасов.
Несмотря на это, ему голыми руками удается захватить в плен немецкого разведчика, которого позже по приказу комбата, он должен был расстрелять. Главный герой не может убить безоружного человека, поскольку все больше понимает, что немец такой же простой солдат, посланный на войну, как и он сам. В этой сцене раскрывается главная мысль произведения – «Гуманность в нечеловеческих условиях». В дальнейшем она интегрируется на весь военный путь Сашки: он, истекая кровью, не прошел мимо раненного бойца, взял на себя вину лейтенанта, чтобы того не отдали под трибунал.
В повести «Сашка» лейтмотивом проходит тема гуманности на войне. Эта повесть о простом солдате, который находясь в постоянной опасности, в ужасных условиях войны, ежеминутно рискуя жизнью не ожесточился и не озлобился…
«Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь, — но цена человеческой жизни не умалилась в его сознании».
В немногих словах писатель обозначает нравственный выбор солдата на войне и это принципиально новое, что принёс Кондратьев в военную прозу: небывало острая постановка нравственных вопросов. Никогда ещё в нашей литературе с такой силой не сталкивался воинский долг с общечеловеческой нравственностью, запрещающей убивать.
Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.
Война в повести Вячеслава Кондратьева «Сашка»
Главный герой повести – литературный прообраз реального человека – Александра Капустина, в 17 лет получившего медаль «За отвагу», за то, что героически захватил вражеского «языка».
Прототипы реальных людей в произведениях Кондратьева добавляют происходящим событиям дополнительный эмоциональный окрас.
В основу повести «Искупить кровью» легли воспоминания реального человека – Евгения Пригожина, который долгое время вел переписку с автором. В честь ветерана Кондратьев назвал одного из персонажей.
Действия разворачиваются во время штурма деревни Овсянниково под Ржевом. Красная Армия, после нескольких месяцем безрезультатных попыток, все-таки выбивает врага из населенного пункта. Ослабленные и деморализованные бойцы, потерявшие в бою многих сослуживцев, ждут подкрепления, а вместо этого получают приказ не сдавать позицию, что эквивалентно смертному приговору. Немногочисленных солдат спасает ротный Пригожин, решивший отступать, за что и впал в немилость начальства. В глазах руководства он является предателем, но для солдат, ясно понимающих, что и в численности, и в обеспеченности оружием враг их превосходит, ротный предстает в качестве героя. Кондратьев тут раскрывает проблему выбора: с одной стороны приказ «сверху», с другой – человеческие жизни. В независимости от принятого решения, герой должен понести неминуемую ответственность.
Война, о которой слышали солдаты, значительно отличалась от той, что им предстояло увидеть. Именно этому посвящена повесть «Селижаровский тракт». Путь на фронт описывается едва ли не страшнее самих боевых действий. Отсутствие питания, окопов, вооружения – все это угнетающе сказывалось на солдатах. Но они, мечтавшие отличиться в боях, совершить подвиг, идут в атаку, понимая, что жизни их брошены на «разведку боем» и в глобальном смысле не стоят ничего. Дорога заигрывает с солдатами томной неизведанностью и фатальной неминуемостью. Многие из них, мечтавшие совершить героический поступок, с ужасом понимают, что одна из главных задач на реальной войне – не погибнуть. В свою очередь, автор показывает нам, что выжить в такой схватке – само по себе подвиг.
Три произведения, вошедших в состав сборника Вячеслава Кондратьева «Повести. 1941-1942 годы», объединяет концепция простого человека, волею судьбы оказавшегося на передовой и не готового к жестоким реалиям войны. Война представляется, как не что-то далекое и почти позабытое, а как трагическое историческое событие, повлиявшее на много миллионов судеб.
Мы привыкли, что в подобных произведениях солдаты умирают героически: закрыв собой товарища, прыгнув на гранату, спасая однополчан. Кондратьев же показывает нам другую войну. Войну, где люди боятся смерти, оголяют свой характер, не всегда принимают правильные решения, цена которых – человеческая жизнь.
Цель автора – погрузить читателя в то историческое время через мысли героев и ответить на вопрос, что именно заставляет одних идти под пули ради спасения товарища, а других бежать с передовой. Кондратьев, в присущей ему манере, делает это настолько реалистично, что события 78-летней давности глубоким и холодным эхом отдаются в 2020 году.
Повести, объединенные в книге, были созданы в разное время, но каждая из них многогранно описывает солдатский быт, трудность принятия решения и чувства людей, столкнувшихся лицом к лицу со смертью.
После опубликования повести «Сашка» В. Л. Кондратьев стал постоянным автором «Знамени» и «Дружбы народов».
В 1979-80 гг. были опубликованы повести «Борькины пути-дороги», «День победы в Чернове», «Отпуск по ранению», «Дорога в Бородухино», рассказы «На станции Свободной», «На сто пятом километре», «Овсянниковский овраг», «На поле овсянниковском», «Привет с фронта», в 1981-83 повести «Селижаровский тракт», «Житье-бытье», «Встречи на Сретенке», рассказы «Знаменательная дата», «Мы подвигов, увы, не совершали», «Лихоборы», в 1984-1985 рассказы «Асин капитан», «Женька», «Поездка в Демяхи», «Не самый страшный день», «Гошка, бывший разведчик», в 1988 повесть «Что было…», роман «Красные ворота».
Все произведения Кондратьева в той или иной степени автобиографичны. Его повести «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» и роман «Красные ворота» объединены общим героем – лейтенантом Володькой. В первой из них он после короткой передышки в Москве возвращается воевать подо Ржев. Вторая повесть и роман – книги о возвращении героя с войны, о трудностях вхождения в будничную мирную жизнь.
Среди авторов так называемой «окопной прозы», Кондратьева отличает удивительное умение погрузить читателя на поле битвы. Он пытается донести мысль о подвиге, как о героической обыденности, через которую проходили множество солдат, не замечая своей истинной заслуги.
В 1980 году В. Кондратьев был принят в члены СП СССР, стал лауреатом премии Московского комсомола.
В 1985 году награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Писатель жил в Москве. Состоял в СП СССР, избирался членом правления (1986—1991), сопредседателем (в 1993); был членом Русского ПЕН-центра, с мая 1993 президентом АО «Дом Ростовых».
Жизнь литератора оборвалась 23 сентября 1993 года. Кондратьев застрелился из трофейного пистолета. Могила писателя находится на Кунцевском кладбище российской столицы.
Интернет-ресурсы о жизни и творчестве В. Кондратьева
Вячеслав Кондратьев – писатель, показавший войну без прикрас https://www.vesti.ru/article/1486770
О своей войне рассказать могу только я сам… (100 лет со дня рождения В. Кондратьева) https://chttst21.ru/poleznye-ssylki/item/3975-o-svoej-vojne-rasskazat-mogu-tol-ko-ya-sam-100-let-so-dnya-rozhdeniya-v-kondrat-eva-30-10-1920-23-09-1993
Война без «Ура!» Вячеслава Кондратьева http://vokrugknig.blogspot.com/2015/10/blog-post_30.html
Он показал войну без прикрас https://lgz.ru/article/-44-6665-31-10-2018/on-pokazal-voynu-bez-prikras/
Война Вячеслава Кондратьева – это страшный пехотный бой https://litrossia.ru/item/vojna-vyacheslava-kondrateva-eto-strashnyj-pehotnyj-boj/
Аудиокниги:
(театр Моссовета, С.Проханов, В.Сторожик, 1983)
(театр на Малой Бронной)
Экранизация произведений В. Кондратьева
В 1981 году повесть «Сашка» была экранизирована. Главного героя сыграл Андрей Ташков, уже прославившийся ролью сержанта милиции Евгения Кулика в картине «Сыщик», пленного немца — Леонид Ярмольник. Экранизация стала самым известным фильмом в биографии постановщика — режиссера Александра Сурина.
kinopoisk.ru
Режиссер Иван Киасашвили в 1983 г. по сценарию В. Кондратьева снял военную драму «Привет с фронта»
В 1988 г. по повести В.Кондратьева «Отпуск по ранению» вышел фильм Станислава Говорухина «Брызги шампанского».
В год подготовки к 75-летнему юбилею победы по мотивам повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью» Игорь Копылов снял картину «Ржев», первый показ которой прошел 27 ноября 2019 года. Телевизионная премьера ленты состоялась в 2020-м, накануне Дня Победы.
Книги Вячеслава Кондратьева ждут вас в библиотеках г. Ростова-на-Дону.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Фото из открытых источников Интернета