Уважаемые читатели!
Сегодня в России особенный литературный день.
Мы отмечаем 125-летний юбилей со дня рождения Сергея Александровича Есенина.
Его невозможно загнать в тесные рамки литературных направлений начала ХХ века, он сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку. Его стихи представляют собой особую страницу в истории русской поэзии – это гимн жизни во всех ее проявлениях: жизни непредсказуемой, трудной, полной разочарований, но по-прежнему прекрасной. Наверное, поэтому поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным.
Поэзию Есенина знают и любят во всем мире, он − один из величайших поэтов, подаренных нам Серебряным веком. И очень жаль, что жизнь его оборвалась на взлете…
Мы, сотрудники Публичного центра правовой информации имени Г. В. Плеханова, приглашаем вас, дорогие читатели, на юбилейный вечер великого русского поэта «России стихотворная душа»
Вспомним Сергея Есенина… Вновь восхитимся… Порадуемся… И погрустим…
«ЕСЕНИН: ДИАЛОГ С XXI ВЕКОМ»
Имя Сергея Александровича Есенина занимает совершенно особое место в русской литературе, в художественной культуре, в русском сознании.
Личность великого русского поэта сложна и многогранна, а воспоминания о нем противоречивы, однако исследователи и почитатели творчества поэта сходятся на том, что он был чрезвычайно талантлив и до самозабвения любил Россию.
Сергей Есенин не сразу нашел свое литературное кредо: он бросался из одного направления в другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем, облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами новую литературу. В конце концов он отказался от всех школ и стал свободным художником, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений и заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».
Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.
«Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком», — писал о поэте М. Горький.
Действительно, природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землей, которая во многом питала его поэзию.
Но Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, играющий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Он хорошо знал русскую классику, свою поэтическую родословную вел от А.Кольцова. Всерьез изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек.В статье «Ключи Марии» (1918) осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества. А в итоговой автобиографии (1925) подчеркивал огромное значение для него Пушкина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину». К пушкинской емкости, органичности он приходит в поздних стихах. Но в целом творчество, как и частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий.
Блок, благословлявший Есенина в литературу, как будто предчувствуя драматизм его судьбы, писал: «… я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее».
Есенин действительно прошел «трудный путь», что обусловлено субъективными и объективными факторами. Войдя в литературу в 1914 году, он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творческую эволюцию.
Он— выходец из крестьянской семьи, человек корневой православной русской культуры, большую часть жизни прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире. И личность Есенина была соткана из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ.
Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость — эта полярность, двойственность натуры выразилась в есенинской лирике. Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Сергей Есенин – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.
«Я ОТВОЕВАЛ СВОЮ СВОБОДУ»:ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
Вряд ли можно отыскать более русское место во всей огромной России, чем Рязанская губерния. Именно там, в Кузьминской волости в небольшом селе Константиново родился гениальный человек поэт Сергей Есенин, любивший свою Русь до щемящей боли в сердце. Так глубоко любить Родину, посвятить ей всю свою жизнь и творчество может лишь настоящий сын земли русской, коим и оказался маленький мальчик, появившийся на свет 3 октября 1895 года.
Родители Сергея – Александр Есенин и Татьяна Титова были обычными крестьянами, которым приходилось много трудиться, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.
Отец семейства в детские годы пел в церковном хоре, имел приличные вокальные данные. Одно время он работал в мясной лавке, потом ему предложили должность приказчика в Москве. После этого семья немного улучшила материальное положение, но вместе с тем отец очень редко вырывался домой, и между супругами начали возникать разногласия. Поэтому Серёжу было решено отправить на воспитание к зажиточному старообрядцу-деду.
Мать устроилась на работу в Рязани, и у нее начался новый роман – с Иваном Разгуляевым. Но спустя время эти отношения закончились и родители Сергея снова стали жить вместе. После воссоединения семьи у них родилась дочь Екатерина в 1905 году, а спустя шесть лет, в 1911-м, родилась еще одна дочь – Александра.
Самое раннее детство Сергея прошло в деревне у бабушки с дедушкой по материнской линии — Федора и Наталии Титовых.
Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений.
У деда с бабушкой проживали ещё трое их сыновей, были они не женаты, с ними и прошли беззаботные детские годы поэта. Чего-чего, а озорства этим дядькам было не занимать, поэтому уже в три с половиной года они усадили маленького племянника на лошадь без седла и галопом пустили в поле. А потом было обучение плаванию, когда один из дядек сажал с собою маленького Серёжу в лодку, отплывал подальше от берега, снимал с него одежду и, как собачонку, бросал в реку. Мальчику позволяли ходить на охоту и участвовать в полевых работах. А по вечерам вспоминали старинные рассказы и пели песни о жизни русских людей. Будущий поэт внимал, а свободное время проводил с книгами.
Впоследствии Есенин с восторгом будет вспоминать детство, проведенное с дедом, считая, что дед и деревенская жизнь закалили в нем характер.
Дед настоял, чтобы мальчик начал рано обучаться грамоте. Уже в пять лет Серёжа учился чтению по религиозной литературе, за что среди сельской детворы получил прозвище Серёга-монах, хотя слыл ужасным непоседой, драчуном и постоянно всё его тело было в ссадинах и царапинах.
А ещё будущему поэту очень нравилось, когда пела его мама. Уже в зрелом возрасте он обожал слушать её песни.
После такого домашнего воспитания семьей было решено отправить Сережу на обучение в Константиновскую земскую школу. Он учился там с девяти до четырнадцати лет и отличался не только своими блестящими способностями, но и плохим поведением. Поэтому на одном году обучения, по решению управляющего школой, его оставили на второй год. Но все же выпускные оценки были исключительно высокими.
Когда родители будущего гения стали снова жить вместе, мальчик стал чаще приезжать в родной дом на каникулах. Тут он ходил к местному священнику, у которого была внушительная библиотек с книгами разных авторов. Он внимательно изучал многие тома, что не могло не повлиять на его творческое становление.
После окончания земской школы он перешел в церковно-приходскую, находящуюся в селенье Спас-Клепки. Уже в 1909 году, после пятилетнего обучения, Есенин окончил и Земское училище в Константиновке.
Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Именно там он окончил и второклассную учительскую школу. Она также работала при приходе церкви, как это было заведено в те времена. Сейчас здесь функционирует музей, посвященный творчеству этого великого поэта.
Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения. Он даже пытался издать в Рязани свой сборник «Больные думы», но книгу не напечатали.
«СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: ОБРАЗ, СТИХИ, ЭПОХА…»
После окончания школы, летом 1912 года, Сергей Есенин приехал в Москву: осенью он должен был поступать в Московский учительский институт. Но наперекор решению родителей он отказался учиться.
«Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи. <…> Эх, теперь, вероятно, ничего мне не видать родного. Ну что ж! Я отвоевал свою свободу», — писал он другу Григорию Панфилову.
В многолюдной Москве ему приходилось работать и в мясной лавке, и в типографии. В лавку его устроил родной отец, так как юноше пришлось попросить помощи в трудоустройстве именно у него. Потом он устроил его в контору, в которой Есенину быстро приелась однообразная работа.
Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали. В одном из писем Панфилову поэт признавался:
«Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем не заискивал».
Чтобы иметь средства к существованию, молодой поэт подрабатывал продавцом в книжном магазине.
Потом он устроился в типографию на должность помощника корректора. В это время среди его знакомых появляются поэты, которые были активными членами Суриковского литературно-музыкального кружка.
Есенину очень захотелось продолжить обучение, и в 1913-м он поступил в Московский народный университет в качестве вольного слушателя. Он учился на историко-философском факультете. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.
Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет:
«Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».
В 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам.
В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта. В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря».
Жизнь в Москве стала угнетать Есенина. Город все больше казался поэту литературной провинцией, мимо которой проходила реальная общественная и культурная жизнь страны. В письме Панфилову он сетовал:
«Москва — это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга».
Так родилось решение переехать в столицу.
В 1915 году Есенин прибыл Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы — Александру Блоку. Тот познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким. Известные петроградские авторы дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и наконец, стихи Есенина появились в столичных изданиях.
Вернувшись в Петроград, Сергей Есенин стал членом объединения крестьянских писателей «Краса». Вместе с его участниками поэт впервые выступил на открытом литературном вечере. По словам Городецкого, это был «первый публичный успех Есенина». Вскоре «Краса» распалась, и Сергей Есенин перешел в литературно-художественное общество «Страда». Несмотря на большой успех, он едва сводил концы с концами: выступления почти ничего не приносили.
«МИР ЕСЕНИНСКОГО ОБРАЗА»
Творческая биография Сергея Есенина началась еще во времена обучения в учительской школе. Произведения тех лет были более духовными, без лирических ноток. Среди самых заметных стихов того периода можно отметить «Моя жизнь», «Звезды».
Когда Сергей переехал в Москву, то тяга к сочинительству переросла в настоящее творчество и в его произведениях начали прослеживаться приемы образности. Он мастерски использовал метафоры, слова в прямом или переносном смысле. Отличительным качеством поэзий Есенина того времени стала новокрестьянская лирика и приверженность к русскому символизму. Большую роль в формировании этого направления сыграл Александр Блок, потому что Сергей зачитывался его произведениями.
В 1915-м поэт написал свою знаменитую «Черемуху», и всем, кто читал это стихотворение, казалось, что это вовсе и не дерево, а живой человек, который хочет рассказать о своих чувствах.
Лето 1915 года поэт провел в родной деревне. Здесь он подготовил рукопись сборника «Радуница», написал стихотворения «Белая свитка и алый кушак…», «Разбойник», повесть «Яр», рассказы «Бобыль и Дружок» и «У белой воды». Поэт собирал народные песни, сказки, частушки и загадки — позже они вошли в сборник «Рязанские побаски, канавушки и страдания».
С каждым годом не только меняется стиль написания стихов, но изменения коснулись и внешнего облика поэта. В его одежде присутствует элегантность и некая сказочность. Возможно, это произошло благодаря его опекуну Клюеву, с которым Есенин тесно общался в 1915-1917 годах. Стихи Сергея Есенина становятся все более популярными, они получили высокую оценку Городецкого и Блока.
В 1916 году вышел первый сборник — «Радуница». О Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее. Сам поэт писал:
«Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других».
Эти стихи пропитаны русским модернизмом, потому что в то время Сергей жил в Петербурге и близко познакомился с Зинаидой Гиппиус, С.Городецким, А.Блоком, Д.Философовым, которые уже успели прославиться своим творчеством.
«Радуница» содержит стихотворения, созданные в стиле диалектизма, автор пытается провести параллель природного и духовного миров, да и само название выбрано в честь того дня, когда принято почитать покойников. Есть и другая сторона этого праздника – наступление весны, которого так ждут крестьяне, поэтому встречают ее традиционными песнями. Прослеживается неразрывная связь с природой, когда одновременно происходит обновление всего живого и вспоминаются все, кого уже нет.
Вскоре после выхода книги Есенина призвали в армию. Он уже был известен в творческих кругах наравне с Блоком, Ахматовой, Мандельштамом и другими великими личностями. Поэтому через хлопоты друзей, благодаря ходатайству полковника Дмитрия Ломана поэт отправился не на фронт Первой мировой войны, а в Петроградский резерв военных санитаров, оттуда — в Царскосельский лазарет его отправили не в горячую фронтовую точку, а на санитарную службу в военный поезд ее величества императрицы Марии Федоровны.
Своим покровительством Ломан рассчитывал приблизить к себе Есенина и сделать из него придворного поэта. Однако этот расчет не оправдался. Поэт написал ряд свободолюбивых стихотворений: «За темной прядью перелесиц», «Синее небо, цветная дуга…», «Микола».
Маршрут следования начинался в Царском селе и пролегал до Киева. Поэт ассистировал врачам во время операций, ухаживал за ранеными и, конечно, поддерживал боевой дух солдат поэтичным словом. Но спустя два месяца, Есенина определяют на постоянное пребывание в Царскосельский лазарет №17. Имя юного таланта гремит по всему Петербургу и императрица Александра Федоровна с дочерьми просит представить им поэта.
Царевна Татьяна Николаевна запишет потом в своем дневнике о восторженных впечатлениях от этого общения. Есенин поразил высокопоставленных особ своей любовью к Руси, которая так искусно выражалась в его пронзительных стихах.
«Неприятности» настигли Есенина в феврале 1917 года, когда он вновь «отказался написать стихи в честь царя», — вольнолюбивого поэта отправили на фронт в дисциплинарный батальон. Однако попасть на войну он не успел: началась Февральская революция, вслед за которой все решения царского режима были отменены. В этот период Есенин создал цикл поэм «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь» и «Октоих», в которых возник образ революции. Сам поэт признавался, что «первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно».
Сергей Есенин принял Октябрьскую революцию, которая в корне изменила направление его творчества. Это было время воодушевления, своеобразного второго дыхания, на волне которого вышла новая поэма Есенина – «Преображение». Ее появление восприняли неоднозначно, нашлось много таких, которые подвергли ее жесткой критике. Нашлось много недовольных тем, что поэт использовал многочисленные лозунги Интернационала.
В работах следующих лет заметно, как меняется сам поэт, он уже по-другому смотрит на этот мир, чуть ли не отрекается от церкви. Об этом он не преминул заявить в своем творчестве. Среди его знакомых появился Андрей Белый, поэтическая группа «Скифы». В 1918 году он выпускает книгу «Голубень», в том же году выходит второе издание «Радуницы». В 1920-м поэт напечатал еще один сборник стихов, который назвал «Сельским часословом».
Постепенно новокрестьянская поэзия Есенина уходит в небытие, и на смену ей приходит имажинизм. Это значит, что поэт все больше использует в своих произведениях иносказательные образы и метафоры. Благодаря поддержке В.Шершеневича, Есенин стал организатором собственной группы, которая придерживается футуристических традиций, присущих Борису Пастернаку. Отличительно было и то, что это были не стихи для домашнего чтения, их можно было читать с эстрады перед многочисленными зрителями.
В марте 1918 года Есенин приехал в Москву. Здесь поэт подготовил к печати сборники стихов «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов», написал теоретический трактат «Ключи Марии» о творчестве и литературе, сочинил поэмы «Инония» и «Иорданская голубица» с библейскими мотивами. Несмотря на то, что Сергей Есенин с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, он тяжело переживал ломку крестьянского быта. Эти печальные, ностальгические настроения легли в основу поэмы «Сорокоуст».
Вскоре группа Есенина стала очень популярной, они часто выступали перед слушателями. В 1919-м вышел трактат Есенина «Ключи Марии», в 1920 году поэт написал «Сорокоуст», год спустя выпустил поэму «Пугачев».
«СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: ВЕРА, НАДЕЖДА, ИЛЛЮЗИИ: ПОЭТ НА «ПЕРЕДОВОЙ ЛИНИИ ИМАНЖИНИЗМА»
На одном из поэтических вечеров 1918 года Сергей Есенин вместе с Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым решили создать новую школу поэзии — имажинизм. Главной идеей этого литературного направления стала независимость образа (по-латински imago) от действительности. В 1919 году поэты опубликовали декларацию имажинизма. Основной пункт программы они описывали так: «Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. <…> Поедание образом смысла — вот путь развития поэтического слова».
Идеи имажинистов звучали провокационно, но не свежо: декаденты пропагандировали освобождение поэзии от смысла еще до революции. Есенин быстро убедился в несостоятельности новой программы, а основные ее положения позже раскритиковал в статье «Быт и искусство».
Однако порвать отношения с имажинистами Есенину сразу не удалось — он слишком привык к постоянным совместным кутежам. Разгульный образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая». Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой.
Повседневный быт угнетал поэта:
«Живу я как-то по-бивуачному, — жаловался он в одном из писем, — без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко».
Выход из этого положения Есенин нашел в творчестве. Поэт работал над драматической поэмой «Пугачев» и решил отправиться в путешествие по местам пугачевского движения. В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. В поездке поэт закончил поэму и смог отвлечься. Новое произведение публика приняла радушно.
Максим Горький писал: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью», а режиссер Всеволод Мейерхольд планировал поставить поэму в театре РСФСР-1.
В том же 1921-м, выходит еще один сборник стихов, получивший название «Трерядница», в 1923-м Сергей представил свои «Стихи скандалиста», спустя год поклонники его творчества зачитывались произведениями «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к женщине», «Москва кабацкая». В этом же году вышел и сборник «Персидские мотивы», в состав которого Есенин включил и «Шаганэ ты моя, Шаганэ».
Но самым выдающимся стихотворением того года признано «Письмо матери», которое поэт посвятил своей маме перед посещением родного села.
Сергей Есенин очень много путешествовал. В 20-х годах он побывал в Оренбурге и на Урале, посетил Среднюю Азию, особенно полюбил Самарканд и Ташкент. Он любил посидеть в чайхане, не спеша попить чайку, пообщаться с новыми знакомыми. Любил побродить по улочкам старого города, послушать музыку Востока и насладиться его поэзией.
В середине 20-х Сергей Есенин побывал на Кавказе. Считается, что сборник под названием «Красный восток» родился именно там. Напечатали его тоже на Кавказе. Кроме этого в 1925-м поэт написал стих «Послание евангелисту Демьяну». Вскоре после этого Есенин ссорится с А.Мариенгофом и разочаровывается в имажинизме.
Поэт распрощался со всеми литературными направлениями, к которым себя когда-то причислял, и заявил: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт». Он решил стать «певцом новой жизни» и написал историко-революционную поэму «Песнь о великом походе», героическую повесть «Поэма о 36», стихотворение о революции «Воспоминание».
В сентябре 1924 года Есенин отправился в закавказские республики. За полгода своего путешествия он выпустил две книги стихов — «Русь Советскую» и «Страну Советскую», написал «Балладу о двадцати шести», стихотворения «Письмо к женщине», «Мой путь», в «Капитан земли», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Цветы», «Памяти Брюсова», начал поэму «Анна Снегина» и цикл стихов «Персидские мотивы».
Иногда поэт приезжал в родную деревню. Здесь он создал стихотворения «Возвращение на родину», «Отговорила роща золотая…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Видно, так заведено навеки…». Деревенские впечатления позже легли в основу других произведений поэта: «Этой грусти теперь не рассыпать…», «Не вернусь я в отчий дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело…».
«ВАС ПОМНЯЩИЙ ВСЕГДА… СЕРГЕЙ ЕСЕНИН»
Он был очень нежным и пылким, любившим многих женщин и не знавшим, что такое постоянство. Он рвал в клочья женские сердца, потом страдал, но вскоре оказывался в новом водовороте любовной страсти. За свою недолгую жизнь Есенин успел жениться три раза, стать отцом четверых детей, но при этом нажить себе славу скандалиста, хулигана и пьяницы. Он всеми силами пытался соответствовать этому имиджу – если гулял, то широко, если дрался, то до крови. Он мог нарядиться женщиной и выплясывать на каблуках. Несмотря на эпатажность, он был очень чутким, тонким и ранимым, его обожала публика.
Свою первую жену Анну Изряднову Сергей встретил в 1913-м, когда устроился на работу в типографию Сытина. Девушка трудилась там же, в должности корректора. Вместе они не только работали, но учились в университете Шанявского. Вскоре у них завязался роман. Изряднова вспоминала:
«Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать — «они нехорошие». Настроение было у него упадочное — он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит… Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить».
В 1914-м они стали гражданскими супругами, и в декабре того же года у них родился сын Юрий. Судьба его сложилась трагически – ему предъявили ложное обвинение и расстреляли в 1937-м.
Есенин почти сразу разочаровался в семейной жизни: свое предназначение он видел в литературе и поэтическом успехе. Изряднова чувствовала себя помехой: «Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем)». В 1915 году Есенин оставил Анну.
Первой официальной женой Есенина стала Зинаида Райх. Они познакомились весной 1917 года. К тому моменту Есенин уже был известным поэтом, а она работала секретарем-машинисткой в газете «Дело народа». Венчание проходило в обычной деревенской церкви. Малоизвестный факт, но невеста была в простой черной юбке и белой блузе с букетом полевых цветов, собранных перед обрядом. Это были отношения без пафоса, основанные на чистой любви.
Есенины жили в Орле, затем переехали в Петроград, оттуда в 1918 году — в Москву. В 1918-м родилась их дочь Татьяна, ставшая впоследствии журналисткой и писательницей. В 1920-м супруги стали родителями сына Константина. Он выучился на инженера-строителя, работал футбольным статистиком и журналистом, умер в 1986-м.
Совместная жизнь молодых людей была интересной и насыщенной − общение с друзьями, поездки, литературные вечера.
Однако их четырехлетняя история закончилась, т.к. два ярких человека не могли ужиться вместе. Плюс ко всему, Есенин ревновал своенравную Райх к работе и мужскому вниманию, а она не хотела оставаться в толпе его поклонниц.
Семейная жизнь не ладилась, и поэт ушел от Райх. В феврале 1921-го Есенин подал заявление на развод, где указал, что обязуется содержать своих детей.
Они разводится и Есенин встречает Галину Бениславскую.
Новая возлюбленная страстно любила Есенина. Но Галина была одержима этими отношениями, которые стали давить на Есенина своей навязчивостью. Поэт оставляет женщину с разбитым сердцем и горькими чувствами, которые она пронесет сквозь всю свою недолгую жизнь. Через год после смерти поэта, Галина застрелится на его могиле.
Следующий союз Есенина странный и неожиданный для многих. Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Американская танцовщица приехала в страну на гастроли.
Чувства между поэтом и артисткой вспыхнули практически сразу.
«Это была глубокая взаимная любовь» — писал Сергей Городецкий. «Конечно, — добавлял он, — Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбляться».
Сергей не знал английского, его избранница абсолютно не понимала русский, но это не помешало им быть счастливыми.
В 1922 году Сергей Есенин и Айседора Дункан поженились. После он часто бывал в европейских странах – Франции, Италии, Германии. Литератор решил сопровождать свою жену на гастролях в Западной Европе и США. Сам он планировал за границей вести творческую пропаганду родины. Друзьям поэт заявлял: «Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт». Властям обещал наладить в Берлине издательство книг русских поэтов, а в Америке — урегулировать отношения между советским государством и Штатами.
На протяжении нескольких месяцев он жил в Штатах, и по возвращении записал свои впечатления о жизни за океаном. Записки напечатала газета «Известия», они получили название «Железный Миргород».
Пара путешествовала около двух лет по Европе и Азии. Плодотворным этот необычный период сложно назвать. Поэт изредка читал стихи и, в основном, предавался праздной жизни и буянил. Есенин говорил, что американцам не понять русской души, но они запомнят его, если он сорвет со стола скатерть в ресторане или начнет кричать во все горло.
В Советский Союз пара возвратилась в 1923 году, и вскоре супруги расстались. Есенина и Дункан многое разделяло: разница в возрасте (танцовщица была старше поэта на 17 лет), языковой барьер, разница в мировоззрении. Общий товарищ Сергей Коненков писал:
«Дункан была яркая, необычная фигура. Она много дала Есенину, но еще больше забрала у него нравственных и душевных сил».
В том же году в личной жизни поэта появилась актриса Августа Миклашевская, которой были посвящены некоторые из его поэзий.
Она имела типаж внешности греческой богини и характер, который пленял своей скромностью и величием. Есенин был в восторге от нее.
Спустя много лет, в 1976-м, 85-летняя актриса призналась, что их отношения с Сергеем носили платонический характер, они ни разу даже не поцеловались. Она вдохновила Есенина на написание семи произведений в ее честь, которые вошли в один цикл.
Затем в жизни Есенина возникла поэтесса и переводчица Надежда Вольпин, которая родила поэту сына Александра в мае 1924 года. Мальчик стал известным математиком, диссидентом, жил в Штатах, где и умер в марте 2016-го. На тот момент Александру Есенину- Вольпину исполнился 91 год.
Сергея Есенина «всегда тяготила семейная неустроенность, отсутствие своего угла», — писала сестра поэта Александра. Это ощущение не оставило литератора и с новыми отношениями.
В сентябре 1925-го Сергей женился в последний раз. Его избранницей стала Софья Толстая, родная внучка известного писателя Льва Толстого.
Но и этот брак не осчастливил Есенина: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать». Поэт как и раньше оставался неприкаянно-одиноким.
«ЖИЗНЬ МОЯ, ИЛЬ ТЫ ПРИСНИЛАСЬ МНЕ…»
К середине 1925 года на смену плодотворному творческому периоду Есенина пришла полоса душевного кризиса. Пессимистические настроения и расшатанные нервы осложнялись физическим недомоганием.
Состояние безысходности, страдание за гибнущую в распрях Россию и несчастливые браки загоняют Есенина в депрессию и гулянки. Он все больше начинает писать стихи, которые не проходят цензуры. А власти начинают понимать, что этот правдивый крестьянин становится неугоден действующей власти.
Алкоголь все больше и больше завладевал умом и телом поэта, пока не превратился в его злого гения. Об этой проблеме было известно не только знакомым, но и самому Дзержинскому. В декабре 1925 года Сергея госпитализировали в психоневрологический диспансер, где он пробыл до 21 декабря.
В больнице Есенин продолжал работать. Здесь он написал «Не гляди на меня с упреком…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Может, поздно, может, слишком рано…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…», которые вошли в цикл «Стихи о которой…».
Так и не долечившись в клинике, литератор решил резко порвать с прошлым и уехал в Ленинград.
Задолго до этого решения поэт отказался от сотрудничества с Госиздатом, закрыл сберегательные книжки, забрал с них все деньги.
По приезде в Северную столицу, Есенин поселился в гостинице «Англетер». Однако обрести покой писателю не удалось: его постоянно посещали старые знакомые.
27 декабря 1925 года Есенин написал свое последнее, прощальное стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…», и на следующий день его не стало. Сергей Есенин повесился в своем гостиничном номере 28 декабря 1925 года.
Гражданская панихида прошла в Ленинградском Союзе поэтов, а потом тело поэта поездом доставили в Москву. Прощание с гением литературы прошло в столичном Доме печати, его пришли проводить в последний путь родственники и друзья. Местом упокоения Сергея Есенина стал Ваганьковское кладбище, где его похоронили в последний день 1925 года.
Есенин ушел из жизни в возрасте 30 лет. До сих пор не утихают споры по поводу смерти великого поэта Серебряного века.
Официальная версия гласит, что поэт покончил жизнь самоубийством. Многие по-прежнему убеждены, что это не самоубийство, что Есенин при жизни был сильно избит, а потом повешен.
Но большинство все же сходятся во мнении, что он ушел из жизни по доброй воле, слишком болезненно поэт переживал свое одиночество в толпе людей.
Памяти великого поэта в 2005-м вышла художественная лента под названием «Есенин», в котором главную роль сыграл Сергей Безруков.
Также перед этим был снят и сериал «Поэт».
«В ПОЛЯХ РУСИ МЕРЦАЮЩИЙ ЦВЕТОК…»
Есенин был настоящим русским человеком с открытым сердцем. Его фотографии сохранили для потомков образ прекрасного юноши с золотыми кудрями. Голос поэта, записанный на пластинку, душевный и порывистый − словно проникает в сердце каждого сквозь крик больших чувств.
В произведениях этого великого художника поэтического слова наиболее глубоко раскрываются главные особенности и сокровенные черты русского национального характера, таинственных стихий русской души. Можно сказать, что Есенин – это сама Россия, явленная нам, выраженная, воплощенная в художественном слове.
Именно состояние души русского человека раскрыто в стихах Есенина. Он говорил о родине, о природе, о людях, о правдивой истории. За это его до сих пор любят и читают. Стихи Есенина греют горячими словами, которые хранят о нем вечную память.
«ПОЭЗИИ РОССИЙСКОЙ МОЦАРТ»
Мы подобрали для вас ссылки на видео с великолепным чтением стихотворений С. Есенина в исполнении Сергея Безрукова и Александр Злищева. Слушайте и наслаждайтесь!
С. Есенин «Я усталым таким ещё не был…» Читает Сергей Безруков https://www.youtube.com/watch?v=EbQKGF34Z24
С. Есенин «Письмо к женщине» Читает Сергей Безруков https://www.youtube.com/watch?v=FNgJSfVMnJE
С. Есенин » Пускай ты выпита другим» Читает Сергей Безруков https://www.youtube.com/watch?v=jwioGCC9qT0
С. Есенин «Кто я, что я?» Читает Сергей Безруков https://www.youtube.com/watch?v=ra_zrJT-aUY
С.Есенин «Грубым дается радость» Читает Сергей Безруков https://www.youtube.com/watch?v=33q6SGtDfM8
С.Есенин «Мы теперь уходим понемногу» Читает Сергей Безруков https://www.youtube.com/watch?v=i1OGYliQnQY
С. Есенин «Мне грустно на тебя смотреть…» Читает Александр Злищев https://www.youtube.com/watch?v=cd5pPRgagsY
С. Есенин «Гори, звезда моя, не падай…» Читает Александр Злищев https://www.youtube.com/watch?v=TtCs821zBQI
С. Есенин » Глупое сердце, не бейся» Читает Александр Злищев https://www.youtube.com/watch?v=YsuAy-m5v7A
«ПЕСЕННЫЙ ПОЭТ РОССИИ»
Песни авторства Есенина стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.
«Отговорила роща золотая» Песня на стихи Сергея Есенина в исполнении Леонида Шумского. Музыка — Г. Пономаренко. https://www.youtube.com/watch?v=EmYcxLwBJBI
«Клён ты мой опавший» Песня на стихи Сергея Есенина в исполнении Евгения Шаповалова. Музыка — В. Липатов. https://www.youtube.com/watch?v=ue4x-72dBNg
Олег Погудин «Не жалею, не зову, не плачу» (С. Есенин) https://www.youtube.com/watch?v=jQfWE1Phjro
Романс на слова С.Есенина «Письмо матери» https://www.youtube.com/watch?v=QEMh-dEEzes
«РОССИЯ ПОКЛОНЯЕТСЯ ЕСЕНИНУ»
Драма жизни поэта заставляет трепетать поклонников, влюбленных в его творчество. Своей поэзией Есенин трогал и продолжает трогать струны души современного человека. Именно поэтому, до сих пор у многих смерть Сергея Александровича вызывает сожаление. Рано ушедший из жизни, он не успел сказать еще много важных и прекрасных слов. История его жизни уникальная, яркая и таинственная.
Сегодня Есенин занимает свое полноправное место в русской поэзии XX века и в читательских сердцах.
Песня «Константиново» стихи Юрия Погорельского, музыка В.Плешака. Исполняет Сергей Зыков Муз. сопровождение: Петербургский камерный оркестр народных инструментов «Скоморохи»Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств под управлением заслуженного деятеля искусств Виктора Акуловича https://www.youtube.com/watch?v=XWll93956OI&feature=emb_logo
Приглашаем вас принять участие в литературной викторине «Златокудрый поэт России», на вопросы которой вы можете ответить, перейдя в наше сообщество ВКонтакте. Ссылка для перехода в сообщество: https://vk.com/pravoinf
Портал Культура. РФ предлагает вам пройти тест на знание поэзии С.Есенина «Продолжите строки Есенина». Попробуйте, вам понравится!
Благодарим виртуальную библиотеку IT-лицея КФУ (г. Казань) за ребусы по творчеству С.А. Есенина. Ребусы довольно сложные, но это ведь не преграда для вас, почитатели великого таланта?! Желаем удачи!
При подготовке мероприятия были использованы ресурсы интернета:
Сергей Есенин https://www.culture.ru/persons/8133/sergei-esenin
Сергей Александрович Есенин https://biographe.ru/znamenitosti/sergey-esenin/
Интересные факты из жизни и творчества Есенина https://udipedia.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-i-tvorchestva-esenina/
Сергей Есенин — биография, информация, личная жизнь, фото http://parnasse.ru/klassika/esenin-sergei-aleksandrovich-1895-1925/sergei-esenin-biografija-informacija-lichnaja-zhizn-foto.html
Фото из открытых источников интернета
Дорогие друзья!
Вот и подошел наш вечер к своему завершению. Спасибо, что были с нами!
Откройте томик стихов Сергея Есенина и еще раз насладитесь его восхитительными стихами…
Погрустите… порадуйтесь… Вспомните о нем…
До новых встреч!