Правовой час «Парламентаризм в России»

Сегодняшнее виртуальное мероприятие посвящено Дню Российского парламентаризма.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента.

ПАРЛАМЕНТ — высший представительный орган власти.

В этом году исполняется 114 лет парламентской реформе в России.

День российского парламентаризма был учрежден 27 июня 2012 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Этот праздник еще весьма молодой, он был утвержден с целью привлечь внимание граждан к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов региональной власти.

https://www.youtube.com/watch?v=xhI8MZjosw4&feature=emb_logo

В качестве даты празднования выбрано 27 апреля, поскольку в этот день (по старому стилю) в 1906 году начала работу Государственная дума Российской Империи — первый в истории страны демократический институт. Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет.

Появление представительного органа стало результатом революции 1905 года. После этих событий Николай II учредил Государственную думу как «особое законосовещательное установление, которому предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений». Также в функции первой Госдумы вошло рассмотрение «росписи государственных доходов и расходов», или, говоря современным языком, бюджета.

Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного  представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве.

Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.

В XVI — XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых — Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства — Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.

К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.

Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается земство — всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения — органы городского самоуправления.

Первое положение о выборах в Государственную думу, разработанное министром внутренних дел Александром Булыгиным, наделяло правом голоса ограниченные категории лиц: крупных собственников недвижимого имущества, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога, а также — на особых условиях — крестьян. Это вызвало сильное недовольство в обществе, и выборы по этой схеме не состоялись.

Новой основой деятельности представительного органа стал Манифест от (17) 30 октября 1905 года, который установил незыблемое правило: «никакой закон не может воспринять силу без одобрения Государственной думы». Таким образом, Дума из совещательного органа стала органом законодательным.

Первая российская революция 1905-1907 гг. заставила власть во главе с Николаем 2 пойти на уступки обществу и создать народное представительство во власти. Наконец, 27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная Дума — первый российский общенациональный парламент и демократический институт. (Акцент) Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. Но Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.» В 1906 — 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок – 5 лет.

С приходом в 1917 году большевиков к власти, политическая система в корне поменялась. Парламентаризм ушёл в забытье. Развивался иной тип народного представительства — Советы. Принцип разделения властей был, отвергнут, что подтверждает отказ от парламентаризма. Законодательные и представительные институты в лице съездов Советов и т.п. лишь формально соответствовали общей модели парламентаризма. Законодательные функции Советов были чаще всего лишь формальными. Выборы в Советы всех уровней проходили на безальтернативной основе, этот процесс вообще трудно назвать «выборами», так как можно было только проголосовать за рекомендованную «партией — государством» кандидатуру. Таким образом, формально единовластные Советы не располагали правовым потенциалом влияния на реальную жизнь общества. Все решения, законы, по – сути, принимались небольшой группой лиц, возглавлявших коммунистическую партию.

И все же ростки парламентаризма и политической демократии пробили себе дорогу в ходе начавшегося на рубеже 80 – 90 годов XX века процесса демократизации советской системы. После развала СССР начинает формироваться новый этап российской государственности. Правовые основы новой России закрепила Конституция РФ. Принятая на всенародном голосовании Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, утвердила новую политическую систему и, как следствие, новые органы законодательной, исполнительной и судебной власти. С этого момента можно говорить о формальном и фактическом возрождении Российского парламента.

На современном этапе развития России оказалось востребовано многое из практики и организации работы Государственной думы 1906-1917 гг. Так, в 1994 г., когда разрабатывался Регламент Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пер­вого созыва, депутаты обратились к историческому документу под названием «Наказ Государственной думы». В Наказе впервые в Рос­сии регламентировались многие процедуры и нормы деятельности Государственной думы, которые уже тогда вполне соответствовали общепринятым принципам парламентаризма. В частности, Наказом регламентировались этапы рассмотрения законопроектов в Думе, порядок направления думских запросов министрам, правила выступ­лений депутатов в ходе думских дебатов, полномочия председатель­ствующего на пленарном заседании.

В настоящее время в политической системе Российской Федера­ции действует конституционно закрепленный принцип разделения властей, и уже на новой правовой основе учреждена Государствен­ная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Она обла­дает целым рядом важных конституционных полномочий, значитель­но превосходящих по своему объему полномочия Государственной думы России начала XX в. К тому же сегодня функционирует принципиально иная избирательная система, и депутаты Государствен­ной Думы избираются на основе прямого, равного и всеобщего изби­рательного права. .

Сегодня парламент России — Федеральное Собрание — так же, как во времена империи, состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Первые выборы в парламент современной России прошли в день всенародного голосования по Конституции, то есть 12 декабря 1993 года.

Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Эти положения закреплены в 10 статье Конституции Российской Федерации.

Сфера полномочий парламента

1.  В сфере политики в круг компетенции парламента входят формирование правительства.

2.  Парламент утверждает ключевые фигуры страны — генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей.

3.  Парламенту принадлежит главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира, ратификации и денонсации международных договоров.

4.  В компетенцию ряда парламентов входит и объявление импичмента (официальное обвинение высшего должностного лица) президенту.

5.  Контроль за деятельностью правительства.

6.  Законодательная компетенция, основная для парламента. Прежде всего, значимость парламента определяется тем, что он наделен полномочиями принимать так федеральные законы.

Интересно, что изначально предлагалось отмечать праздник российского парламентаризма в день начала работы Верховного Совета России, который открыл свое первое заседание 18 марта 1990 года. Однако позже идея была пересмотрена с учетом замечаний историков о том, что российский парламентаризм значительно старше.


Фото из открытых источников интернета