«Все согласятся, что жизнь — это великое и заманчивое приключение. Мы лишь однажды берем билет до станции Неизвестность, лишь однажды пересекаем страну, именуемую жизнью. Чем мы заняты в пути, что совершаем во время этого долгого или короткого странствия, зависит от склонностей нашего характера… если мы научимся без страха смотреть в лицо тайне и в тоже время ощущать вечное движение духа в подлунном мире — тогда наша жизнь будет прожита недаром».
Голсуорси был одним из немногих писателей, кого еще при жизни признали классиком. Как автор он был очень плодовит, и почти каждое его произведение ждал оглушительный успех.
Неукоснительно соблюдая правило писать каждое утро, Джон Голсуорси создал внушительный объем литературных трудов, куда входят 20 романов, 27 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 новеллы, 5 сборников эссе, по меньшей мере, 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.
Сам писатель считал, что лучший путь к сердцу читателя — «представлять жизнь такой, какой ее видишь, со всей искренностью и совершенством, на какие способен». Голсуорси пришлось пройти долгий путь самосовершенствования и познания жизни, чтобы прийти к этой внешне незамысловатой формуле и стать вровень с лучшими английскими романистами.
Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года в семье адвоката. Родители Джона были очень обеспеченными людьми и дали сыну хорошее образование. Когда Джону Голсуорси исполнилось 28 лет, неожиданно для всех он решил, что станет не юристом, а писателем. И уже в 1897 г. в свет вышла его первая книга – сборник небольших рассказов «От четырех ветров», позднее первый роман «Джослин», а затем в 1900 г. – роман «Вилла Рубейн», вышли эти произведения под псевдонимом Голсуорси — Джон Синджон. Но самым главным его творением стала эпопея «Сага о Форсайтах» (1901-1933 гг.), ставшая бестселлером на родине писателя и принесшая автору мировую славу. Именно за это произведение Джон Голсуорси получил Нобелевскую премию в 1932 году.
Основной темой Голсуорси, начиная с первых книг стало описание жизни современного буржуазного мира. Встречаются в его многочисленных произведениях и представители других социальных слоев — интеллигенты, фермеры, рабочие, но быт и нравы «сливок общества» неизменно выступают главенствующим мотивом.
Произведение «Сага о Форсайтах» поставила Д. Голсуорси в ряд с самыми крупными мастерами большой прозы XX века.
«Сага о Форсайтах» — правдивая картина жизни буржуазной Англии его времени. Голсуорси глубоко волновали социальные противоречия, характерные для буржуазного общества. Он пишет о несправедливости существующего общественного устройства, с большой теплотой изображает людей труда, в ряде своих произведений обращается к теме классовых противоречий. Но в своей критике Джон Голсуорси никогда не переходит определенных границ; он стремится доказать, что классовая борьба приносит лишь вред. Но писатель силен как обличитель лицемерия и эгоизма английской буржуазии, как художник, правдиво показавший процесс ее политической и моральной деградации в эпоху империализма.
Критика констатировала: «Форсайтовская хроника — самое выдающееся произведение английской литературы XX века. Форсайты, как и их автор, стали частью национального самосознания». Эпическая семейная сага, воссоздающая историю клана Форсайтов на фоне истории Англии, от Викторианской эпохи до 1920-х гг., написана о семье и о жизни во всей ее полноте и сложности. За внешним успехом влиятельных чопорных Форсайтов, представителей верхушки английской буржуазии, открывается семейная вражда, безнадежная любовь и боль одиночества — вот основа успеха никогда не устаревающей книги. Неоднократно служившая основой для телесериалов и фильмов, эта эпическая семейная сага, с одной стороны, поднимает острые социальные вопросы, с другой — рассказывает о судьбах людей, чьи жизненные испытания не оставят никого равнодушным. За высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах», классик английской литературы Джон Голсуорси стал лауреатом Нобелевской премии в 1932 году.
Изменение мира с помощью красоты и свободы – один из принципов творчества Джона Голсуорси. Джон Голсуорси – художник самой “души Англии”. Ему невероятно точно удается отразить влияние неизбежных перемен на англичан, одной из национальных черт которых всегда был консерватизм. Писатель демонстрирует наступление новой прогрессивной эпохи, которая раздвигает границы возможного и отвергает привычные устои. Сюжеты, развернутые Голсуорси, великолепны в своей социальной, исторической и бытовой точности. Он стремился прежде всего к простоте и естественности в раскрытии драматических конфликтов, которые, как правило, отражают реальные взаимоотношения молодого поколения своего времени.
Подводя итог своему творческому пути, Д. Голсуорси в лекции, которую готовился произнести при получении Нобелевской премии, задавался вопросом: «Я создал в книгах своего рода мир, но похож ли он на мир, в котором мы живем?».
Голсуорси назвал себя «безнадежно старомодным», так как по-прежнему дорожил уроками реалистической классики, прежде всего исключительно высоко ценимых им русских писателей Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого. В литературе его приоритетами оставались «стройность, отбор, форма и извлечение из жизни некой морали». Голсуорси верно понял особенности русской литературы — ее гуманизм и остроту социального обличения. В таком плане было воспринято им творчество Л. Толстого. Для английского писателя стало очевидным, что глубина, тонкость и убедительность психологического анализа в произведениях Толстого достигались благодаря проникновению в сущность социальных явлений. Важное значение имела борьба Голсуорси за чистоту литературного языка. Голсуорси резко выступал против формального экспериментаторства в области языка. Образцом языка и стиля Голсуорси считает язык и стиль Толстого. Язык и стиль самого Голсуорси отличается ясностью, чистотой и замечательной простотой, которые ставят его в один ряд с лучшими мастерами художественного слова.
Творчество Голсуорси было жизнеутверждающим и доступным; поэтому оно не нравилось «литературным снобам». Отсутствие жизненно важных идеалов, отрицание формы и композиции, превознесение случайности и бесформенности — этого не мог принять Голсуорси, веривший в конечное торжество разума и красоты как достояния всех. Искусство для Голсуорси -великая, благотворная сила, оно должно научить человека не только как лучше жить, но и как быть лучше. Все творчество писателя — своеобразная школа «воспитания чувств» человека в духе бескорыстия и «любви», противостоящей индивидуалистической разобщенности людей в современном буржуазном обществе. Голсуорси не однажды повторял: Жизнь — как пена на воде, но одно лишь твердо в ней: Добрым будь в чужой беде, мужественным будь в своей. Сам Голсуорси был и добрым, и мужественным.
На протяжении десяти лет у писателя был тайный роман с женой его двоюродного брата — Адой. Считается, что именно она убедила Голсуорси попробовать себя в литературной деятельности. Когда после смерти отца Голсуорси стал финансово независимым, Ада развелась с супругом и вышла замуж за Джона Голсуорси. Ада стала прототипом героини наиболее острого романа эпопеи о Форсайтах — «Собственник». Отношения между героями Сомсом и Ирен Форсайт были построены на реальной истории брака Ады и Артура Голсуорси.
Голсуорси тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Даже смертельно больной, писатель распорядился, чтобы Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу– международной писательской организации, которую Голсуорси основал в октябре 1921 г.
Умер Джон Голсуорси 31 января 1933 года в Лондоне в возрасте 65 лет вследствие разрастания опухоли мозга. Группа самых известных литераторов Великобритании того времени выступила с инициативой похоронить прах писателя в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Однако в своих произведениях Голсуорси так часто высмеивал церковь и ее служителей, что в просьбе было отказано. Тогда его останки кремировали и развеяли прах над Англией.
«Писать должен лишь тот, кого волнуют большие общечеловеческие и социальные проблемы.»
Творчество Джона Голсуорси не устарело, так как он относится к числу тех художников-реалистов, которые видят высокое назначение искусства в утверждении чести и достоинства человеческой личности, ее права на любовь и свободу. Мир его образов и красок, страстей и гуманных идеалов, любви и ненависти близок нашему. Писатель, драматург, общественный деятель, неподкупно честный и верный своим убеждениям, он желал человечеству счастья, добра, справедливости, мира. Поэтому он и сейчас остается с нами.
«У каждого из нас внутри нечто вроде метронома — такой поразительный, самодействующий инструмент, самый тонкий механизм на свете. Люди зовут его совестью; он определяет ритм нашего сердца.»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!