Виртуальный вернисаж «Человек, подаривший России музей»

Репин И. Е. Портрет П. М. Третьякова. 1901, холст, масло

В Третьяковской галерее,

В Третьяковской галерее

Каждый новый гость московский

Жаждет побывать скорее.

Убегая с заседаний,

Притворяясь беззаботным,

Я хожу, как на свиданье,

К акварелям и полотнам.

В «Незнакомку» в экипаже

В сотый раз могу влюбиться.

В дымке — пажить на пейзаже,

Страшен в гневе царь-убийца.

Кончаловского сиренью

Надышусь до одуренья. Евгений Долматовский

Уважаемые читатели! Сегодня мы проводим для вас виртуальный вернисаж «Человек, подаривший России музей».

Днем основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 года. В этот день начинающий коллекционер и текстильный фабрикант Павел Михайлович Третьяков приобрел свою первую картину русского художника Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853). И, как полагается, составил расписку в получении денег. Расписка, помеченная 10 мая (по новому стилю — 22 мая), впоследствии стала для историков и сотрудников Третьяковки своеобразным «свидетельством о рождении» первого в России художественного музея национального искусства.

В.Г. Худяков. «Стычка с финляндскими контрабандистами», 1853

Но позднее сам Павел Михайлович, называя 1856 год временем создания галереи, рассказывал, что первым в его собрании на самом деле было реалистическое полотно Н.Г. Шильдера «Искушение».
Но известно, что Шильдер завершил эту работу в 1857-м году. Историки так объясняют неувязку: вероятнее всего, коллекционер, увидев годом раньше только начатый живописцем холст, задумал приобрести его и внес задаток за «сырую» картину. На картине изображена молодая девушка, ее спящая мать или бабушка и сводница, которая подговаривает красавицу продать свою любовь. Кстати, этот сюжет настолько тронул Павла Михайловича (а возможно, ему был известен какой-то конкретный аналогичный случай), что он в первом же завещании выделил средства бедным невестам, чтобы те могли беспрепятственно выходить замуж за малообеспеченных, но добропорядочных молодых людей.

Н.Г. Шильдер. «Искушение», 1856

Так 23-летний предприниматель, сын купца второй гильдии Павел Михайлович Третьяков, сделал первый шаг к осуществлению поставленной себе еще в молодые годы цели — создать музей русской национальной школы живописи. Третьяков посвятил этому свыше 40 лет жизни.

С этого времени П.М. Третьяков старался покупать работы непосредственно «из рук» художников: либо с выставок, либо прямо из мастерских, таким образом сосредоточивая внимание на произведениях современного отечественного искусства. Он был в дружеских отношениях с художниками — передвижниками, всячески их поддерживал, в том числе и материально, благодаря чему в коллекцию попали лучшие произведения передвижников.

Собирая картины для своей галереи, Павел Михайлович Третьяков полагался исключительно на собственный художественный вкус и способность отличить подлинное произведение искусства от претенциозной поделки. Само собой, его мнение по поводу многих картин неоднократно оспаривалось его современниками, однако, сломить волю Третьякова было невозможно.

Убежденный в том, что собирает коллекцию произведений искусства не для себя, а для потомков, Третьяков был несгибаем — он не гнался за сиюминутной актуальностью тем приобретаемых им полотен, его не интересовала техника, в которой они были выполнены — он слушал только свое сердце.

«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, – писал П.М. Третьяков, – дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника»

Сами художники признавали, что коллекционер обладал особым восприятием живописи, и на выставках порою не знали, какие картины он выберет. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», говорил о Третьякове Крамской.

Павел Михайлович Третьяков — не первый собиратель русского искусства. Известными коллекционерами были Ф.И. Прянишников и П.П. Свиньин. Но Третьякова отличало не только художественное чутье, но и демократические убеждения, глубокий истинный патриотизм, ответственность за родную культуру. Важно то, что он был и коллекционером, и меценатом художников, а порой и вдохновителем, моральным соавтором их творчества. Ему мы обязаны великолепной портретной галереей выдающихся деятелей культуры и общественной жизни. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания.

К началу 1860-х коллекция Третьякова насчитывала несколько десятков картин не только его современников, но и художников предшествующих десятилетий.

Грачи прилетели» Саврасова и «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Березовая роща» Куинджи и еще сотни и сотни работ. Третьяков покупал у художников картины целыми собраниями, как у Василия Верещагина: в 1874-м приобрел сразу 144 картины и этюда, 127 карандашных рисунков. Коллекцию пополнили сразу 80 работ Александра Иванова. Стали частью собрания и живописные впечатления от поездки по Ближнему Востоку Василия Поленова — 102 этюда. Картины художников ХVIII — начала ХIХ века Третьяков собирал по антикварным магазинам и частным лавкам.

А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 
В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881
А.И. Куинджи. Березовая роща. 1879

Первоначально все, что приобреталось Третьяковым, размещалось в комнатах в принадлежащем семье доме в Замоскворечье, в Лаврушинском переулке. К концу 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах стало невозможно.

Дом П.М. Третьякова до перестройки

К 1872 году многочисленное семейство Третьяковых утомили желающие увидеть его уникальное собрание, и коллекционером было принято решение о постройке специальной галереи, примыкавшей к жилому дому.

Весной 1874 года картины разместили в новом двухэтажном здании, состоящем из двух больших залов. Быстрый рост коллекции вскоре потребовал его расширения за счет дополнительных построек. К концу 1880-х годов галерея состояла уже более чем из 20 комнат. И в 1881 году галерея была открыта для всеобщего обозрения.

В августе 1892 года П.М. Третьяков обратился в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар картинную галерею. Она включала в себя 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков. В дар вошла также и коллекция западноевропейского искусства (всего 88 работ), принадлежавшая скончавшемуся в 1892 году младшему брату Павла Третьякова — Сергею Михайловичу, бывшему московскому городскому голове, купцу.

Московская городская дума с благодарностью приняла бесценный дар, и Павел Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем.

Городская картинная галерея начала работать для публики 15 августа 1893 года.

Павел Третьяков был очень скромным человеком, не любившим шумихи вокруг своего имени. Он хотел тихого открытия и, когда были организованы торжества, уехал за границу. Он отказался от дворянства, которое было пожаловано ему императором. «Я родился купцом и умру купцом», – объяснил свой отказ Третьяков. Однако он с благодарностью принял звание почетного гражданина Москвы. Это звание было присвоено ему городской думой как знак высокого отличия и благодарности за его высокие заслуги в деле сохранения русской художественной культуры.

Последний дар Третьякова галерее — эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем».

И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894

После смерти Павла Михайловича Третьякова в декабре 1898 года делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый Думой. В его состав в разные годы входили видные московские художники и коллекционеры: Валентин Серов, Илья Остроухов, Иван Цветков, а также дочь Павла Михайловича — Александра Боткина, впоследствии написавшая книгу воспоминаний об отце и истории создания знаменитой галереи.

В 1899-1900 годах дом Третьякова в Лаврушинском переулке, к которому примыкала галерея, был перестроен и приспособлен для нужд галереи. В 1901-1902 годах весь комплекс был объединен новым фасадом в неорусском стиле, построенным по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова.

Эскиз фасада дома П.М. Третьякова выполненный В.М. Васнецовым

В начале ХХ века Третьяковская галерея стала одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополнялась произведениями как нового, так и старого русского искусства.

В 1913 году на должность попечителя Галереи был избран известный художник и историк искусства И.Э. Грабарь (в 1917-1925 годах — директор Третьяковской галереи). С его деятельностью связаны преобразования всей экспозиции музея, осуществленные в 1913-1915 годах. Развеска картин стала последовательно отражать историю русского искусства с выделением монографий выдающихся художников. Под началом Грабаря Третьяковка стала музеем европейского уровня. Первые годы советской власти Игорь Эммануилович оставался директором музея, которому декретом Совнаркома в 1918 году был присвоен статус национального достояния.

В 1918 году Третьяковская галерея получила статус государственного музея. В последующие годы стремительно пополнялась коллекция Галереи. Национализация частных и централизация музейных собраний привели к тому, что за первое послереволюционное десятилетие количество экспонатов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова, картинная галерея Румянцевского музея.

В годы Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. 9 октября 1944 года вышел приказ о реэвакуации, уникальная коллекция вернулась в Лаврушинский переулок. Спустя неделю после окончания Великой Отечественной войны 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галереи была вновь открыта.В экспозиции было представлено более двух с половиной тысяч произведений.

Здесь находится уникальное собрание русских икон, представленное работами А. Рублева, Ф. Грека и Дионисия. Лучшими произведениями Кипренского, Тропинина, Васнецова, Брюллова представлена русская живопись начала XIX века. В коллекции галереи — лучшие произведения передвижников Крамского, Перова, Маковского, Ге. Украшением собрания являются залы Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Шишкина.

В 1985 году Государственная картинная галерея СССР, располагавшаяся на Крымском Валу, фонды которой формировались из произведений художников XX столетия, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс с сохранением исторического названия — «Государственная Третьяковская галерея».

В 1980-е годы начались реконструкция и расширение помещений Третьяковской галереи. В 1985 году был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году приступили к реконструкции основного здания. Произведения, находившиеся в экспозиции и запасниках, были перевезены либо в специально оборудованный депозитарий, либо в здание на Крымском Валу.

В 1989 году был построен еще один новый корпус, получивший название «Инженерный». Он предназначался для выставочных залов, конференц-зала, информационно-вычислительного центра, детской изостудии, а также большой части инженерных систем и служб.

В процессе реконструкции здания галереи в Лаврушинском переулке новую жизнь обрела церковь Святителя Николая в Толмачах, прихожанином которой был в свое время Павел Третьяков, получившая статус «домовой церкви» при музее, то есть Храма-музея.

В 1986 году к Государственной Третьяковской галерее на правах отделов был присоединен ряд московских музеев мемориального характера — Дом-музей П.Д Корина, Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-мастерская А.С. Голубкиной. В связи с этим Третьяковская галерея получила новый статус и стала именоваться «Всесоюзное (с 1994 года — Всероссийское) музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».

В апреле 1995 года в основном здании в Лаврушинском переулке для посетителей открылась обновленная экспозиция классического русского искусства.

Указом президента РФ в 1995 году Государственная Третьяковская галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов российской культуры.

Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 500 тысяч единиц хранения (среди них — свыше 200 тысяч русских и 30 тысяч иностранных книг), отделом рукописей, в котором хранятся уникальные документы и архивные материалы, единственной в своем роде фото- и слайдотекой русского искусства, большими оснащенными современными техническими средствами реставрационными мастерскими, а само собрание ГТГ, которому, собственно, все это и принадлежит, насчитывает около 170 тысяч произведений, разместившихся в 62 залах двух зданий. Все случилось так, как и хотел основатель: теперь каждый из нас может «иметь понятие о всех русских художниках».

Все это многообразие размещается в архитектурном комплексе в Лаврушинском переулке и в здании на Крымском валу.

Произведения из собрания Галереи регулярно экспонируются как на международных, так и на отечественных выставках в разных городах. Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера.

Третьяковская галерея

В Замоскворечье дивный терем,

А в нём картинам счёту нет.

Здесь жил купец,  душой эстет,

Искусству русскому был верен.

Предельно точным был в делах,

Мануфактурой ловко правил,

Перед собою цель поставил,

Создать музей, чтоб жил в веках.

Всю жизнь полотна собирал,

Имея безупречный вкус,

Художников он знал искус,

Им благородно помогал.

Построил чудо-галерею,

Её Москве он завещал,

В ней бесподобен каждый зал,

Коль не был там, иди скорее…

09.04.2014  Любовь 10 Источник опубликования: https://stihi.ru/2014/08/13/4170

Мы подобрали для вас видео о Третьяковской галерее и ее восхитительных сокровищах:

https://www.youtube.com/watch?v=9Q7Q4XIO0AU

Благодарим за внимание! До новых встреч!

При подготовке мероприятия использованы материалы из источника: https://tunnel.ru/post-tretyakovskaya-galereya#prettyPhoto

Фото из открытых источников интернета