АРТ портрет кумира «Любовь Орлова-символ великой эпохи»

Уважаемые читатели! Публичный центр правовой информации подготовил для вас

АРТ портрет кумира «Любовь Орлова-символ великой эпохи» (к 120-летию со дня рождения)

Любовь Петровна Орлова — артистка советского театра и кино. Она обладала многогранными талантами и возможностями, что сделало женщину не только популярной актрисой своего времени, но и настоящим образцом для подражания. Орлова происходила из дворянской семьи, но, несмотря на это, ей удалось избежать репрессий в отношении некогда привилегированного сословия после прихода советской власти. Однако путь к карьерным высотам все равно был довольно непростым. В ранние годы женщине пришлось перепробовать несколько работ. Родители настаивали на том, чтобы она стала профессиональной пианисткой. Но из-за заболевания, которое сказалось на слухе, консерваторию пришлось бросить. Был период работы над музыкальным оформлением фильмов, а также преподавательской деятельности. Но в результате актриса смогла взять судьбу в свои руки и заняться тем, что ей действительно нравилось. Иконой стиля и актерского мастерства Любовь Орлова стала еще при жизни. Благодаря стараниям второго супруга, она оказалась неким русским вариантом Марлен Дитрих. Многие видели в ней идеальную женщину и картинку. За годы карьеры артистка успела сняться почти в 20 лентах, что было солидно для того времени. Помимо, она реализовала себя как танцовщица и профессиональная певица.

Любовь Орлова родилась 29 января 1902 года в Звенигороде.

Ее мама — Евгения Николаевна Сухотина была родом из тульского семейства, которое приходилось отдаленной родней графу Льву Толстому. Бабушка Любы служила фрейлиной у одной из сестер императора. Ее отец — Петр Федорович Орлов был мелким акцизным чиновником в военном ведомстве, был знаком с Шаляпиным, и иногда пел с ним романсы на даче Собинова. Сам Федор Шаляпин, часто гостивший в семье Орловых, увидев, как в одном из домашних спектаклей семилетняя Люба играла репку, расчувствовался и, взяв девочку на руки, сказал, что она будет замечательной актрисой. В детстве Люба виделась со Львом Толстым, который подарил ей книжку «Кавказский пленник» с надписью: «Любочке от Льва Толстого». Эту книгу Орлова позже очень берегла, и всегда держала ее в своем доме под стеклом.

К сожалению, отец Любы был азартным игроком, проиграл в карты семейное имущество и три небольших имения, которые кормили семью. Сама Любовь Петровна редко вспоминала о своем детстве, которое прошло в небольшом имении матери в Звенигороде. Известно, что она ходила в гимназию, а ее семья, окончательно потеряв все имущество после революции, перебралась к тетке в подмосковный Воскресенск. Люба посещала московскую гимназию у Никитских ворот, где начала получать музыкальное образование, и занималась у преподавателей по классу рояля. Революция не позволила ей поступить в консерваторию, но у Орловой был прекрасный природный слух, и она великолепно играла на фортепиано. Некоторое время это спасало ее от голода, так как она работала тапером в кинотеатрах.

В годы Гражданской войны Орлова изуродовала себе руки, несколько лет возя в любую погоду в Москву тяжелые бидоны с молоком для продажи. Именно по этой причине позже в фильмах редко были видны руки актрисы. От мороза у нее воспалились суставы, и следы от этого заболевания остались на всю жизнь. Но выход замуж изменил жизнь Орловой. Ее первого супруга звали Андрей Гаспарович Берзин, он был старше нее на 10 лет, являлся членом партии, был по специальности агрономом и служил в Наркомате земледелия, где занимал высокую должность заместителя наркома. Женившись на Любе, он перевез всю семью Орловых в свою квартиру в Хохловском переулке. Берзин был одним из тех борцов за идею, которые сидели и на царской каторге, а потом попали и на сталинскую. Он был арестован в 1929 году, и Орлова ничего не знала о его судьбе до конца сороковых годов.

В 1926 году Любовь Орлова поступила в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, куда ее приняли сначала хористкой, а позже зачислили в кордебалет. Она также пела на маленьких концертах перед началом киносеанса в кинотеатре «Арс», помещение которого сейчас занимает театр имени Станиславского. Однажды к ней за кулисы пришел администратор, рядом с которым шел молодой человек. Он представился: «Александров!» В тот момент режиссер искал актрису на роль в фильме «Веселые ребята», и пришел специально посмотреть на Орлову, которую до этого видел в «Периколе». Александров обратил внимание, что Орлова хорошо поет, двигается и танцует, а сама актриса практически сразу в него влюбилась. Позже Орлова призналась племяннице: «Я увидела золотоволосого голубоглазого бога, и все было кончено». Орлова была утверждена на роль Анюты, и подписала трудовое соглашение, не обратив внимание на сумму гонорара, который ей полагался за съемки в «Веселых ребятах». Когда одна из подруг указала Орловой на скромность вознаграждения, актриса ответила: «Да такую роль я и бесплатно готова играть». Ей не хотелось произвести на Александрова впечатление склочной и жадной дамочки.

В 1935 году Любовь Орлову наградили званием заслуженного деятеля искусств РСФСР — по личному распоряжению Иосифа Сталина. Вождь даже пригласил ее к себе на прием в Кремль.

Позже, уже в 1941 году, Любовь Орлова стала лауреатом Сталинской премии первой степени. Награду она получила за роли в фильмах «Цирк» и «Волга, Волга».

После премьеры «Цирка» к актрисе пришла всесоюзная слава. В моду вошли осветленные волосы, белые водолазки и обтягивающие юбки. Появился даже медицинский диагноз — «синдром Орловой». Женщины меняли внешность и представлялись именем кинозвезды.

В то время Орлова не только снималась в кино, но и давала концерты. После одного такого выступления в Ленинграде для артистки пришлось сделать коридор из 90 мужчин, чтобы она смогла добраться до гостиницы. Толпа поклонников заполнила всю улицу. На гастролях в Одессе люди сидели даже на деревьях. Исаак Бабель рассказывал: «У «Лондонской» толпа, а на деревьях напротив ее окон сидят мальчишки и обо всем докладывают вниз: «Вошла… взяла полотенце… переодевается…»

Когда Орлова шла в Москве по улице Горького, даже незнакомые ей мужчины снимали шляпы, а на самых суровых лицах появлялось выражение радушия и доброты. Орлова действительно была близка каждому. И Сталину, который на сон грядущий почти каждый вечер ставил одну-две части из фильмов с её участием. И коллективу льнокомбината «Красный Октябрь» из Нижнего Новгорода, писавшему актрисе: «Товарищ Любовь Орлова, мы вас любим. Вы великая артистка и замечательный без зазнайства человек. Мы наших дочерей называем вашим именем. У нас на комбинате Люба — самое многочисленное и уважаемое имя».

В годы войны Орлова не только снималась в «Боевых сборниках» в образе полюбившейся миллионам Стрелки, но и давала концерты на фронтах и в тылу. Лётчики авиационной части писали ей: «Дорогая Любовь Петровна! За время, пока мы были на фронте, нам удалось посмотреть на передвижках только четыре кинокартины. Среди них были „Весёлые ребята», «Цирк» и „Волга-Волга»… В то время горечь отступления сжимала горло. Но как раз тогда, в одной из школ, завесив окна шинелями, мы смотрели фильм „Волга-Волга». Забыв печаль, мы от души смеялись. А когда неугомонная Стрелка запела: „Пусть враги, как голодные волки, у границ оставляют следы…» — мы все поднялись и вместе с Вами запели: „Не видать им красавицы Волги и не пить им из Волги воды». Если бы Вы были тогда с нами, если бы Вы видели единодушие наших славных соколов!..»

Любовь Орлова для многих была идеалом советской женщины и актрисы. И всякий раз после концерта или спектакля зрители не расходились более получаса и стоя без конца вызывали своего кумира. Она обладала потрясающим обаянием.

 Иногда на гастролях возникали по-настоящему драматические ситуации. Об одной из таких случаев поведала в своей книге внучатая племянница актрисы Нонна Голикова. В 1952 году Орлова давала концерт в приграничном городе Западной Украины. Кто-то из публики подал ей огромный букет роз. «Я сразу обратила на него внимание, —  говорила потом Любовь Петровна. — Теперь я понимаю, что он был траурный. Белые розы, а в середине совершенно необычные — чёрные…» Актриса уколола палец, шипы оказались пропитанными ядом. Началось заражение крови. Жизнь Орловой была под угрозой. Григорий Александров не выходил из её палаты. Актрисе было сделано переливание крови. К счастью, всё обошлось…

Владевшая тремя языками, безупречно стильная Орлова в сопровождении своего мужа была одинаково органична и на светских раутах, и на встречах со зрителями. Её хорошо знали в Праге и Берлине, Париже и Риме, Лондоне и Женеве, Токио, Нью-Йорке. Фильмы с её участием прошли по экранам многих стран всех континентов.

«Она знала свою популярность и дорожила ею. Ей нравилось быть обожаемой, несравненной, единственной, горячо любимой, всемогущей, ослепительной. Но она же где-то в глубине своего естества сторонилась, стеснялась этого. Она была слишком умна, воспитана, интеллигентна, чтобы принимать это всерьёз, чтоб относиться к себе и своей славе слишком безоглядно. Она прошла хорошую школу жизни и хорошую школу творчества. Она была современницей великих актёров, безмерно восхищалась ими и, будучи гораздо популярнее многих из них, никогда не посмела бы возомнить себя более талантливой, более великой
Александров страстно мечтал сделать из своей жены настоящую кинозвезду, и дальнейшая жизнь Орловой была навсегда связана только с кино и с Александровым. Они до конца жизни называли друг друга на «вы», никогда не повышали друг на друга голос, и были очень красивой парой. Белокурой ее сделал тоже Александров — в жизни Люба Орлова была темной шатенкой.

Он звал ее Чарли, а она его — Спенсер, в честь Чарльза Спенсера Чаплина, которого они оба обожали. Александров создал образ Орловой в кино по образцу Марлен Дитрих. В «Веселых ребятах» у нее был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой черный парик и остается блондинкой — у нее половина головы черная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма с Марлен Дитрих.

Судьба фильма «Веселые ребята» поначалу сложилась не очень удачно. Мюзикл показался чиновникам от культуры явлением, чуждым советской действительности, однако фильм посмотрел Горький и порекомендовал его Сталину. Тот во время просмотра фильма много смеялся и сказал: «Словно в отпуске побывал…» Орлова стала любимицей Сталина. «Светлый путь» — единственный фильм, который позже не понравился вождю, и он сказал Александрову: «Вы уж слишком вылизываете советскую реальность. Вы перед ней стелетесь. Раньше вы развлекали, а теперь вы угождаете». Однако Александров стал Заслуженным деятелем искусств, а Орловой был вручен орден Трудового Красного Знамени.

После «Цирка» было дано указание одобрять все фильмы Александрова, и одновременно началось восхождение Орловой на Олимп славы. С этого момента зрители «под Орлову» стриглись, вырабатывали походку и улыбку, и шили ту же одежду, которую носила актриса. Которую, тем временем, обшивала известная в то время портниха Варвара Данилина, одевавшая только трех человек: кинозвезду Любовь Орлову, актрису Марию Бабанову и прима-балерину Большого театра Ольгу Лепешинскую. Кроме нее, для Орловой шили Надежда Ламанова и Елена Ефимова, у которой одевались Марина Ладынина и Людмила Целиковская. При этом нужно отметить, что и сама Орлова прекрасно шила, а зрители ее боготворили в любом наряде. Не было другой актрисы, которая бы пользовалась такой страстной любовью у своих поклонников. Во время любых гастролей публика ходила за ней по пятам

Несмотря на совершенно сумасшедшую популярность, Орлову отличали трезвость мысли, спокойствие, терпение и поразительный такт. Она прекрасно понимала уровень работ Александрова, его характер, страсть к первенству, стремление создать что-то необычное, склонность к эксцентрике и никогда не вмешивалась в конфликты Александрова, которых у него было предостаточно.

Орлова настолько самоотверженно была предана своей профессии, что иногда не обращала внимания на травмы во время работы. После того, как картина «Цирк» получила «Гран-при» на Международной выставке в Париже в 1937 году, Галина Шаховская, балетмейстер, ставившая Орловой танцы в ее фильмах, вспоминала, что знаменитый номер на пушке был снят с одного дубля. Для съемки танца изготовили специальную пушку, вернее только верхнюю ее часть со стеклянной площадкой, закрывающей жерло. Прожектор, подсвечивающий снизу эту площадку, установили настолько мощный, что стекло начало быстро греться. Любовь Петровна, ничего не подозревая, безукоризненно исполнила танец и, как и было заранее предусмотрено, напевая, присела на раскаленную пушку. Актриса ничем не выдала себя, но после съемки ее увезли в больницу с ожогом третьей степени.

В Париже у Орловой продолжилось увлечение модой. Она отовсюду привозила огромное количество дорогих, самых современных туалетов. Ее хорошая подруга Фаина Раневская шутила, что моль не может съесть туалеты в гардеробе Орловой, потому что моли там просто негде поместиться — так там все забито одеждой. «В одном провинциальном городке, — рассказывал автор одной из книг об актрисе Дмитрий Щеглов, — женщина проводила на войну мужа и двух сыновей. И в честь каждого недалеко от дома посадила по тополю. Деревья прижились. А сыновья и муж погибли. Тополя растут быстро. У каждого было имя, повадки и голос, который женщина узнавала, когда налетал ветер. Прошло время, тополя стали совсем большими, они закрывали дом от дороги, от летевшей с нее пыли. Никакой другой пользы от них не было. Это женщине объяснили те, кто пришел к ней с топорами и пилами: дорогу расширяли, тополя надо было уничтожить. Но она знала, что когда начнут рубить, сердце у нее разорвется. Об этом она и написала в своем письме актрисе. А через несколько дней в город приехала Орлова. После концерта она показала местным бонзам, устроившим ей грандиозный по районным масштабам прием письмо вдовы, и все решилось за пару минут. Тополя оставили в покое.

Вслед за «Веселыми ребятами» и «Цирком» киногруппа Александрова начала в 1938 году работу над новой кинокомедией «Волга-Волга». «Это мое режиссерское счастье, что в фильме «Волга-Волга» снималась Любовь Орлова, которая могла делать все, — писал в своей книге Григорий Александров. — В роли Стрелки Любовь Орлова во всем блеске раскрыла замечательные качества своего дарования — умение сочетать эксцентрически комедийный внешний рисунок роли с подлинным лирическим чувством, с правдой человеческих переживаний

После того, как началась война, в 1942 году Александров снял в Баку фильм «Одна семья». Киногруппа работала днем и ночью, люди спали в павильонах по три-четыре часа в сутки, пытаясь закончить картину как можно скорее, и веря в то, что она нужна зрителям. Но фильм явно не получился. А в 1947 году Орлова снялась в фильме «Весна». После роли в этой картине у Орловой была в кино всего лишь одна интересная работа в кино в фильме «Встреча на Эльбе», где она сыграла шпионку Джоан Шервуд.

Из-за отсутствия ролей в кино Орлова начала играть в Театре имени Моссовета. За двадцать лет службы в нем она сыграла шесть ролей. В пьесе Константина Симонова «Русский вопрос» она исполнила роль Джесси, потом в очередь с Серовой в пьесе Горького «Сомов и другие» играла роль Лидии. Так же она с успехом играла в пьесе Сартра «Лиззи-Маккей» и в «Милом лжеце», где ее партнером был Ростислав Плятт. Некоторое время она играла в пьесе Ибсена «Нора», но ее вскоре заменили на молодую Ию Савину. Орлова не пришла на премьеру, но прислала огромный букет цветов с запиской: «Hope от Норы». Ее последняя роль была в пьесе «Странная миссис Сэвидж», где она играла после Фаины Раневской. Она была очень хороша, изящна, обворожительна на сцене, хотя ей было более шестидесяти лет. В театре ее очень любили и называли Любочкой, что ей чрезвычайно нравилось. Орлова все время следила за собой, всегда выглядела элегантно, хотя подчас ей это стоило изрядного напряжения сил. Она не старела, до последних дней сохраняла отличную фигуру. Следила, чтобы талия была не больше 43 сантиметров.

Ростислав Плятт вспоминал: «Когда в спектакле „Милый лжец» Любовь Петровна произносила реплику своей героини, миссис Патрик Кемпбелл: „И мне никогда не будет больше тридцати девяти лет, ни на один день!», зал взрывался аплодисментами на каждом спектакле! И аплодисменты относились не к персонажу, а к актрисе — за её неувядаемость!

Было очевидно, что слава Орловой в прошлом, и впереди у нее была лишь спокойная старость. За 40 лет творчества Орлова снималась почти всегда у своего мужа.

В последние годы жизни Орлова с Александровым терпеливо ушли в тень, не напоминая о своем славном и великом прошлом. Они вели очень размеренный образ жизни, иногда выезжали за рубеж. Она по-прежнему следила за собой, посещала хирургов-пластиков, каждый день занималась у балетного станка. Орлова любила отдыхать на даче в подмосковном Внуково.

На первый взгляд открытая, улыбчивая и вполне доступная, Любовь Петровна никогда и никого не пускала в свою частную жизнь.
В день рождения Александрова, 23 января 1975 года, Любовь Петровна Орлова потеряла сознание. Она попала в больницу, где у нее начались боли в почках, и Орлова считала, что у нее обнаружились камни. Однако настоящий диагноз оказался куда страшнее — рак поджелудочной железы. Врачи обнаружили метастазы и рассказали всю правду Александрову, который попросил их ничего не говорить жене. «Пусть думает, что у нее камни». Врачи так и сделали и для убедительности вручили актрисе камни, извлеченные во время операции у другого пациента. В один из дней она попросила привезти в палату балетный станок, у которого привыкла начинать каждый свой день. Александров привез станок, и его умирающая супруга по полтора часа в день занималась гимнастикой, стоная от боли. «Абсолютно не боюсь умирать. Я устала жить», — как-то сказала Орлова знакомой, пришедшей навестить ее в больницу. А потом добавила, что прекрасно знает, что у нее на самом деле.

Любовь Орлова скончалась 26 января 1975 года. На похоронах на Новодевичьем кладбище были огромные толпы людей, которые вспомнили о своем кумире. «От нее исходила… такая дивная прелесть, какую мне, уж поверьте моему слову, просто не приходилось встречать у других актрис. Ни тогда, ни после… А я их много перевидала… Ни у кого не было такой грации, такого легкого веселого шика – своего, природного» — говорила об Орловой Фаина Раневская.

Уже сейчас, читая о ее судьбе, о том, что ей пришлось пережить в своей жизни —   можно понять, что не случайно она вошла в историю, как одна из великих женщин своего времени. Ее имя стало не только символом эпохи. Ей удалось благодаря своим усилиям и, конечно, счастливому случаю, который не приходит просто так стать Дивой на все времена. Хотя и ролей в кино было не много, и начала она свою кинокарьеру, когда ей было уже за 30, голос приятный, но не им она прославилась. А чем? Тем, что умела быть женщиной на экране и в жизни! Спасибо за внимание. До новых встреч!