Вечер литературного юбиляра «Писатель огненных лет»

Уважаемые читатели!

«Жди меня и я вернусь, только очень жди» – эти слова принадлежат удивительному человеку, необыкновенному драматургу, прозаику и поэту Константину Симонову. Судьба его складывалась нелегко, но у него хватило мужества преодолеть все трудности и прожить достойную жизнь, до конца выполнить свой военный и гражданский долг.

Творческое наследие Симонова – это многочисленные стихи, очерки, романы, пьесы. В литературном мире с ним мало кто мог сравниться, ведь одно дело писать о выдуманных событиях, и абсолютно другое – описывать то, что пришлось пережить самому.

28 ноября исполняется 105 лет со дня рождения  Константина  Михайловича Симонова.

Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова приглашает вас на Вечер литературного юбиляра «Писатель огненных лет».  

Константин Михайлович Симонов (1915-1979) – советский поэт и прозаик, общественный деятель и публицист, журналист и сценарист. Герой Социалистического Труда, долгое время работал в Союзе писателей СССР. За свой труд получил Ленинскую премию и шесть Сталинских премий.

Участвовал в боях на Халхин-Голе, прошёл Великую Отечественную войну, получив звание полковника Советской Армии.

Почти все его творчество было посвящено Великой Отечественной войне – главному событию, которое красной нитью прошлось по жизни людей его поколения.

Настоящая слава пришла к нему в 1941 году, когда он опубликовал свое стихотворение «Жди меня».

Детство, родители и семья

Будущий поэт, прозаик, драматург и киносценарист Константин Симонов родился 28 ноября 1915 года в Петрограде. Его отец Михаил Агафангелович Симонов был генерал-майором императорской армии. По линии матери Константин Михайлович был дворянином – княжна Александра Леонидовна Оболенская-Шаховская имела прекрасное образование Смольного института, в совершенстве знала французский и немецкий языки, писала стихи и в целом очень любила литературу и была невероятной красавицей. Она вышла замуж за Михаила Симонова довольно рано.

Константин Симонов в детстве

При рождении наследник был наречен Кириллом. Мальчик не мог хорошо выговаривать свое имя, он сильно картавил, и не произносил твердо букву «л». По этой причине он везде представлялся Константином, хотя его маме это имя абсолютно не нравилось, и она продолжала звать его Кирюшей.

Кирилл никогда не видел своего отца. Он ушел на фронт Первой мировой войны и пропал без вести, хотя есть и другая версия его исчезновения. В 1920-22 годах пришли последние весточки от Михаила Симонова: он вместе со своей воинской частью находился на территории Польши и звал жену вместе с сыном перебраться к нему. Фактически это означало эмиграцию. Но Александра Леонидовна решила остаться на родине, и после 1922 года следы Михаила Симонова окончательно потерялись. Константин отца так никогда больше и не увидел.

Когда мальчику было 7 лет, они с матерью переехали из Петрограда в Рязань. Там она и встретила военного специалиста Александра Иванишева, который стал ей мужем и настоящим отцом Кириллу. Спустя некоторое время он получил должность преподавателя тактики в Рязанской пехотной школе, и семье пришлось часто переезжать.

Александр Григорьевич всей душой полюбил сына любимой женщины, и Константин на всю жизнь сохранил самые теплые воспоминания об отчиме.

Обстановка в родительской семье была по-настоящему военная: все было строго, но справедливо, с детства мальчику внушались понятия долга, чести, верности слову.

Мама занималась домашним хозяйством и воспитанием сына, в котором души не чаяла. До конца жизни она хранила все записки, рисунки и письма Кирюши, и так и не смогла примириться с решением сына стать Константином.

Юность будущего литератора проходила в разъездах, вызванных спецификой работы отчима. Они сменили много военных городков и командирских общежитий.

Первое знакомство с реалиями жизни произошло для мальчика в двенадцатилетнем возрасте. Уже тогда начинались репрессии, и Кирилл стал свидетелем обыска у соседа по квартире. Это стало для него настоящим потрясением.

Годы учёбы и рабочая профессия

Школьное обучение мальчик начал в Рязани, позже семья переехала в Саратов, где Костя и закончил семилетку.  После окончания семилетки К. Симонов принял решение идти учиться на токаря, так как всерьез увлекся идеей строительства социализма и искренне хотел связать свою жизнь с рабочей профессией.

Семье Симонова пришлось пройти первое испытание на прочность. Отчим был арестован и снят с должности. Его вскоре выпустили, но перед этим их семейство выселили с занимаемой жилплощади и оставили без средств для жизни.

Через некоторое время он вместе с семьей переехал в Москву, где пошел доучиваться на второй курс Фабрично-заводского училища, потом работал на авиационном заводе, а затем токарем в механической мастерской кинофабрики «Межрабпомфильм». В итоге Симонов стал токарем седьмого разряда (при том, что в СССР было всего восемь разрядов), и его часто называли человеком с «золотыми руками».

Константин продолжал трудиться токарем, и параллельно с этим поступил на учебу в Литературный институт им. Горького.

Начало творческого поэтического пути

Константин обладал уникальным литературным талантом. Ему одинаково хорошо удавались стихи, пьесы, поэмы, рассказы, повести и целые романы.

В 1938 году Константин окончил институт, на тот момент его стихи уже печатались в литературных журналах «Октябрь» и «Молодая гвардия». В этом же году он был зачислен в состав Союза писателей СССР, стал аспирантом в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ) им. Чернышевского, а также было издано его произведение «Павел Чёрный».

Ему не удалось окончить аспирантуру. В 1939 году Симонова призвали в армию в качестве военного корреспондента. Он отправился на Халхин-Гол чтобы освещать события военного конфликта с Японией. Там он впервые увидел Георгия Жукова, которого в народе называли Маршалом победы.

Константин Симонов в молодости

После Халхин-Гола Симонова направили Белоруссию. Там Константин  тяжело заболел пневмонией и только благодаря матери, которая каким-то чудом прорвалась к сыну и забрала его еле живого в Москву, он выжил.

В том же 1939 году он окончательно прощается с именем Кирилл и официально берет псевдоним «Константин Симонов», под которым его вскоре узнает и полюбит весь Советский Союз.

Вернувшись в Москву, Константин вплотную занялся творчеством, в 1940 и 1941 годах выходят в свет его первые пьесы «История одной любви» и «Парень из нашего города».

Также молодой человек поступил в военно-политическую академию на годичные курсы военных корреспондентов. Перед самой войной Симонову присвоили звание интенданта второго ранга.

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны он вступил в РККА, в качестве военного корреспондента сотрудничал с газетами «Боевое знамя», «Известия», «Красная звезда».

Константин Михайлович отправляется на фронт в качестве военкора. Позже поэт признавался, что, несмотря на моральную готовность к войне, она все равно оказалась неожиданной и совершенно не такой, какой представлялась ему в его же книгах:

…И с убитого каска: бери!

И его же винтовка: бери!

И бомбежка –  весь день,

И всю ночь, до рассвета.

Неподвижные, круглые, желтые, как фонари,

Над твоей головою –  ракеты…

Да, война не такая, какой мы писали ее,-

Это горькая штука…

Константин Симонов во время войны

Поэт сразу же попал на Западный фронт, где в самом начале войны положение складывалось просто катастрофическое. Здесь он пережил самые тяжелые минуты своей жизни – бой на Буйническом поле под Могилевом, где полк, в который он попал, оборонялся от немецких танков. Позднее он опишет это поле в своей книге «Живые и Мертвые», а в конце жизни завещает развеять его прах именно над этим полем.

Первая же командировка Симонова в качестве корреспондента фронтовой газеты «Боевое знамя» в июле 1941 года была в стрелковый полк, расположенный неподалёку от Могилёва. Подразделение должно было оборонять этот город, и задача стояла жёстко: не пропустить противника. Немецкая армия нанесла главный удар, пустив в ход мощнейшие танковые части.

Будучи военным корреспондентом, Константин Симонов побывал в самых разных точках фронта. Вот как опишет в будущем эту часть жизни отца его сын Алексей Симонов:

«Он стал одним из лучших военных журналистов: ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками – в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке – в атаку с пехотой, видел всю войну от Черного до Баренцева моря, закончил ее в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался военным писателем, летописцем и историком этой войне». Позднее его военные записи составят основу книги «От Черного до Баренцева моря».

За военные годы им были написаны: сборник стихотворений «Война»; пьеса «Русские люди»; повесть «Дни и ночи»; пьеса «Так и будет».

«Жди меня»

Это произведение Симонова заслуживает отдельного разговора. В августе 1941 года Константин Симонов, раздавленный ужасами первых месяцев войны, ненадолго попав в Москву, ночуя на даче у друга Льва Кассиля, пишет свое самое знаменитое стихотворение «Жди меня», посвященное его возлюбленной – актрисе Валентине Серовой. Сначала у него даже в мыслях не было его публиковать, настолько личным и сокровенным он получился.

Но вскоре друзья его убедили, что эти строки нужны всем солдатам, которые также как и он жили этой надеждой: что их ждут. Стихотворение вышло в печать. Его перепечатывали, переписывали от руки, заучивали наизусть. Четверостишия стали настоящей молитвой для тысяч и тысяч фронтовиков… И даже в разгар антисоветской эпохи 90-х годов, когда все советское подвергалось гонению, это стихотворение осталось и в школьной программе и на устах – оно стало поистине бессмертным.

В 1942 году сборник стихотворений Симонова «С тобой и без тебя» имел оглушительный успех, все стихи также посвящались Валентине. Актриса стала для миллионов советских людей символом верности, а произведения Симонова помогали ждать, любить и верить, и дожидаться своих родных, близких и любимых людей с этой страшной войны.

Симонов прошел всю войну, видел столько ужасов за эти годы, что ему просто необходимо было обо всем этом с кем-то делиться, чтобы не накапливать этот груз в себе. Так война стала главной темой его произведений.

Мужество и героизм писателя отмечены многочисленными орденами и медалями. Он начинал как старший комиссар батальона, а в запас ушел в звании полковника.

Послевоенная деятельность

Весь путь поэта до Берлина отразился в послевоенных произведениях: «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента»; «Славянская дружба»; «Письма из Чехословакии»; «Югославская тетрадь».

После окончания Великой Отечественной карьера писателя уверенно пошла вверх.   Его назначили на должность редактора журнала «Новый мир». В этом качестве он часто отправлялся в заграничные командировки, побывал в Японии, Америке, Китае. В 1950-1953-м годах был главным редактором издания «Литературная газета».

Симонов  был секретарем президиума Союза писателей, избирался депутатом Верховного Совета СССР.  

С 1958 по 1960 годы ему пришлось пожить в Ташкенте, так как Константин Михайлович был назначен специальным корреспондентом газеты «Правда» по среднеазиатским республикам. От этой же газеты в 1969 году Симонов работал на острове Даманском.

В 1952-м Симонов выпустил свой первый роман, который назвал «Товарищи по оружию», а в 1959 году написал самое известное свое произведение – роман «Живые и мертвые», ставший впоследствии трилогией. Вторую его часть писатель опубликовал в 1962 году, третью только спустя девять лет, в 1971-м. Первая книга практически полностью совпадала с записями личного дневника Симонова, который он вел в годы войны.

В романе описаны события, происходившие в 1941-1944-м годах, свидетелем которых был сам автор. Ему оставалось лишь немного приукрасить свое произведение с помощью метафор и речевых оборотов.

Личная жизнь

Рядом с Константином Симоновым всегда была женщина – его муза, источник вдохновения к творчеству. В личной жизни литератора было несколько браков, и в каждом из них он был по-своему счастлив.

Константин Симонов и Наталья Гинзбург

Первый раз он женился на писательнице Наталье Гинзбург, которой посвятил свою поэму под названием «Пять страниц». Однако двум творческим личностям всегда тяжело уживаться под одной крышей, их союз не стал исключением.

Второй раз Константин женится на Евгении Ласкиной, которая в 1939 году родила ему первенца Алексея. Евгения получила филологическое образование, занимала должность литературного редактора в журнале «Москва». Благодаря ей читатели смогли познакомиться с бессмертным романом «Мастер и Маргарита» Булгакова, который она отдала в печать в середине 60-х.

Константин Симонов с Евгенией Ласкиной и сыном Алексеем

Однако и этим отношениям был отмерян короткий век. Причиной разрыва стало новое увлечение литератора – актриса Валентина Серова, известная по фильмам «Сердца четырех», «Глинка», «Бессмертный гарнизон». В 1950 году в этом союзе родилась дочь Симонова – Мария. Валентина была источником вдохновения для литератора. Именно ей он посвятил свое бессмертное стихотворение «Жди меня», написанное в 1941 году, в самом начале войны.

Потом появилась пьеса «Парень из нашего двора», в которой Серова стала прототипом ключевого образа Вари. В 1942-м Симонов выпускает сборник поэзий под названием «С тобой и без тебя», который посвящает Серовой. Достать эту книгу было нереально. Стихи переписывали вручную, отправляли на фронт, учили наизусть. Ни у одного поэта того времени не было такого оглушительного успеха, как у Симонова после выхода этого сборника.

Есть версия, что именно Серова спасла от смерти известного писателя Ивана Бунина, проживавшего во Франции. Симонова отправили в командировку с заданием вернуть опального литератора на родину, с ним поехала Валентина. И именно она шепнула на ухо Бунину, чтобы он не возвращался, иначе его ждет неминуемая гибель. Было это на самом деле или нет, никто не знает, но после этого Симонов больше никогда не ездил с женой за границу.

Семейная жизнь супругов закончилась в 1950-м. Спустя 25 лет Валентина умерла при непонятных обстоятельствах. Константин на похороны не пришел, только отправил ей 58 шикарных роз.

https://www.youtube.com/watch?v=SBrM10rl68Y&feature=emb_err_woyt

Последний, четвертый раз Симонов сочетался законным браком с искусствоведом Ларисой Жадовой, известной своим жестким и совестливым характером. В 1957 году у них родилась дочь Лариса. Кроме нее Константин воспитывал и дочь своей супруги от первого брака Екатерину.

Константин Симонов с Ларисой Жадовой

Поздние годы

После развенчания культа личности Сталина Симонову ставили в вину верную службу вождю, участие в организованном «осуждении» Михаила Зощенко, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака, в кампании против «безродных космополитов».

Но именно благодаря «генералу от литературы» Симонову удалось опубликовать «Мастера и Маргариту» Булгакова, снять опалу с романов Ильфа и Петрова, добиться издания переводов самых значительных произведений Эрнеста Хемингуэя, Артура Миллера, Юджина О’Нила. Неизвестно, как сложилась бы судьба фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны», если бы автор сценария Константин Симонов не стал его адвокатом.

Те, кто близко знал Симонова, говорят, что в последние годы жизни он особенно рьяно, отчаянно старался помочь талантливым людям, пытался восстановить справедливость в отношении великих произведений литературы и искусства, которые были сочтены советской властью чуждыми. Возможно, так проявлялось раскаяние.

Талантливый человек, Симонов в молодости действительно искренне почитал Сталина, с благодарностью принимал знаки расположения вождя.

Сын поэта, писатель и общественный деятель Алексей Симонов, считает, что, став фигурой публичной, Константин Михайлович боялся разоблачения «темного» места семейной биографии: его отец, офицер царской армии, пропал без вести в начале Гражданской войны — этот факт мог при случае дать органам возможность заклеймить Константина Симонова как сына врага народа.

Алексей Симонов честно и интересно рассказывает об отношении Константина Михайловича к Сталину и о последовавшей трансформации этой темы в сознании писателя.

«Отец мне дорог тем, что он всю жизнь менялся», — говорит Алексей Симонов в лекции, прочитанной им в стенах Библиотеки иностранной литературы.

С началом оттепели К. Симонов попал в немилость к Никите Хрущеву из-за своей преданности Сталину. Итог: писатель был отправлен в командировку в Ташкент, что по сути означало ссылку. Симонов возвращается к литературной деятельности. Но стихов в эти годы почти не пишет, сосредоточившись на прозе. В эти годы были написаны множество романов, повестей, пьес и сценариев к фильмам.

Константин Симонов за работой

Кроме того, Константин Михайлович работал как переводчик, открывая русскоязычной аудитории стихи Редьярда Киплинга, прославившегося благодаря истории о Маугли, стихи поэта из Азербайджана Насими, прозу писателя из Узбекистана Каххара,  творчество Р. Гамзатова, Т. Шевченко и других известных поэтов.

Сердце известного литератора остановилось 28 августа 1979 года. Константин Михайлович умер от тяжёлого онкологического заболевания 28 августа 1979 года. В своём завещании он просил, чтобы прах его развеяли над Буйничским полем близ Могилёва, где прошёл тот первый тяжёлый танковый бой, который навсегда отпечатался в памяти.  Там сейчас расположен могилевский мемориальный комплекс.

Спустя полтора года после смерти Симонова умерла его жена Лариса, она хотела оставаться с супругом везде и до конца вместе, её прах был развеян там же.

Про это место Константин Михайлович говорил:

«Я был не солдатом, всего лишь корреспондентом. Но и у меня есть маленький кусочек земли, который я не забуду никогда – поле под Могилёвым, где в июле 1941 года я своими глазами видел, как наши за один день сожгли 39 немецких танков».

Война стала и до конца жизни оставалась главной темой Симонова — поэта, писателя, драматурга.

Первые фильмы и спектакли по военным произведениям Симонова появились непосредственно в годы Великой Отечественной — и, по свидетельствам многих, они стали актами огромной моральной поддержки для бойцов и тех, кто ждет солдат с фронта.

Валентина Серова сыграла главную роль в одноименном фильме «Жди меня», который был снят по сценарию Симонова режиссером Александром Столпером в 1943-м на Центральной объединенной киностудии в Алма-Ате.

Но еще раньше, в 1942-м, Столпером был снят фильм «Парень из нашего города», основанный на одноименной пьесе Константина Симонова. В нем Николай Крючков сыграл бойца, а Лидия Смирнова — его невесту, красивую актрису Вареньку. В «Парне из нашего города», кстати, впервые прозвучала песня «Жди меня», музыку к которой написал композитор Матвей Блантер. А также ставшая популярной песня «Броня крепка, и танки наши быстры» (музыка братьев Покрасс, слова Бориса Ласкина).

В 1964-м роман «Живые и мертвые» был экранизирован режиссером Александром Столпером, и зрители увидели одноименную картину. На роли главных героев создатели ленты пригласили Анатолия Папанова. Кирилла Лаврова, Олега Ефремова, Алексея Глазырина, Олега Табакова.

Фильмы по сценариям Симонова снимались и в 60-е, и в 70-е, и почти каждый становился ярким событием.

Верный соавтор Симонова режиссер Александр Столпер в 1967-м экранизировал его роман «Солдатами не рождаются» — картина вышла под названием «Возмездие».

В 1970 году вышел фильм Алексея Сахарова «Случай с Полыниным» по сценарию Симонова — про любовь бравого летчика Полынина (Олег Ефремов) и актрисы из фронтовой актерской бригады (Анастасия Вертинская). Этот сюжет напоминает драматическую историю любви Валентины Серовой и ее первого мужа — летчика Анатолия Серова, погибшего на испытаниях нового самолета.

В 1970-х по повести Симонова Алексей Герман снял фильм «Двадцать дней без войны», в котором усовершенствовал свой фирменный метод «квазидокументальности», то есть максимального достижения исторической правды — бытовой, костюмной, физиогномической, атмосферной.

Удивительно, но — человек совершенно другого поколения и эстетической веры — Симонов принял и горячо защищал фильм Германа от обвинений в «чернушности», в попытке преподнести «фигу в кармане» вместо картины к очередному юбилею Победы. Сегодня фильм «Двадцать дней без войны», безусловно, входит в ряд важнейших отечественных фильмов-достижений.

Стихотворения

Советуем прочитать:

Константин Михайлович Симонов https://biographe.ru/znamenitosti/konstantin-simonov/

Константин Симонов https://www.culture.ru/persons/8786/konstantin-simonov

Константин Симонов, безусловно, был одной из ключевых фигур советской литературы. Поэт, писатель, драматург, публицист, редактор — за 63 года жизни Симонов успел сделать очень много, причем не только создать и опубликовать собственные произведения, но и пробить сквозь цензурные препоны чужие.

Дорогие друзья!
Вот и подошел к своему завершению наш литературный вечер, посвященный Константину Симонову.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Фото из открытых источников интернета