Перекресток мнений  «Социальная справедливость как правовая ценность» (к Всемирному дню социальной справедливости)              

Уважаемые читатели!

История цивилизации описывает проблему справедливости как состояние моральных ценностей в сфере общественных и личных отношений, как выражение триединства духовности, нравственности и культуры. Современное общество объединяет людей с различными возможностями. У них отличаются доходы, уровень образования, обязательства. Возникают условия, при которых появляется социальное неравенство. Последнее вызывает проблемы в экономике, здравоохранении и других сферах жизни.

Для того чтобы обратить внимание на неравенство слоев населения, учрежден Всемирный день социальной справедливости, который отмечается ежегодно 20 февраля.

ООН считает стремление к социальной справедливости одной из своих главных миссий. Организация поддерживает принципы справедливости, устраняя барьеры, возникающие перед людьми в силу их пола, возраста, расовой, этнической или религиозной принадлежности, культуры или наличия инвалидности.

Один из основных документов, работающих в этом направлении, — Декларация о социальной справедливости в целях справедливой глобализации. В ней делается упор на гарантии достижения справедливых результатов для всех посредством обеспечения занятости, социального диалога и основополагающих принципов и прав на рабочем месте.

Цель праздника – обратить внимание на каждого человека по всему миру и постараться улучшить его социальное положение. Организация поддерживает принципы справедливости, устраняя барьеры, возникающие перед людьми в силу их пола, возраста, расовой, этнической или религиозной принадлежности, культуры или наличия инвалидности.

Поэтому, начиная с 2009 года, во многих странах мира проводятся просветительские лекции, семинары, конференции, где обсуждаются насущные проблемы социальной сферы, рассматриваются предложения по совершенствованию законодательства, программы о трудоустройстве, пенсионном обеспечении. Активисты общественных организаций обращают внимание чиновников на актуальные вопросы социальной сферы. Публикуются отчеты о выполнении правительственных программ. Благотворительные фонды собирают деньги на помощь нуждающимся людям. В эфире средств массовой информации показывают посвященные событию сюжеты, готовятся материалы о жизни представителей различных слоев населения.

Социальная практика справедливости предполагает конкретный набор материальных и духовных благ, к которым все граждане должны иметь равный доступ.

Обратимся к примерам из литературных произведений.

Во многих художественных произведениях отечественных писателей находит отражение тема социальной несправедливости. К таким произведениям относятся —  роман А.С. Пушкина «Дубровский», повесть Н.В. Гоголя «Шинель» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В романе А.С. Пушкина «Дубровский» важное место занимает конфликт между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кирилой Петровичем Троекуровым. Поссорившиеся из-за пустяка друзья вступают в конфликт, который можно было бы разрешить мирным путем. Однако Троекуров, будучи влиятельным и богатым помещиком, пользуется своим положением в обществе, чтобы досолить бывшему другу: он решил отнять у Дубровского его имение Кистеневку. А.С. Пушкин, показывая, что решение суда в пользу богатого и влиятельного Троекурова было очевидным изначально, выражает мысль о несостоятельности судебной системы, которая выносит несправедливые решения, ломающие судьбы менее влиятельных и менее материально обеспеченных людей из-за прихотей более влиятельных и более материально обеспеченных людей. В романе показано, как Андрей Гаврилович, человек чести и достоинства, сталкивается с социальной несправедливостью.

С несправедливостью сталкивается и Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель». «Вечный титулярный советник» сталкивается с угнетениями со стороны своих сослуживцев: его никто не воспринимает всерьез, над ним постоянно подшучивают. С еще большей социальной несправедливостью Башмачкин сталкивается, когда «значительное лицо» ничего не делает для того, чтобы найти украденную у Башмачкина шинель, без которой он не сможет ходить зимой по холодному Петербургу. Н.В. Гоголь показывает равнодушное и жестокое отношение представителей власти к людям низкого социального статуса.

Тема социальной несправедливости в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является одной из основных. Автор показывает бедную часть населения Петербурга, которая проводит большую часть своего времена в тесных и темных комнатушках, похожих на гроб, в трактирах и в распивочных. Большинство персонажей романа сталкиваются с несправедливостью. Ярким примером становится социальное положение семьи Мармеладовых, при котором они получают копейки, на которые нельзя прокормить даже детей. Катерина Ивановна, имеющая дворянское происхождение, не имеет средств к существованию, поэтому соглашается выйти замуж за Мармеладова. Тот в свою очередь он безысходности начинает пить, и алкоголь становится для него способом уйти от жестокой реальности. Чистая душой Сонечка Мармеладова, будучи верующим человеком, идет по «желтому билету», совершая грех, потому что у нее нет возможности пойти на достойную работу, где ей бы платили деньги, на которые можно было бы прокормить семью.

А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский показывают, что герои приходят к трагичным результатам из-за общественной несправедливости. Андрей Гаврилович Дубровский заболевает после суда, а затем умирает. Акакий Акакиевич Башмачкин заболевает из-за отсутствия верхней одежды в холодном Петербурге, а затем умирает. Умирает Мармеладов, а за ним Катерина Ивановна, дети которой отправляются в сиротский дом.

Все три автора показывают, что умные, добрые и нравственные люди, столкнувшись с социальной несправедливостью, становятся преступниками.

В рассказе  Куприна  «Чудесный доктор»  Пирогов является ярким примером  человеческого милосердия…

Доктор Пирогов,  выслушав трагическую историю Мерцаловых, не прошёл мимо чужой беды и решил им помочь. Осмотрев больную девочку, он выписал рецепт, оставил деньги и тем самым,  совершил самый чудесный переворот в судьбе этой семьи, который позволил им вновь встать на ноги и обрести радость, подарил им надежду на лучшее будущее.

Из народной мудрости

«Молчащий в правом деле подобен кричащему в деле несправедливом», — справедливо утверждает русская пословица. Она осуждает тех людей, которые молчат в правом деле. Они подобны тем, кто кричит в деле несправедливом, неправом.

«Человек становится сильным и смелым, когда его дело справедливо», —  утверждает русская пословица. В ней говорится, что человек, который занят справедливым делом, чувствует себя сильным и смелым.

«Справедливость темноту осветит», —  говорили наши предки в давние времена. По их мнению, справедливость имеет огромную силу, она способна осветить все вокруг.

 «У несправедливого человека нет настоящих друзей», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что несправедливый человек не может притягивать к себе людей, поэтому не имеет настоящих друзей.

«Справедливость – залог процветания», — говорили наши предки. Они считали, что справедливость, действительно,  залог процветания в любом деле, во всяком начинании.

«Чего себе не хочешь, того и другому не твори», — утверждает русская пословица. В ней  наши мудрые предки советовали быть справедливыми: не творить другим того, чего не желаешь себе.

«Где говорят деньги, там спит справедливость», — гласит русская пословица. Она утверждает, что там, где процветает взяточничество, говорят деньги, справедливость молчит.

«Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее», — говорил русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Он утверждал, что для русского народа характерны чувство справедливости и желание ее достичь.

«Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок», — утверждал известный русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он называл справедливость  крайней мерой добродетели, выше которой ступени к совершенству, а ниже – порок.

«Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? — Речь не должна идти о том, пока они страдают», — считал известный критик Николай Гаврилович Чернышевский. Он утверждал, что справедливость требует заступаться за страдающих людей, независимо от того, хороши ли они или нет. Не стоит об этом говорить, пока эти люди страдают.

«Ни один человек не имеет права поступать несправедливо, даже если несправедливо поступали с ним».

«Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым

 «Справедливость — такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб», —  писал немецкий писатель и публицист Карл Людвиг Берне. Он сравнивал справедливость с хлебом, считая их одинаково необходимыми для жизни продуктами.

«Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного», — утверждал  русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель Владимир Сергеевич Соловьев. Он называл справедливость не просто равенством, а равенством в исполнении того, что должно быть выполнено.

Социальная  справедливость проявляется и в том, что средства для жизни члены общества получают только за счет своего труда, а те, кто только еще готовится к трудовой деятельности или нетрудоспособен, обеспечивается за счет общества. В соответствии с социальной справедливостью распределение доходов строится так, чтобы величина получаемых человеком благ соответствовала количеству и качеству труда. В соответствии с социальной справедливостью не только оплата труда, но и другие блага должны распределяться с учетом трудового вклада людей. Большое значение имеет воплощение социальной справедливости в социально-политической и социально-трудовой сферах. Его реализация означает фактическое равноправие (равенство прав и обязанностей) всех граждан независимо от их социальной и национально — расовой принадлежности. Это предполагает предоставление всем гражданам равных возможностей участвовать в управлении общественной жизнью с учетом собственных интересов в принятии соответствующих решений. В сфере культуры принцип социальной справедливости находит выражение в создании все более благоприятных условий для приобщения всех членов общества к духовным ценностям и к процессу их создания. Понятие справедливости ассоциируется с такими понятиями как —  объективность, истинность, честность, порядочность, совесть, правосудие, равноправие, закон, благородство, нравственность, равенство, искренность, гуманность, прямота, понимание, принципиальность.

В условиях социального государства осуществление принципа социальной справедливости основывается на равенстве всех граждан перед законом, создании правовых, политических и социально-экономических гарантий жизнедеятельности человека, на обеспечении высокого уровня его социальной защищенности и является одной из основных задач социальной политики государства. Реализация принципа социальной справедливости предполагает: справедливое распределение деятельности (труда), социальных благ, уровня и качества жизни, информации и культурных ценностей, возможность равного участия в управлении государственными и общественными делами.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!