Уважаемые читатели! Приглашаем вас посетить нашу виртуальную литературную гостиную «Поэт земного мира»

Устраивайтесь поудобнее. Сегодня  она   будет посвящена великому  флорентийскому поэту и мыслителю, создателю  итальянского литературного языка  Данте Алигьери, 755-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году.

Творчество выдающегося поэта и писателя, богослова, политического деятеля оказало огромное влияние на формирование итальянского языка, итальянской и мировой литературы, а также на развитие европейской культуры в целом.

Он вошел в историю мировой литературы как автор монументального эпического труда «Божественная комедия», отразившего взгляд с точки зрения христианской морали на бренную и короткую человеческую жизнь. «Божественная Комедия» охватывала всю жизнь и общие вопросы знания и давала на них ответы: это — поэтическая энциклопедия средневекового миросозерцания.

Творческое наследие итальянского поэта включает в себя также повесть «Новая жизнь», политический трактат «О монархии», философский и стиховедческий трактат «Пир».

Глубокий философский смысл, который положен в основу «Божественной комедии» и всего творчества поэта позволяет произведениям оставаться актуальными и в современной жизни.

Особое влияние на творческий путь Данте оказали события, происходящие в средневековой Италии, современной поэту. В обстановке сложных политических схваток формировалось мировоззрение великого итальянца и именно политика оказала огромное влияние на его судьбу.

Давайте вкратце вспомним его биографию.

Информации о жизни Данте Алигьери, подтверждённой документально, сохранилось очень мало. В процессе восстановления жизненного пути поэта, исследователи опирались на его автобиографические тексты, художественные произведения, а также на работы выдающегося писателя Раннего Возрождения – Джованни Боккаччо, среди которых книга под названием «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360), которая представляет собой биографию итальянца и незавершённый цикл лекций о «Божественной комедии», а также комментарии и разьяснения песен ( до 17 песни Ада).

Будущий величайший итальянский писатель Дуранте Алигьери, известный просто как Данте, родился во второй половине мая 1265 года.. Точная дата его рождения   неизвестна. Впрочем, есть сведения, что 26 мая 1265 года он был крещён во Флоренции под именем Дуранте.   Однако существуют и другие предполагаемые даты. По словам же самого поэта, он родился под знаком Близнецов, что совпадает с предполагаемым днём рождения, так как период знака начинается с 22 мая.

Данте Алигьери происходил из обеспеченного римского рода, участвовавшем в основании Флоренции, прапрадед поэта был посвящён в рыцари и принадлежал аристократическому слою общества, а также принимал участие в Крестовом походе Конрада III (1147-1149), погиб в битве с мусульманами. Фамилия «Алигьери» происходит от имени прапрабабушки великого итальянца. О родителях Данте известно, что они обладали небольшим достатком, но, всё же, уделяли особое внимание обучению сына. Ребёнок в раннем возрасте лишился матери, а отец умер незадолго до совершеннолетия поэта. Из ближайших родственников у него остались две сестры и брат Франческо, которые остались на попечении у Данте.

В историко-литературных исследованиях мнения относительно образования Данте Алигьери расходятся. Некоторые учёные предполагают, что образование проходило в домашних условия. Другие сообщают об обучении Данте в муниципальном училище. Существует также версия, что позже поэт обучался в одном из самых престижных учебных заведений Европы – Болонском университете, но не окончил его. Эта версия считается более приоритетной и подтверждается тем, что Данте находился в Болонье в 1286-1287 годах и наиболее вероятной причиной проживания в этом городе, по мнению некоторых ученых, являлось обучение.

В ходе изучения произведений Данте можно понять, что он на протяжении всей жизни активно занимался самообразованием, так как не считал полученное образование совершенным, обладал широкими знаниями в области античной и средневековой литературы, естественных наук, иностранных языков и религиозных учений, активно увлекался творчеством Вергилия.

Глубокие знания в различных сферах, которыми обладал Данте, не позволяют усомниться в том, что он был высокообразованным человеком. Одним из главных наставников и учителей Данте Алигьери был поэт, учёный, политический деятель и энциклопедист – Брунетто Латини, чьё имя в произведениях упоминается с великим уважением, так как именно ему Данте обязан своим классическим, энциклопедическим образованием. Вместе со своим учеником являлся сторонником гвельфской партии и также был изгнан из родного города. 

Любовь в жизни поэта.  В 1274 году в возрасте 9 лет Данте встретился с любовью всей своей жизни – Беатриче Портинаре, дочерью достаточно известного флорентийского банкира, живущей недалеко от семейства Алигьери. Некоторые данные сообщают о том, что дети столкнулись на пороге церкви. По словам поэта, это была любовь с первого взгляда.

Любовь к Беатриче была платонической, склонной к обожествлению. По некоторым фактам можно понять, что они часто бывали в одном обществе, так, например, по сведениям Боккаччо, брат Беатриче являлся лучшим другом Данте. Вторая встреча Данте со смыслом своей жизни состоялась спустя много лет, когда муза и вдохновение поэта была уже замужней женщиной, общение с ней ограничилось лишь небольшим приветствием.

Для того, чтобы не выдать тайну своего сердца, Данте часто умышленно обращал внимание на других женщин, находясь в одном обществе с Беатриче. Однажды это даже привело к осуждению со стороны возлюбленной.

В «Новой жизни» поэт также повествует о том, что за несколько лет до смерти Беатриче он видел пророческое видение. Смерть любимой женщины в достаточно раннем возрасте, приблизительно 25 лет, чуть было не обернулась гибелью Данте, который тяжело перенёс весть.  Существуют предположения о том, что причиной смерти Портинаре являются роды.

После ужасающей вести поэт в отчаянии погрузился в изучение философии, а также чтение латинских текстов, посвящённых смерти любимого человека. Искренние чувства к флорентийке, скорее всего, послужили толчком к литературной деятельности.

Своё обожание поэт помещал в произведения, представляя возлюбленную неким божеством, идеалом. И благодаря произведениям итальянца образ Беатриче в литературе является вечным образом и появляется во многих произведениях. Особое влияние творчество Данте оказало на течение мирового и русского символизма. Так, например, Беатриче встречается в сборнике Шарля Бодлера «Цветы зла», стихотворении Константина Бальмонта «Беатриче», некоторых произведениях Николая Гумилёва, Валерия Брюсова, Дмитрия Мережковского и других. В её образе заключается воплощение чистой любви, ангела, идеала женщины.

В возрасте 13 лет Данте обручили с Джеммой да Манетто Донати. Для Италии того времени брак по расчёту был довольно распространённым явлением. Семья невесты была практически самой влиятельной во Флоренции.

В 1292 году состоялась женитьба, но любовь к Беатриче сохранилась на всю жизнь. Супруги большую часть жизни прожили раздельно. После изгнания Данте из Флоренции Джемма осталась в городе, присматривая за детьми и родительским имуществом. Известно, что в браке родилось трое детей – Якопо, Пьер и Антония. По достижению четырнадцати лет дети, согласно флорентийским законам, были вынуждены покину Флоренцию, как и их отец. В последние годы жизни дети жили вместе с отцом, сыновья стали поэтами и в будущем давали комментарии и пояснения произведениям Данте, а его дочь Антония, по некоторым данным, стала монахиней. В своих произведениях Данте Алигьери ни разу не упомянул о своей жене, хотя в «Божественной комедии» встречаются её братья. Джованни Боккаччо объяснил это тем, что брак был заключен по договорённости и принуждению и поэтому на протяжении изгнания поэт не думал о том, чтобы позвать жену к себе. Единственной женщиной, занимавшей мысли, была только Беатриче.

Будучи потомком древнего рода, с детства воспитывался на памятниках как христианской, так и классической античной литературы, что нашло отражение в его творчестве. Под влиянием тосканской школы поэтов «нового сладостного стиля» и отчасти провансальских трубадуров с их концепцией «куртуазной любви» начал сочинять сонеты. В 1292 г. написал книгу «Новая жизнь», в которой стихи перемежались прозаическими комментариями и рассуждениями на темы любви и поэзии. В книге изложил историю своей безответной любви к некоей молодой и благородной особе по имени Беатриче и представил её в образе идеальной дамы.

В трактате «О народном красноречии» (1304–07) автор выступил в защиту родного языка, утверждая, что именно  язык итальянской куртуазной лирики должен стать национальным литературным языком – и тем самым способствовать объединению нации.

Вершиной творчества поэта-философа стала поэма «Божественная комедия», которую автор завершил незадолго до смерти, в 1321 г., а начал писать, как предполагают, в 1307 г.

Сам Данте именовал своё произведение «Комедией». Эпитет «божественная» впервые появился в венецианском издании 1555 г. как напоминание о том, что Дж. Боккаччо, первый биограф и комментатор поэта, при чтении публичных лекций о творчестве Данте назвал его «божественным поэтом».

Поэму отличает формальное совершенство, всю её структуру пронизывает симметрия. Текст «Комедии» разделён на три крупные части – кантики, различающиеся местом действия: «Ад», «Чистилище», «Рай».

В «Комедии» автор представил сюжет-аллегорию о путешествии души от низкого к высокому, от земного – к небесному, от мрака греховных заблуждений – к свету философских истин.

В русской литературе структура «Комедии» повлияла на первоначальный план «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и на композицию «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя.

Политическая обстановка Италии заставила выдающегося итальянца прожить жизнь на чужой земле и тяжелый жизненный путь Данте Алигьери вдали от родной земли закончился в 56 лет. В 1321 году, предприняв поездку в Венецию с миротворческой миссией, Данте заболевает малярией. Скончался Данте в красивейшем городе Равенна. Великий итальянский поэт с достойными почестями был похоронен в Сан-Франческо.

Спустя некоторое время прах усопшего был перенесён в Гробницу Данте. Однако, существуют разные сведения о месте захоронения поэта. В 1519 году прах Данте должен был быть перевезён во Флоренцию, но гроб оказался пустым. Францисканские монахи похитили урну с прахом и, не желая передавать его на родину поэта, спрятали её под стеной монастыря.

Уже в 1677 урна была помещена в деревянную раку. После секуляризации монастырь был подвергнут ремонту и найденную урну с прахом великого итальянца опознали благодаря эпитафии Антонио Санти и поместили в мавзолей, во время Второй Мировой войны урна с прахом была надежно перепрятана при бомбардировках Равенны, а после снова помещена в мавзолей.

До сегодняшнего дня Данте Алигьери является одним из выдающихся итальянцев, прославивших свою страну на весь мир. Невозможно в полной мере описать тот вклад в развитие культуры всего мира, которое совершил Данте.

По заметкам многих учёных, поэт достиг высочайшего уровня мастерства, создал уникальную, индивидуальную поэтическую систему, указал путь, по которому должно продвигаться искусство последующих поколений и превзошёл всех своих учителей.

Предлагаем вашему вниманию ссылки на интересные статьи о  Данте Алигьери и  его творчестве:

Предлагаем вашему вниманию ссылки на интересные статьи о  Данте Алигьери и  его творчестве:

Данте Алигьери https://по-европе.рф/%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5/

9 кругов ада по Данте. Инфографика https://aif.ru/infographic/9_krugov_ada_po_dante_infografika

Ирина Ершова «Божественная комедия» Данте Алигьери https://postnauka.ru/video/31581

И в заключение нашего мероприятия приглашаем вас принять участие в литературной викторине, посвященной великому писателю и поэту.  Ответить на ее вопросы вы сможете, пройдя по ссылке В нашу группу ВКонтакте: https://vk.com/pravoinf

Благодарим за внимание! До следующей встречи!

Фото из открытых источников интернета