Звездный час писателя «Мистическая сила Мастера»

 Уважаемые читатели!

15 мая  2021 года  исполняется 130 лет со дня рождения   замечательного     русского    писателя   Михаила Афанасьевича Булгакова — одного из самых читаемых авторов современности.

Мастер, как часто называют писателя по имени главного героя его романа, создал не только множество произведений, ставших классикой русской литературы, но и встал, определённым образом, особняком в ряду писателей   XX столетия, сотворив миф, в котором переплетены и факты его биографии, и фантасмагорический мир его персонажей.

Михаил Булгаков — писатель, который является автором множества культовых романов. Он стал несравненной фигурой в истории литературы XX века, а его биография полна мистики.

Писательский путь Михаила Булгакова, уложившийся в два десятилетия, был полон ежедневной, энергичной борьбы с трудностями и недоброжелателями.

Интерес к его личности непреходящий, творчество постоянно экранизируется, произведения волнуют и продолжают волновать современных людей. В чём особенность произведений писателя? Чем Булгаков отличался от своих собратьев по перу?

Обаяние его героев заставляет влюбиться в них и навсегда почувствовать прелесть нераскрытой мысли, именно такой тезис может украсить все творчество великого Булгакова. 

Одна из причин  актуальности его творчества состоит в том,  что Булгаков, писатель тонкий и проницательный, удивительно остро чувствовал время.  И не только то, в котором он жил, но и то, которое наступит. Эта  целеустремлённость, обращённость в будущее,  делает его произведения на редкость современными нам и нашей эпохе, открывшей двери  в XXI век. 

Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова приглашает вас на Звездный час писателя «Мистическая сила Мастера», посвященный юбилею  писателя.

«Михаил Булгаков: легенда и быль»

«Переплетение в самых неожиданных, но   внутренне закономерных формах реальности  и фантастики-черта таланта Булгакова» К. Г. Паустовский

В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу. Возможно, сегодняшнее знакомство с Булгаковым заинтересует присутствующих его судьбой, личностью, творчеством; заставит по-другому взглянуть на некоторые произведения писателя и оценить их.

Михаил Афанасьевич Булгаков Роман с тайной. Документальный фильм

https://www.youtube.com/watch?v=SHkn2L51Np0

Михаил Булгаков прожил недолгую жизнь, но оставил такое наследие, что дай Бог каждому. Многие его творения стали событиями в литературе, театре и кино. Наши современники с удовольствием смотрят известные фильмы по произведениям Булгакова, такие, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Собачье сердце», «Дни Турбиных», «Бег». На телевидении с успехом прошел сериал «Мастер и Маргарита». Культовый роман впервые вышел в телевизионной версии. О романе «Мастер и Маргарита» мы еще поговорим, но сначала — биография писателя.

Родился Булгаков 15 мая 1891 года в Киеве, в семье доцента, потом профессора духовной академии. Был он у Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых первенцем.

После него родились еще два сына и четыре дочери.

Жили они в том самом доме по Андреевскому спуску, который описан потом в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

В 1907 году в семье случилось несчастье: умер отец — Афанасий Иванович. Забота о воспитании семерых детей целиком легла на плечи Варвары Михайловны. Хотя это было сложно, но магь «сумела им… дать радостное детство».

В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Императорского университета св. Владимира. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами.

Булгаков в университете учился 7 лет. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

По окончании университета он был немедленно призван в армию. В течение нескольких месяцев работал военным врачом в Каменец-Подольске и Черновицах. Вскоре, однако, его фронтовая служба кончилась.

Летом 1916 г. Булгакова откомандировали в распоряжение Смоленского губернатора, и он получил назначение служить земским врачом в одном из самых глухих уголков Смоленской губернии — в селе Никольское Сычевского уезда.

Михаил Булгаков, будучи врачом, без прикрас увидел жизнь низших слоев общества.

Гражданская война застала Булгакова в его родном Киеве. Рушился старый быт, каждому надо было выбирать свой путь. Булгаков был свидетелем гибели белого движения. Потом эти картины оживут в его книгах.

Всем складом своего воспитания Булгаков принадлежал к либерально-демократическим слоям старой русской интеллигенции и, как многие люди его круга, решил разделить судьбу своего народа, участвовать в строительстве новой культуры. Выбор этого пути дался ему непросто.

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Отныне этот многоликий город станет источником, питающим его творчество.

В то время в столице было очень голодно, свирепствовала безработица.  

Михаил  начинает писать. Сам он датирует начало своей литературной деятельности очень точно: 15 февраля 1920 года.

Постепенно, установив связи с различными газетами, Булгаков стал подрабатывать писанием фельетонов и репортажей. Он написал их за это время множество — больше сотни.

Михаил Булгаков сотрудничал как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине.

Так начиналась его творческая деятельность…

Фельетоны и рассказы молодого писателя печатаются в столичных газетах и журналах, выходят отдельными изданиями. К тому времени Булгаков уже отходит от медицинской деятельности и полностью отдается литературе.

Вспоминает друг Михаила Булгакова по Киевской гимназии, потом — коллега-журналист К. Паустовский: 

«Легкость работы Булгакова поражала всех… В редакции ему давали письмо какого-нибудь начальника пристани или кочегара Булгаков проглядывал письмо, глаза его загорались веселым огнем, он садился около машинистки и за 10 — 15 минут надиктовывал такой фельетон, что редактор только хватался за голову, а сотрудники падали на столы от хохота».

Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора.

Дни писателя были отданы газетной работе для заработка, вечера и ночи — он творил для души. 

Первые значительные произведения Булгакова в Советском Союзе появились только в 1924 г. Были опубликованы его повесть «Дьяволиада», первая часть повести «Записки на манжетах» и первая часть романа «Белая гвардия».

В октябре 1925 г. появилась повесть «Роковые яйца», на которую обратила внимание критика. Главный герой ее — профессор Персиков, пародийно наделенный некоторыми чертами Ленина, хочет разрешить проблему голода и изобретает красный «луч жизни», способствующий необыкновенно быстрому размножению яиц. Из-за целого ряда недоразумений это открытие делается причиной страшных бедствий — от «красного луча» порождаются чудовищные пресмыкающиеся, создающие угрозу гибели страны. Очевидно, что под красным лучом здесь подразумевалась социалистическая революция, совершенная под лозунгом построения лучшего будущего, но на поверку принесшая народу террор и диктатуру.

В том же 1925 г. Булгаков написал повесть «Собачье сердце», но так и не смог ее опубликовать ни в одном советском издании.  Герой повести профессор Преображенский проводит опыты по очеловечиванию животных, в результате которых безобидный пес Шарик превращается в пьяницу-пролетария Полиграфа Шарикова, воплощающего в себе худшие черты советского обывателя. Здесь также пародировалась попытка большевиков сотворить нового человека, призванного стать строителем коммунистического общества.

Зато Булгакову удалось напечатать вторую часть «Белой гвардии». Но окончания этого романа современники Булгакова так и не увидели (шестой номер журнала «Россия», где публиковалась «Белая гвардия», был запрещен).

В 1926 г. «Медицинский работник» напечатал «Записки юного врача».

Михаил Булгаков обладал великолепными актерскими способностями и фанатически любил театр. В юности он смотрел любимые пьесы по 30 — 40 раз. Неудивительно, что Булгаков стал драматургом.

Главным результатом публикации «Белой гвардии» для Булгакова стало то, что на роман обратил внимание МХАТ, остро нуждавшийся в современном репертуаре. В апреле 1925 г. режиссер МХАТа Вершилов предложил Булгакову написать на основе «Белой гвардии» пьесу. Булгаков охотно согласился. Постепенно в ходе работы над пьесой, которая в окончательном варианте получила название «Дни Турбиных», он довольно сильно отошел от сюжета романа и убрал многих героев. В результате действие стало динамичнее, а главная идея — трагедия личности, попавшей в жестокое горнило революции, выступила резче и рельефнее.

«Дни Турбиных» сразу были замечены и имели небывалый успех — уже в первом сезоне МХАТа 1926/1927 гг. пьеса ставилась более 100 раз.

Пьеса «Дни Турбиных» заворожила Сталина, он смотрел её 15 раз, и это обстоятельство сыграло важную роль в судьбе Булгакова

В октябре того же 1926 г. театр Вахтангова поставил другую пьесу Булгакова «Зойкина квартира» — трагическую буффонаду о нэпмановских дельцах. Она была хорошо принята зрителем и с успехом шла в течение двух лет.

В 1928 г. Московский камерный театр поставил «Багровый остров» — едкую сатиру на Главрепертком, выполнявший в те годы роль советской театральной цензуры.

Вообще, 1928—1929 г. стали коротким периодом относительного процветания для Булгакова.

Ранние повести и рассказы Булгакова имели успех у читателей, но встречали и резкую критику, которая обвиняла писателя в «злопыхательстве» и «новобуржуазных настроениях». В постановлении РАППА его творчество расценивалось как «прямая вылазка классового врага… упадничество и порнография». Это причинило ему немало бед и огорчений.

В конце 1920-х годов, с ужесточением советского режима, над головой Булгакова начали сгущаться тучи. В октябре 1928 г. в «Известиях» появилась статья с призывом «ударить по булгаковщине». Острой критике подверглась новая пьеса Булгакова «Бег» (также посвященная белому движению), которую уже начали репетировать артисты МХАТа.

2 февраля 1929 г. свое слово по отношению к «Бегу» высказал Сталин. Отвечая драматургу Билль-Белоцерковскому, генсек расценил «Бег» как «проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины» и тем самым «оправдать или полуоправдать белогвардейское дело». После такого отзыва судьба пьесы была предрешена.

Запрещение «Бега» имело роковые последствия и для других булгаковских пьес — все они в марте 1929 г. были сняты с репертуара, а Булгаков остался совершенно без средств к существованию.

В августе он писал брату Николаю, который находился в Париже: «В 1929 году совершилось мое писательское уничтожение… Вокруг меня уже ползет змейкой слух о том, что я обречен во всех смыслах…».

В этот тяжелый момент Булгаков начал работу над своими лучшими творениями: над пьесой «Мольер», над «Театральным романом» и над главным творением своей жизни — романом «Мастер и Маргарита».

Михаил Булгаков писал:

«Не может быть, чтобы голос, тревожащий сейчас меня, не был вещим. Не может быть. Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним — писателем».

О чем мог писать человек, ставший свидетелем полного распада и гибели того культурного слоя, того мира, к которому он принадлежал и ценности которого он исповедовал?

«Я — мистический писатель», — писал о себе Булгаков, считая себя учеником и последователем Гоголя…

Не во всех его произведениях есть мистика, но лучшие из них обладают действительно волшебным воздействием на людей.

 «Тайна Мастера и Маргариты»

«Мастер и Маргарита» — последний закатный роман, как называл его сам автор, создавался больше 10 лет, с 1928 года до самой смерти писателя. Для Булгакова это был тяжелый период в том отношении, что практически все его произведения были запрещены, и в минуту отчаяния в 1930 году он сжег первую рукопись «Мастера и Маргариты». Но «рукописи не горят», как сказал герой Булгакова, и роман возродился из небытия.

Вынужденный работать в стол, Булгаков все силы души отдал роману «Мастер и Маргарита», напечатать который он, увы, тоже не имел никакой надежды.

«Мастер и Маргарита», несомненно, самое гениальное и самое неоднозначное из всех произведений Булгакова, в котором, как ни в каком другом советском романе, раскрыт противоречивый и трагический дух тоталитарной эпохи.

Булгаков писал его в разгул репрессий, когда один за другим были повержены, исключены из партии, лишились своих постов или были расстреляны многие его прежние враги: литературные чиновники, записные партийные критики и руководители культуры — все те, кто хулил и травил его долгие годы. Он следил за этой дьявольской вакханалией с почти мистическим чувством, которое и нашло отражение в романе.

Главным героем его, как известно, является сатана, действующий под именем Воланд. Появившись в Москве, Воланд обрушивает всю свою дьявольскую силу на власть имущих, творящих беззаконие. Он расправляется и с гонителями великого писателя — Мастера, жизнь которого имеет множество параллелей с самим Булгаковым. Хотя полностью отождествлять Булгакова с Мастером было бы все же слишком прямолинейно. Нетрудно, таким образом, понять, кто стоял за образом Воланда.

Философско-религиозная концепция романа очень сложна и еще до конца не разгадана. Сам Булгаков был человеком, далеким от ортодоксального православия. Бог, видимо, представлялся ему чем-то вроде всеобщего закона или неизбежного хода событий. В создании образа Христа (в романе он выступает под именем Иешуа Га-Ноцри) Булгаков сознательно руководствовался апокрифическими источниками, а Евангелия отбрасывал как ложные.

В романе Мастера о Понтии Пилате есть суд, казнь и погребение Иешуа, но нет его воскресения. Нет Богородицы. Сам Иешуа — не потомок знатного еврейского рода, как в Евангелии, — он бедный сириец, который не знает своего родства и не помнит своих родителей. Никто не понимает Иешуа с его учением, что «злых людей нет на свете», даже его единственный апостол Левий Матвей. Его попытка разбудить в людях их изначальную добрую природу вызывает лишь всеобщее озлобление. Только Воланд понимает Иешуа, но не верит в возможность твердого обращения людей к добру.

Верит ли в это сам Булгаков? Отнюдь не в новозаветной трактовке представлен сам дьявол, который более похож на ветхозаветного сатану из книги Иова.

В романе Булгакова Воланд — подлинный «князь мира сего». Нет даже намека на какое-то соперничество его в этом смысле с Христом. В нем олицетворена та сила, что «вечно хочет зла и вечно совершает благо». И в самом деле, Воланд в романе наказует явных безбожников, его подручные заставляют платить по счетам плутов, обманщиков и прочих негодяев, на протяжении романа они не раз творят «праведный суд» и даже «добро». И все же Воланд остается дьяволом, демоном зла, который не хочет и не может дать людям благодати. Затравленный, сломленный несправедливой советской критикой и жизненными невзгодами, Мастер находит в нем своего спасителя. Но он получает от дьявола не свет, не обновление, а только вечный покой в потустороннем безвременном мире.

Исполненный глубокой философской грусти финал романа был чем-то схож с концом самого автора.

Роман «Мастер и Маргарита» — главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.

Роман вызывал и вызывает острую полемику. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад. Какие это проблемы? Назовем их.

  • Что такое истина?
  • Человек и власть.
  • Внутренняя свобода и несвобода человека,
  • Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба,
  • Верность и предательство. Милосердие и всепрощение

Как-то Илья Ильф сказал Булгакову:

«Вы счастливый человек, без смуты внутри себя».

Читаешь  и хочется закричать: «Это Булгаков-то счастливый человек?» После всего, что ему пришлось пережить, после «убитых пьес», после вынужденной немоты и жизни на грани самоубийства? Но перечитываешь «Мастера» и понимаешь: да, счастливый. Потому что не предал себя. Потому что обрел покой — внутренний покой. Потому что не переставал слышать «вещий голос» и следовал ему до конца».

«Мастер и Маргарита» — ярчайший шедевр и самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX века. Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но так до конца и не понять. Культовый роман полон приключений, загадок, иронии и бесконечной мудрости.

«Мастер и Маргарита» стал сенсацией и романом века. Анна Ахматова, прочтя роман ещё в рукописи, сказала об авторе: «Он гений».

Жадный интерес к роману привёл к публичным мистериям: майские костюмированные балы на Патриарших прудах, приуроченные ко дню рождения писателя, всевозможные булгаковские общества, театральная студия на чердаке дома со знаменитой квартирой 302-бис, разукрашенные символами и цитатами из романа стены подъезда, неизменно растущие рейтинги романа в опросах современников…

За прошедшие годы  миллионы людей стали пленниками «Мастера и Маргариты». Другие  не понимают, что в ней такого особенного.

Никто не обязан любить эту книгу, она сама выбирает тех. кто её полюбит.  И далеко не всегда это любовь с первого взгляда. При первом чтении пропускаешь целые главы. Проходят годы, и если ты что-то испытал в жизни и при этом поумнел, то «Мастер и Маргарита» снова тянет к себе. Эта книга — магнит и загадка. И когда перечитываешь ее в десятый и в двадцатый раз, то уже не пропускаешь ничего — каждое слово кажется драгоценным. Такое произойдет не со всеми, а только с некоторыми из нас.

У Булгакова над рабочим столом висела старая гравюра с изображением лестницы жизни – жизненный путь человека от рождения до смерти. Писателю нравилась эта картина, она соответствовала его воззрению на судьбу человека – у каждого возраста,  согласно теории, свой приз жизни. Призы жизни распределяясь по лестнице, растут, приближаются к верхней ступени, а затем спускаются вниз, сходят постепенно на нет. Это был его комментарий изображения.

Булгаков был трижды женат, и последней его женой стала Елена Сергеевна Шиловская в 1932г.

В 1939 г. у Булгакова открылся смертельный недуг — нефросклероз. В последний год жизни он написал к юбилею Сталина пьесу «Батум» о революционной деятельности молодого вождя. Говорят, что Сталин, ознакомившись с пьесой, нашел ее хорошей, но не разрешил ни ставить, ни публиковать. Этот холодный запрет тяжело поразил писателя. Состояние его резко ухудшилось. В последние месяцы жизни он ослеп.

Булгаков  умер 10 марта 1940 г., держа за руку Елену Сергеевну. «Чтобы знали… Чтобы знали», — прошептал уже на смертном одре Булгаков наклонившейся над ним Елене Сергеевне, думая о судьбе своих ненапечатанных книг. Она сдержала клятву — не отдала его в больницу и дождалась публикации его произведений.

М. А. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. До начала 50-ых годов на его могиле не было ни креста, ни памятника. Елена Сергеевна не раз захаживала в прикладбищенскую мастерскую в поисках надгробной плиты и однажды заметила в яме среди обломков мрамора огромный чёрный камень. «Что это? — поинтересовалась у гранильщиков. — «Да Голгофа». — «Как Голгофа?» Ей объяснили, что на могиле Гоголя стояла Голгофа с крестом, пока к юбилею не поставили новый памятник. Камень этот, по преданию, выбрал в Крыму Иван Аксаков и привёз в Москву на лошадях. «Покупаю», — не раздумывая, сказала Елена Сергеевна. Так гоголевская Голгофа стала надгробным памятником Булгакову.

Когда-то Михаил Булгаков писал другу, вспоминая Гоголя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью». По слову и сбылось.

Булгакова стали вспоминать с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. На нашей памяти лицо его, постепенно высвечиваясь, проступало из густой тени.

С конца 20-х годов и до 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. С 1941 по 1954-й на сцене шли только «Последние дни» («Пушкин») и инсценировка «Мертвых душ».

В начале пятидесятых годов за Булгаковым была стойкая репутация «забытого писателя». И вдруг за какие-нибудь пять — семь лет возник «феномен Булгакова».

В 1962 г. вышла написанная им тридцатью годами раньше биография Мольера.

В 1963 — «Записки юного врача».

В 1965 — сборник «Драмы и комедии» и «Театральный роман».

В 1966 — том «Избранной прозы» с «Белой гвардией».

В 1966—1967 — «Мастер и Маргарита».

Его известность нарастала как шквал, из литературной среды перешла в широкую среду читателей, перехлестнула отечественные границы и могучей волной пошла по другим странам и континентам.

Восстановление забытых имен — естественный процесс обогащающейся наследием культуры. Но то, что случилось с Булгаковым, не имело, пожалуй, прямой аналогии в нашей стране. Им зачитывались студенты и пенсионеры, его цитировали школьники, кот Бегемот, Воланд, Азазелло и Маргарита переходили в бытовой фольклор. Дольше других медлили с признанием Булгакова критики и профессора литературы, не давая его творчеству заметной цены и оттесняя в общий перечислительный литературный ряд, где ему определялось место уж отнюдь не в первой шеренге. Возник разговор и о «моде» на Булгакова. Явилось подозрение, что интерес к нему искусственно подогрет и с ходом времени схлынет, нестойкий, как всякая литературная сенсация.

Между тем время, которое, казалось, прежде работало против Булгакова, обрекая его забвению, будто повернулось к нему лицом, обозначив бурный рост литературного признания. В 1975 году интерес к Булгакову был сильнее, чем в 1965-м, и не остыл к 1985-му. Более того, нет примет, чтобы в ближайшее десятилетие интерес к писателю пошел на убыль.

«Рукописи не горят». Посмертная судьба Булгакова подтвердила неожиданный афоризм-предсказание. Это поразило воображение многих читателей-современников.

Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы». Так произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20 — 30-е годы XX века, мы не можем обойтись без «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты».

За годы, прошедшие с того дня, как небольшая толпа литераторов и артистов провожала урну с прахом Булгакова на Новодевичье кладбище, он стал стремительно приближаться к нам. Былое его одиночество обернулось огромным вниманием к нему множества людей в нашей стране и во всем мире. Разгромные статьи и клеветнические рецензии давних лет, как бы в воздаяние, сменились апологетическими монографиями и почтительными, даже восторженными критическими разборами. Растущая популярность его книг, очень «личных», как бы непосредственно разговаривающих с вами, притянула внимание и к самому автору — его биографии, его судьбе. Сейчас уже очевидно, что никакие прихоти моды, летучего поветрия сенсации здесь ни при чем.

 «Копилка цитат» М. А. Булгакова

«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». М. Булгаков

«Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь». М. Булгаков

«Успевает всюду тот, кто никуда не торопится». М. Булгаков

«Только через страдание приходит истина… Это верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт». М. Булгаков

«Люди  выбирают  разные  пути.  Один, спотыкаясь,  карабкается  по  дороге  тщеславия, друго  й  ползет  по  тропе  унизительной  лести, иные  пробираются  по  дороге  лицемерия  и обмана. Иду ли я по одной из этих дорог? Нет! Я иду  по  крутой  дороге  рыцарства  и  презираю земные блага, но не честь…» М. Булгаков

«На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками». М. Булгаков

«Достаточно погнать человека под выстрелами, и он превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт». М. Булгаков

«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые». М. Булгаков

«Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре». М. Булгаков

«Единственное, что врожденно людям, – это любовь к самому себе. И цель жизни каждого человека есть счастье! Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело. О том, как сохранить здоровье, вам скажет любой хороший врач. А как достичь душевного спокойствия, скажу я вам: не совершайте, дети мои, преступлений, не будет у вас ни раскаяния, ни сожаления, а только они делают людей несчастными». М. Булгаков

«Звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле». М. Булгаков

Михаил Булгаков. Мудрые мысли от Великого Мастера

Произведения Михаила Булгакова часто экранизировались. Большинство картин стали чрезвычайно популярными, и для многих, это единственное знакомство с его произведениями.

 Одной из самых знаменитых экранизаций Булгакова является фильм «Собачье сердце» (1988) режиссёра Владимира Бортко.

Роман «Собачье сердце» был написан в 1925 году, но до сих пор «чудовищная» история превращения симпатичного пса в абсолютно несимпатичного человека остается свежей и вызывает живой отклик в сердцах читателей. Оригинальный сюжет и удачно подобранный актёрский состав явились залогом успеха экранизации.

«Собачье сердце» — фильм-предупреждение о том, что социальные и научные революции несут побочные эффекты. Преображенский в финале говорит с разочарованием:

«Вот что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей!»

Владимир Бортко снял сериал по роману «Мастер и Маргарита» (2005). У него в Маргариту перевоплотилась Анна Ковальчук, в Мастера — Александр Галибин, в Воланда — Олег Басилашвили. Коровьева великолепно сыграл Александр Абдулов, а Бездомного — Владислав Галкин. Иешуа стал Сергей Безруков, а Пилатом Кирилл Лавров.

Приглашаем вас принять участие  в литературной юбилейной викторине «Вспоминая Мастера…», ответить на вопросы которой можно, перейдя в наше сообщество ВКонтакте: https://vk.com/pravoinf

Также  почитатели таланта М. Булгакова могут проверить свои знания, ответив на вопросы онлайн-викторины «МАСТЕР на все времена»: https://learningapps.org/watch?v=pn4utfq3t21

Аудиокниги по произведениям М. А. Булгакова

М. А. Булгаков. «Иван Васильевич». Аудиокнига https://www.youtube.com/watch?v=jpuglGoAXJE

М. А. Булгаков. Рассказы. Радиопостановка https://www.youtube.com/watch?v=4MBXnGCpwnw

М. А. Булгаков. «Роковые яйца». Аудиокнига https://www.youtube.com/watch?v=wA-8Smd8IrE

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Аудиокнига. https://www.youtube.com/watch?v=JF6rK1T61lc

Видео о жизни  и творчестве М. А. Булгакова

Михаил Булгаков https://www.youtube.com/watch?v=n0wcJXc-ZMY

Топ 10 Фактов Михаил Булгаков https://www.youtube.com/watch?v=VGiSdYo97kY

Михаил Булгаков краткая биография, интересные факты из жизни писателя https://www.youtube.com/watch?v=0rpkWgbq6Gw

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

О Михаиле Булгакове на портале Культура

Михаил Булгаков: жизнь Мастера https://www.culture.ru/s/mihail-bulgakov/

7 интересных фактов о Михаиле Булгакове https://www.culture.ru/materials/38940/7-interesnykh-faktov-o-mikhaile-bulgakove

Творчество Михаила Булгакова оказывает колоссальное влияние на современный мир. И не только потому, что он признан гениальным писателем, драматургом. Он был не менее гениальным мыслителем, способным правильно оценить самые сложные и запутанные общественно-политические ситуации, но главное — предвидеть обозримое будущее.

«В книгах Булгакова зашифрована вся история советской литературы довоенного времени. Надо только суметь разобрать эту тайнопись» Б. Соколов.

В раскаленном состоянии ярко светят и уголь и металл. Но уголь, перегорев, рассыпается в серый пепел, металл же отвердевает, принимая упругую и прочную форму. Так на глазах нашего поколения затвердела и укоренилась в Большом Времени слава Михаила Булгакова. Он дорог людям как писатель и интересен как человек, воплотивший в своей судьбе, противившейся его дару, достоинство и мужество художника.

Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.

————

Благодарим за внимание! До новых встреч!

Фото из открытых источников интернета