Виртуальная правовая неотложка «Азбука прав ребенка»

Сегодня, в Международный день защиты детей, мы подготовили для вас онлайн-мероприятие, посвященное правам ребенка и их правовой защите. Виртуальная правовая неотложка «Азбука прав ребенка» расскажет вам много важного и полезного. Присоединяйтесь!

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере детства и установить степень их правовой урегулированности.

Детьми признаются лица, не достигшие 18-летнего возраста. Дети в таком возрасте являются наиболее уязвимой категорией граждан, так как практически не являются самостоятельными и находятся под опекой взрослых.

У детей есть все основные права человека: на безопасность, образование, охрану здоровья, частную собственность и свободный труд. Но до 18 лет за них почти все делают родители: представляют в суде, подписывают договоры, платят налоги и штрафы.

Одни права у детей есть с рождения, например на общение с родителями. Другие они получают с возрастом: с 6 лет можно делать мелкие покупки, с 14 — открывать в банке вклады, а с 16 — пойти работать.

На защиту интересов маленьких граждан встает ряд органов, действующих на основании международных и национальных законодательных актов.

ПРАВА ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Права несовершеннолетних граждан установлены и регулируются на законодательном уровне. В перечень национальных нормативно-правовых документов, действующих в России, входят:

  • Конституция РФ;
  • Закон от 27.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Семейный кодекс РФ (СК РФ);
  • Уголовный кодекс РФ (УК РФ);
  • региональные нормативные акты.

Самыми важными среди международных нормативных документов являются:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Декларация прав ребёнка;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ указаны в гл. 11 СК РФ. К ним относятся:

  1. Проживание и воспитание в семье (ст. 54 СК РФ). Каждый ребенок вправе проживать со своими родителями, получать от них должное внимание, заботу, а также возможность всесторонне развиваться. Если родители по какой-то причине отсутствуют, то эти обязательства берет на себя орган опеки и попечительства.
  2. Поддержание отношений с родителями и с другими родственниками (ст. 55СК РФ). Даже в случае развода родителей ребенок может общаться и с отцом, и с матерью, а также с другими родственниками по обеим линиям родства.
  3. Защита своих прав и интересов (ст. 56 СК РФ). Обязанность защищать интересы несовершеннолетних ложится на родителей, а также другие государственные органы (орган опеки, прокуратура, суд). Ребенок может претендовать на защиту, если сами родители злоупотребляют своими полномочиями по отношению к несовершеннолетнему.
  4. Изъявление собственного мнения (ст. 57 СК РФ). Ребенок, как и взрослый, является отдельной личностью, а поэтому имеет собственное мнение, которое должно учитываться, особенно при решении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетнего.
  5. Получение несовершеннолетним лицом ФИО (ст. 58 СК РФ). При рождении малыша родители самостоятельно выбирают ему имя, фамилия переходит от родителей, а отчество, как правило, присваивается по имени отца.
  6. Смена имени или фамилии (ст. 59 СК РФ). Орган опеки и попечительства может дать разрешение на смену имени или фамилии ребенка, если об этом поступила просьба от родителей.
  7. Имущественные права несовершеннолетнего лица (ст. 60 СК РФ). Каждый ребенок должен получать соответствующее содержание от своих родителей. Ребенок является собственником того имущества, которое было ему подарено или перешло по наследству.

ПРАВА ДЕТЕЙ В КАРТИНКАХ

ПРАВО РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ СОГЛАСНО СЕМЕЙНОМУ КОДЕКСУ

Этому вопросу посвящена ст. 56 СК РФ. Обеспечить защиту могут родители, если ребенок проживает в семье, другие лица, выполняющие их обязанности (опекуны, попечители), а в некоторых случаях государственные органы (орган опеки, прокуратура, суд).

Родители, имеющие обязательства по защите своего ребенка, могут и сами нарушать законодательство, превышая свои полномочия. В таких случаях дети могут самостоятельно обращаться за помощью в орган опеки и попечительства. Если несовершеннолетнему уже исполнилось 14 лет, то он может подать исковое заявление.

Лица, которые до достижения совершеннолетнего возраста были признаны полностью дееспособными, могут самостоятельно защищать свои интересы.

Уведомить орган опеки о нарушении законодательства могут и третьи лица. Например, учителя в школе или воспитатели в детском саду могут узнать от ребенка, что его родители применяют к нему грубую физическую силу. Ситуация может быть и обратной, когда родители встают на защиту интересов своего ребенка, а нарушителями выступают работники образовательных учреждений.

СЛУЧАИ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ

Взрослые не так уж и редко действуют, не задумываясь об интересах несовершеннолетних граждан, тем самым нарушая их. Чаще всего это происходит в домашних условиях или же в учебном учреждении.

Дома наиболее распространены следующие виды нарушений:

  1. Физическое насилие. Выражается в применении грубой физической силы в воспитательных целях, а также в сознательном лишении должного ухода (питание, лечение). Сюда же относится и принуждение ребенка к употреблению спиртных напитков и наркотиков.
  2. Моральное насилие. Заключается в постоянном унижении и критике несовершеннолетнего, запугивании и оскорблениях.
  3. Социальное насилие. Родители не выполняют свои обязательства по стандартному обеспечению своего ребенка (одежда, образование и т. д.).

За нарушение законодательства ответственные лица (родители, опекуны, попечители) могут понести административную и даже уголовную ответственность. В особо сложных ситуациях может быть принято решение об ограничении или лишении родительских прав (ст. 69, ст. 73 СК РФ).

В образовательных учреждениях нарушения могут проявляться следующим образом:

  • необоснованная критика и угрозы в сторону несовершеннолетнего;
  • оскорбление и унижение достоинства, в том числе на публике;
  • целенаправленное изолирование;
  • выдвижение необоснованно завышенных требований по сравнению с другими детьми.

Все вышеперечисленные ситуации не должны оставаться без внимания. Первым шагом будет обращение к директору школы или другого образовательного учреждения. На основании жалобы должны быть приняты соответствующие меры.

Если ситуация не меняется, то решать вопрос уже необходимо в следующей инстанции — районное или городское управление образованием. При их бездействии необходимо обращаться в прокуратуру.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

Ответственные лица или государственные органы вправе защищать детей любыми законными способами. Государство обеспечивает защиту следующим образом:

  • установление правил соблюдения и защиты интересов несовершеннолетних граждан на законодательном уровне;
  • наделение полномочиями по защите интересов детей территориальных органов;
  • оказание помощи и поддержки семьям, где воспитываются несовершеннолетние дети;
  • установление ответственности за нарушение прав несовершеннолетних граждан.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=7vvxI1l6MSA&feature=emb_logo

ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЗАЩИТУ

К государственным органам, имеющим полномочия по защите интересов детей, относятся:

  1. Органы опеки и попечительства. Их деятельность регулируется Законом №48-ФЗ. В их полномочия входят: устройство и распределение детей, оставшихся без опеки родителей, контроль за их воспитанием и содержанием; принятие участия в судебных разбирательствах и исполнении решений по делам, связанным с воспитанием ребенка в семье, а также лишения или ограничения родительских прав.
  2. Институт уполномоченного по правам ребенка в России и регионах страны. Действует в соответствии с Законом №124-ФЗ и указом Президента №986. Основными задачами являются: осуществление контроля за соблюдением интересов детей и их защита на государственном уровне; распространение информации о законных правах и интересах несовершеннолетних; участие в улучшении нормативных актов, регулирующих сферу защиты интересов несовершеннолетних.
  3. Органы внутренних дел (ОВД). Действуют на основании закона №3-ФЗ, УК РФ, СК РФ и других законодательных актов. Участвуют в процессе передачи детей на воспитание из неблагополучных семей, проводят профилактическую работу с лицами, нарушающими законные интересы несовершеннолетних.
  4. Органы прокуратуры. Осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом №2202-1-ФЗ. Принимают участие в решении вопросов, касающихся нарушения и защиты интересов несовершеннолетних детей (подают иски в суд о лишении родительских прав, об отмене усыновления и прочее).
  5. Суд. Лица, заинтересованные в защите интересов несовершеннолетних, вправе обращаться в суд с соответствующим иском. Дела по защите интересов детей могут рассматриваться судами в соответствии с нормами гражданского, уголовного или административного судопроизводства.

Защита интересов несовершеннолетних детей — это приоритетная задача не только родителей, но и государства в целом. На законодательном уровне имеется ряд способов и возможностей для выполнения этой задачи. В случаях когда интересы ребенка ущемляются со стороны родителей, он вправе самостоятельно обратиться за помощью в компетентные органы, которые примут соответствующие меры по защите несовершеннолетнего.

В заключительной части нашей правовой неотложки предлагаем к просмотру «Права детей в мультиках»

При подготовке мероприятия были использованы материалы сайтов: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/narushenie-prav.html и http://kon.abatskobr.ru/ru/inspektor-po-ohrane-detstva/?template=eyes_start.html

Фото из открытых источников интернета

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!