Музыкальная гостиная «Рожденный для музыки»

Миллионы людей сравнивали Муслима Магомаева с древнегреческим Орфеем. Его запоминающийся глубокий голос — мягкий баритон, переходящий плавно в высокий бас, артистизм, необыкновенный темперамент и душевная теплота покоряли сердца людей. Пожалуй, он стал олицетворением высочайшего взлета в певческой культуре России со времен Шаляпина.

Родился Муслим Магомаев в столице Азербайджана – Баку 17 августа 1942 года. Отца будущего певца звали Магомет Магомаев, до войны он трудился в театре художником. Мама – Айшет Магомаева, служила в том же театре актрисой. Дед по отцовской линии – композитор из Азербайджана Абдул-Муслим Магомаев, стоял у истоков зарождения национальной классической музыки. В основу фамилии Магомаев положено имя Магомай, которое является одной из форм древнего арабского имени Мухаммад. В переводе на русский язык это имя означает «хвалимый, прославляемый». Сам Муслим Магомаев всегда считал себя азербайджанцем, а про гражданскую принадлежность говорил: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать»

Отца певец никогда не видел – тот погиб за несколько дней до конца войны. Мать, оставшись вдовой, уехала в Майкоп, откуда она была родом, потом в Вышний Волочек, где и работала в театре.

«Мой отец погиб на фронте под Берлином за три дня до окончания войны, — рассказывал Муслим Магомедович. — Меня, своего сына, он так и не увидел. Мама — драматическая актриса  кочевала по городам России, поэтому меня оставила на попечении дяди и бабушки.»

После войны Муслим рос в семье дяди Джамала Муслимовича Магомаева. Это был человек строгий, но он искренне любил племянника и сделал все, чтобы тот был счастлив. Именно дядя воспитал в мальчике любовь к родине, уважение к корням, привил вкус к музыке – об этом часто рассказывал сам Магомаев Муслим. Биография знаменитого певца во многом была обусловлена воспитанием Джамала. Когда дети во дворе играли в футбол и гоняли на велосипедах —  Муслим воображал себя дирижером оркестра с палочкой в руках. Дядя, хотя и не имел музыкального образования, умел играть на рояле. Он и начал учить мальчика игре на музыкальном инструменте. Джамал Магомаев по образованию был инженером. Муслим с детства интересовался тем, как именно устроены и работают различные вещи, и дядя поддерживал его в этом «техническом творчестве». Поначалу ребенка хотели научить играть на скрипке, но любопытный ребенок ее разобрал, чтобы посмотреть, что же у инструмента внутри. Вот так, как шутил сам Магомаев Муслим, биография была предопределена детской шалостью. Мальчик начал обучаться игре не на скрипке, а на фортепиано. Увлечение техникой осталось у Муслима на всю жизнь. Уже пожилым человеком он с азартом играл в компьютерные игры, мог починить механические игрушки. Довольно необычное хобби для музыканта.

В музыкальной школе Муслим учился с удовольствием. У мальчика был абсолютный слух и удивительной красоты голос. Причем музыкальные успехи Муслим начал демонстрировать намного раньше – уже в три года он мог подбирать на пианино где-то услышанные мелодии, а в пять – придумал собственную. Это свое первое произведение, пускай неловкое и неумелое, он запомнил на всю жизнь. Потом, спустя много лет, из этой нехитрой мелодии Муслим Магомаев в соавторстве с композитором Гороховым сделает песню «Соловьиный час».

Муслим учился в школе-десятилетке при Бакинской консерватории, где скоро обратили внимание на его чистый и сильный голос. Интерес к классическому вокальному искусству у мальчика возник после просмотра фильма «Молодой Карузо». Муслим слушал пластинки, которых было много у дяди, смотрел фильмы, брал ноты и пел все подряд. Он настолько увлекся пением, что перешел из музыкальной школы, в которой не было класса вокала, в Бакинское музыкальное училище.

Любопытно, что голос Муслима в переходном возрасте не ломался, как у большинства маленьких певцов. Это был тот редкий случай, когда чистый, яркий детский голосок сформировался в мощный мужской.


В 1961 году молодой певец начал работать в Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. Он исполнял арии из опер и эстрадные песни. Через год его отправили в Хельсинки, на VIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Через год Муслим Магомаев принял участие в проходившей в Москве Декаде культуры и искусства Азербайджана. На финальном концерте он исполняет каватину Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник». После исполнения зал взорвался аплодисментами. В ложе концертного зала сидели министр культуры СССР Е.А. Фурцева и знаменитый тенор Иван Семенович Козловский, которые вместе со всеми восторженно аплодировали молодому азербайджанцу. На следующий день все газеты страны писали о таланте певца из Баку.


В 1963 году состоялся его первый сольный концерт в Концертном зале им. Чайковского Московской филармонии. В том же году, Муслим Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В 1964 молодой оперный певец году отправляется на годовую стажировку в знаменитый итальянский театр «Ла Скала». В 1966 году Муслим Магомаев впервые выступает на сцене легендарного парижского концертного зала «Олимпия».

Высшее музыкальное образование Муслим Магомаев получал уже после того, как стал Заслуженным артистом Азербайджанской ССР. В 1968 году на его дипломный концерт в Азербайджанской государственной консерватории пришло такое количество слушателей, что пришлось открыть все окна и двери в зале.

В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек.

В 1960-е и 1970-е годы популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.

В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Муслим Магомаев — автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе — американского певца Марио Ланца, написал книгу об этом певце.


У Магомаева появилось необычное хобби. Он любил делать забавные перепевки песен, имитировал комические мотивы из разных фильмов. Позже это умение пригодилось ему при озвучке «Возвращения бременских музыкантов», где он пел песенку Атаманши.


Муслим Магомаев имел весьма запоминающийся сценический образ. Высокого роста, подтянутый, статный, при появлении на сцене он умел сразу расположить к себе зрителей. К особенностям его вокальной манеры можно отнести и внятную дикцию, и интонационную отточенность музыкального посыла, естественность переживаний, глубокий и проникновенный поэтический лиризм. Магомаев пел все – эстраду, классику, джаз, народные песни. На концертах конферансье даже не успевали полностью его представить: как только произносилось имя певца — Муслим, фамилия уже утопала в овациях публики.

 Уже в 31 год он был удостоен звания народного артиста СССР. В 1975 году Магомаев организовал Азербайджанский государственный эстрадно-симфонический оркестр и в течение 14 лет был там художественным руководителем. Именно Муслим Магомаев был первым человеком в СССР, спевшим со сцены песню «Битлз». В его исполнении «Yesterday» услышала вся страна. К сожалению, у певца было слабое сердце. В 60 лет он оставил сцену – не мог справляться с нагрузками. По поводу прекращения выступлений Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда. Последние годы жизни страдал от болезни сердца, ещё с юности его беспокоили лёгкие, несмотря на это, по свидетельству Тамары Синявской, певец иногда выкуривал по три пачки сигарет в день

Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца, на руках у своей супруги Тамары Синявской.

По степени подлинного аристократизма, лиризма, поистине  демонической силы, проникновенности и ни с чем не сопоставимой чувственности, слившихся  воедино, этому артисту не было равных!

Всё в нём соединилось: и внешность потрясающая, и голос, который полон нюансов, полон полифонии. Там и героическое, и лирическое, и интимное. Всё это сложилось. Муслима Магомаева можно слушать бесконечно.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!