Музыкальная гостиная  «Бессмертной музыки великая душа»    (к 210-летию со дня рождения Джузеппе Верди)

Уважаемые читатели!

10 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Джузеппе Фортунино Франческо Верди

Джузеппе Верди — великий итальянский композитор. Его музыкальные произведения — это сокровища мирового музыкального искусства, а творчество мастера называют вершиной развития итальянской оперы XIX века. Он сделал вклад в то, чтобы сделать этот жанр таким, каким его знают и сейчас. Благодаря этому композитора помнят и любят спустя более чем столетие после смерти.

Сын трактирщика и пряхи

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе близ города Бусетто. В настоящее время в этом городке ежегодно проходит конкурс молодых оперных исполнителей имени великого композитора. Семья Джузеппе была бедна: отец — трактирщик, а мать — пряха. На музыкально одаренного ребенка обратил внимание богатый торговец и меценат Антонио Барецци. По его настоянию семья переехала в Бусетто, где Джузеппе смог получить свои первые полноценные уроки музыки. Его педагогом по композиции стал Фердинандо Провези, директор местной музыкальной школы и глава городского филармонического общества. Верди продолжительное время жил в доме Провези, а впоследствии женился на его дочери, Маргарите. В возрасте 18 лет Джузеппе был отправлен в Милан на средства, выделенные благотворительным обществом города.

Отец Джузеппе делал все, чтобы дать сыну лучшее образование. Уже в четыре года мальчик начал изучать латынь и итальянский язык под руководством деревенского учителя, подрабатывавшего органистом. Заметив музыкальный талант ребенка, тот начал бесплатно давать ему и уроки игры на фортепиано и органе. Чтобы поддержать мальчика, родители купили ему спинет — клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин.

После смерти учителя Верди заменил его в качестве органиста. На тот момент одаренному ребенку было всего восемь лет. Он продолжал совершенствовать мастерство и вскоре привлек внимание местного мецената и главы филармонии Антонио Барецци, который стал покровителем Джузеппе и способствовал его дальнейшему обучению.

В 1823 году родители отдали юного музыканта в школу для мальчиков в Буссето, где он изучал языки, постигал гуманитарные науки и риторику. Вскоре после этого Верди начал брать уроки у церковного капельмейстера Фердинандо Провеси, с помощью которого постигал принципы музыкальной композиции. Вспоминая этот период, Джузеппе писал, что в течение пяти лет написал множество произведений, в том числе марши, симфонии, серенады, кантаты, арии.

Музыка

После окончания школы Верди сосредоточился на занятиях музыкой. В этот период юноша переехал в дом своего покровителя, чтобы давать уроки его дочери Маргарите Барецци. Но он мечтал продолжить собственное образование, что в итоге привело его в Милан.

Верди пытался поступить в Миланскую консерваторию, но получил отказ. Аргументами были недостаточный уровень владения фортепиано и слишком большой возраст: на тот момент музыканту исполнилось 18 лет. Зато позаниматься с Джузеппе согласился Винченцо Лавиньи, который был артистом театра Ла Скала.

Живя в Милане, Верди все больше погружался в светскую жизнь. Он посещал оперные спектакли, концерты, общался с местным бомондом, обзаводясь полезными знакомствами. В 1834 году состоялся его дебют в Ла Скала, где молодой музыкант сыграл на клавесине.

На фоне успеха выступления Джузеппе задумался о написании собственной оперы. Потребовалось еще несколько лет, чтобы произведение удалось поставить на сцене Ла Скала. Оно называлось «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо» и было принято публикой с восторгом.

С молодым композитором заключили контракт, по которому он должен был создать еще две оперы. Первая из них, «Король на час», была написана в непростые для Верди времена. В итоге постановка не получила отклика у публики и провалилась. Джузеппе был так разочарован, что заявил о решении бросить писать музыку.

Но спустя 18 месяцев автор все же завершил работу над второй оперой — «Набукко». Она была представлена в Ла Скала в марте 1842 года и имела ошеломительный успех. Всего за четыре месяца постановка была показана 57 раз, а в дальнейшем демонстрировалась на сценах Вены, Барселоны, Парижа и Нью-Йорка.

Имя Верди гремело не только по всей Италии, но и во всем мире. Он стал высокооплачиваемым и востребованным композитором. Но следующие годы после успеха «Набукко» Джузеппе позже описал как период рабства. Он постоянно писал, выпуская в среднем по опере в год.

Уже в 1843 году итальянская публика смогла насладиться постановкой «Ломбардцы в крестовом походе». Позднее опера была представлена в Париже, но для этого Верди пришлось внести изменения в изначальный вариант. В первую очередь он заменил итальянских героев на французских, а во вторую — сменил название на «Иерусалим».

В дальнейшем в послужном списке композитора появились «Эрнани» и «Аттила». Оперу «Макбет» Джузеппе посвятил своему давнему покровителю Антонио Барецци. Но высшую степень признания знаменитости принесла «Риголетто», созданная по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Чтобы добиться возможности увидеть свое творение на сцене, автор вытерпел несколько этапов строгой цензуры. Но в итоге и он, и критики назвали оперу из лучших творений мастера.

Не менее популярной стала опера «Травиата», созданная по произведению «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына. С ее премьерой в 1953 году завершился активный период в творчестве композитора, и за последующие годы он написал гораздо меньше произведений, чем за время с момента выхода «Набукко».

Отчисления от постановок позволили Верди больше ни в чем нуждаться. Мастер сосредоточился на земледелии и обустройстве поместья Сант-Агата. Среди произведений, выпущенных в 50–60 годы, — оперы «Бал-маскарад» и «Дон Карлос».

Однажды Джузеппе получил заказ от египетского правительства. Его попросили написать оперу для Каирского оперного театра. Премьера «Аиды» состоялась 24 декабря 1871 года и была приурочена к открытию Суэцкого канала. Самая известная ария из нее — «Триумфальный марш».

После этого продуктивность знаменитости окончательно упала, и в следующие два десятилетия вышли всего две оперы — «Отелло» и «Фальстаф». Но общее наследие Верди все же велико и имеет особое значение для мирового музыкального искусства.

За свою творческую биографию Джузеппе написал 26 опер и реквием. Соотечественники считают его народным композитором Италии. Он создавал такую музыку, в которой простые итальянцы чувствовали собственные переживания и надежды.

Джузеппе Фортунио Франческо Верди провел детство в местах, досконально описанных французским романистом Стендалем в романе «Пармская обитель» и Франции в ту пору принадлежавших.

Парадокс гения Верди заключается в том, что будущего создателя программных произведений итальянской оперы не приняли в Миланскую консерваторию. Его исполнение «Каприччо в ля мажоре» Генриха Герца встретило отрицательную реакцию экзаменаторов. Испытание по композиции прошло лучше – его воздушные мелодии вызвали одобрение, тем не менее недостаточное для зачисления в консерваторию. Члены комиссии не увидели в юноше исключительного дарования, а один из теоретиков, присутствовавших на экзамене, Антонио Анджелери, и вовсе заключил, что Верди никогда не научится достойно играть на фортепиано. Заветной мечте молодого музыканта об обучении в Миланской консерватории не было суждено сбыться. Но два года, проведенные в Милане, не прошли напрасно – в этот период Джузеппе Верди брал уроки у Виченцо Лавиньи, оперного композитора и дирижера театра Ла Скала. Несмотря на бедность и непростые жизненные условия, Верди самозабвенно учился у талантливого педагога, выходя из дома лишь в театр Ла Скала. Он самозабвенно переписывал партитуры Доницетти и Россини, постигая музыкальную науку своими силами.

Электронная презентация Джузеппе Верди 1813 – 1901 на ютуб-канале ПЦПИ:

Под покровительством Барецци

Решение ничуть не уступало соломонову вердикту. Ибо отказать в интуиции, если не прозорливости, Антонио Барецци нельзя. Торговец Барецци, самый богатый в округе, был уже немолод, ему о душе стоило подумать. Значит, стоило поторопиться и взяться за доброе дело без отлагательств. У Джузеппе Верди появился серьезный патрон и благодетель.

И, со знанием дела и с приличествующим знатоку форсом проверив слух и голос юноши (а мальчик еще и прекрасно пел), синьор Антонио Барецци – далеко не последний человек в Буссето — принял решение: «Мальчик должен стать великим музыкантом».

До обручения самого Верди было еще очень далеко. Сперва предстояло провалиться в Миланскую консерваторию (она сейчас носит имя композитора), объехать — неизменно полуголодным — половину Италии, изучая оперный репертуар и, наконец, свести те самые знакомства, что совершенно необходимы интересному и привлекательному «юноше, обдумывающему житье».

Путь Верди к успеху не был устлан розами, как часто пишут в романах. Он начал карьеру простым учителем музыки, да и то с помощью все того же Барецци, который предложил Джузеппе заниматься с его дочерью. Как известно, такие уроки зачастую кончаются свадьбой. Случай Верди не стал исключением.

Личная жизнь

В 1836-м Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. В следующем году супруга родила композитору дочь Вирджинию Марию Луизу, но вскоре девочка умерла. Их сын Ицилио Романо не пережил младенчество. Очередной трагедией стала смерть жены от энцефалита.


 Узы Гименея обещали быть прочными – Джузеппе и Маргарита любили друг друга. Вот только судьба оказалась к ним немилостива. Счастье было недолгим, немногим более двух лет. Болезни унесли двух появившихся на свет младенцев и саму Маргариту. После чего Верди пришлось сделать все возможное, чтобы не сойти с ума и заставить себя жить дальше, так и не найдя ответа на вопрос – почему именно к нему так жестока судьба. Молчание Бога или, быть может, невозможность Верди услышать Его заставляли композитора страдать еще долгие годы. И даже Музыка не всегда приносила облегчение.

Джузеппе потребовалось время, чтобы пережить такое горе и вновь полюбить. Уже после 30 лет маэстро увлекся оперной певицей Джузеппиной Стреппони. Несколько лет они сожительствовали, но из-за осуждения со стороны общества решили узаконить отношения.

С Джузеппиной Верди обрел долгожданное счастье в личной жизни. Жена поддерживала композитора и была его музой вплоть до своей смерти в 1897 году.

В лучах первой славы

Первой поставленной оперой Верди была «Оберто, граф Бонифачо», показ которой был осуществлен в 1839 году в Милане. Этим событием Верди был обязан протекции приглашенной солистки Ла Скала Джузеппине Стреппони. Верди исполнил ей эту оперу на фортепиано, и певица заинтересовалась сочинением композитора. Несмотря на отсутствие сложившегося музыкального стиля Верди, впоследствии принесшего ему всемирную славу, «Оберто» был воспринят публикой благожелательно.

Первым крупным успехом Верди считается опера 1841 года «Набукко», написанная на либретто Теми́стокле Соле́ра. Пережив тяжелые времена — смерть супруги и сына, затем провал второй поставленной оперы — «Король на час», Верди вновь приступил к композиторской деятельности.

Джузеппе Верди. «Травиата». Спектакль театра «Геликон-опера» @Телеканал Культура


Крупный оперный импресарио Мерелли, благодаря которому Верди получил возможность осуществлять театральные постановки, убедил его создать оперу на либретто Т. Солера «Изгнанник». Немецкий композитор Отто Николаи уже отверг предложение создать оперу на этот сюжет. Верди нехотя согласился пролистать либретто. Придя домой он презрительно швырнул бумаги на стол, тетрадь раскрылась на словах «Лети же, мысль, на крыльях золотых…» (будущий хор «Va, pensiero»). Верди счел это знаком судьбы и, прочитав либретто до конца, вдохновленный, он приступил к работе. В этой опере уже явственно прорисовывается самобытный стиль композитора. Публика горячо приняла премьеру, представители патриотического движения восприняли оперу как призыв к революции и объединению Италии. Именно с этой работой сам Верди ассоциировал начало своей полноценной композиторской деятельности. И вновь Джузеппина Стреппони посодействовала в постановке оперы, которую Верди непременно хотел осуществить в высокий карнавальный сезон. Мерелли, осознавая все риски, предпочитал сделать это лишь весной. Но именно в карнавальный сезон Верди мог рассчитывать на участие в постановке известных оперных певцов, таких как Стреппони или Ронкони. Музыка Верди, звучащая в этой опере, открыла новую страницу оперного искусства своим неистовством, мощью и понятностью музыкального языка.

Одни любимые книжные герои звали уйти в монастырь, иные приглашали к воинскому подвигу или просто забыться в жарких объятиях куртизанки. Но уж никак не писать, не сочинять. Словно и муза упорхнула куда-то…

Но… Верди не был бы Верди, если бы он поддался одному из этих призывов. Он обрел спасение не в вере, к которой охладел после смерти семьи (даром, что все детство провел за клавишами церковного органа), но в труде – непрестанном, изнурительном, как он уже привык. И если его первая опера «Оберто, или граф Бонифачьо» получает лишь поддержку критики, то премьера «Набукко» на сцене «Ла Скала» проходит с таким успехом, что уже весь Милан говорит о новой звезде, которой нет еще и тридцати. На дворе 1842 год. Впереди 60 лет оглушительной славы. Но уже первые лучи ее греют так нежно, так сладко… Бросить музыку?.. Никогда! Она и есть моя главная любовь. Моя главная страсть…

Верди засыпает счастливым победителем. Наверное, первый раз в жизни. И в объятиях Джузеппины Стрепони – своей тезки и красавицы-сопрано, что лишь спустя долгие годы станет его женой. Влюбленные хотят проверить свои чувства. И когда они пройдут испытание на прочность, а Джузеппина оставит сцену, в Италии будет заключен новый счастливый брак. Длиной в 40 лет.

Всемирное признание

Пока вся Европа напевает хоровой мотив из «Набукко», у Верди уже готова новая опера. Это «Риголетто». Она полна жемчужин и страстей. Да, в ней меньше верхних «до» и «ре», чем у Винченцо Беллини, и сногсшибательных фиоритур, чем у Джакомо Мейербера, но ведь это уже и не стиль чистого «бельканто», оставшегося в прошлом, а нечто новое. Джузеппе Верди становится сторонником нового направления в музыке, которое назовут веризмом. В этом направлении форма никогда не преобладает над содержанием, но равна с ним в художественных правах. Сюжеты веристских опер изображают исключительно сильные, часто преувеличенные страсти, толкающие героев на преступления по отношению к любимым. Веристы рисуют человека в тот момент, когда от любви до ненависти — один шаг, касается ли это бытовой сферы, исторических преданий или даже экзотических сказок.

Вторая половина XIX века проходит под знаком веристского направления в музыке. И Верди тут – абсолютный лидер. «Травиата» и «Бал-маскарад», «Дон Карлос» и «Трубадур» — от славы к славе восходит гений композитора. Он специально для Санкт-Петербургской оперы пишет «Силу судьбы» и дирижирует ею в северной столице России. Оплакивая любимого с юности Алессандро Мандзони, Верди посвятит ему «Реквием». А в 1871 году доберется до Каира, где на открытии Суэцкого канала прозвучит его «Аида».

Верди написал «египетскую» оперу специально в честь этого события. Биографы композитора обыкновенно с нее начинают отсчет последнего периода в жизни и творчестве «затворника Буссето». Именно так порой называют великого сочинителя в эти годы: шумным столицам Европы и роскошным номерам в отелях он предпочитает уединение в местах своего детства вместе с любимой Джузеппиной.

Последние дни

В провинциальном Буссето появился телефон, по которому можно говорить с Миланом, но Верди предпочитает переписку. Он заканчивает главное произведение своей жизни – оперу «Отелло». Она полна речитативов, напряженного драматического действия, партитура ее совершенно безупречна. Критика, после оглушительной своим успехом премьеры оперы в «Ла Скала», не может поверить, что столь масштабное произведение сочинил человек, стоящий на пороге 75-летия. Они и представить себе не могут, что впереди еще будет «Фальстаф». Столь же совершенное, только уже комическое произведение «затворника Буссето».


Он успеет войти в ХХ век, показавшийся ему непонятным. Переживет Джузеппину на несколько лет. И скончается в Милане в возрасте подлинного патриарха: в 87 лет.

За несколько лет до кончины Верди открыл в Милане санаторий для старых музыкантов. В саду этого дома, следуя завещанию композитора, его и похоронили.

…Старый дом в Буссето стоит и по сей день. Он стал местом паломничества пилигримов со всего света, музыкальной меккой для всех поклонников оперы. Особенно они любят приезжать сюда осенью, когда пармский воздух так чист и свеж, что, кажется, сквозь него можно разглядеть фигуру человека в цилиндре и в пальто с элегантно повязанным поверх шарфом. Он стремительной походкой направляется к дому, и его невозможно не узнать, ибо его присутствием здесь исполнено все.

Смерть

21 января 1901 года Джузеппе был в Милане. В отеле у него случился инсульт, который в итоге и стал причиной смерти. Его парализовало, однако он продолжал с помощью внутреннего слуха воспринимать партитуры опер «Тоска» и «Богема» Джакомо Пуччини, «Пиковая дама» Петра Чайковского. Мнение по поводу этих произведений так и осталось невысказанным. Каждый день силы покидали великого композитора, и 27 января его не стало.

Похоронили Верди на Монументальном кладбище в Милане. Но через месяц его тело было перезахоронено на территории дома отдыха для пенсионеров-музыкантов, который в свое время он создал.

Память

Память о прославленном итальянском композиторе живет в его произведениях и архивных фото. Напоминают о нем и памятники, установленные в Буссето, Милане, Триесте. В Парме в честь Верди открыт мемориал. В СССР и России Джузеппе посвящали почтовые марки. Его имя носит кратер на Меркурии.

Образ мастера увековечен в книгах, документальных и художественных фильмах. Среди тех, кто изобразил Верди на экранах, — Фоско Джакетти, Рональд Пикап и Пьер Крессуа.

Произведения

  • 1839 — «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо»
  • 1940 — «Король на час»
  • 1845 — «Жанна д’Арк»
  • 1846 — «Аттила»
  • 1847 — «Макбет»
  • 1851 — «Риголетто»
  • 1853 — «Трубадур»
  • 1853 — «Травиата»
  • 1859 — «Бал-маскарад»
  • 1861 — «Сила судьбы»
  • 1867 — «Дон Карлос»
  • 1870 — «Аида»
  • 1874 — Реквием
  • 1886 — «Отелло»
  • 1893 — «Фальстаф»

Интересные факты

  1. Опера «Травиата», созданная Верди, упоминается в фильме «Красотка».
  2. Миланская консерватория, куда не приняли на учебу композитора, позже была названа его именем.
  3. Единственным учеником мастера считается Эмануэле Муцио, который был также его другом и помощником.
  4. В России Джузеппе прославился благодаря опере «Сила судьбы», которую написал по заказу Каменного театра Санкт-Петербурга.
  5. Главным соперником Верди называют Рихарда Вагнера, с которым он родился в один год. Творчество композиторов сложно перепутать, но их считают реформаторами оперного искусства. Они были наслышаны о друг друге, но ни разу не встречались. Однако в своих музыкальных произведениях отчасти старались полемизировать друг с другом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бушен, Александра Дмитриевна. Молодой Верди. Рождение оперы: роман / А. Бушен; [художник В.Н. Нечаев]. — 1989
  2. Верфель, Франц. Верди. Роман оперы / Ф. Верфель; [перевод с немецкого Н. Вольпин; предисловие И. Бэлзы, с. 3-20. — 1991
  3. Галь, Ганс. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира: перевод с немецкого / [вступ. ст. И.Ф. Бэлзы; коммент. И.С. Рожновской]. — 1986
  4. Орджоникидзе, Гиви Шиоевич. Оперы Верди на сюжеты Шекспира / Гиви Оржоникидзе. — 1967
  5. Охалова, Ирина Васильевна. Джузеппе Верди / И.В. Охалова. – 2020. — (Жизнь великих композиторов)
  6. Соловцова, Любовь Андреевна. Джузеппе Верди: [монография] / Л. Соловцова. — 1981(Классики мировой музыкальной культуры)
  7. Тароцци, Джузеппе. Верди / Джузеппе Тароцци; сокр. пер. с ит. И. Константиновой. — 1984(Жизнь замечат. людей. ЖЗЛ. Сер. биогр. Осн. в 1933 г. М. Горьким. Вып. 8 (648))
  8. Эсе, Ласло. Если бы Верди вел дневник… / Ласло Эсе; пер. с венг. Елена Силард-Айзатулина. — 1966

Ответственный: Олейник Н. А.