Час информации «Наставничество: традиции и новые смыслы»

Уважаемые читатели!

17 января отмечается Международный день наставничества. В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности. Наставничество сегодня — и популярный тренд, и осознанная необходимость. Наиболее важным фактором является индивидуальный подход в отношениях наставника и подопечного. Наставничество улучшает мир за счет совершенствования отдельных людей и социальных групп. Наставничество учит нас поднимать друг друга, создавая на этом пути мощные позитивные длительные отношения. В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование». В России 2023 год станет годом учителя и наставника. Наставничество в образовании — важнейшее условие в профессиональном становлении молодого учителя, в повышении педагогического мастерства, оно значимо и в профессиональной ориентации учащихся.

Учителя и наставники — это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким будет ученик. Говоря о великих личностях истории, мы обязательно вспоминаем их наставников: Александра Македонского и Аристотеля, Петра I и Семеона Полоцкого. Образование в жизни общества всегда было значимо: оно развивало экономику государств, воспитывало культуру поведения людей. А на сегодняшний день образование даёт молодым людям получить профессию и быть востребованным специалистом. Особенное отношение к учителям было на протяжении веков: в древнем Риме учителя имели ряд привилегий: им выплачивался гонорар, в средневековье учителя воспринимали как человека, способного направить ученика на путь добродетели. Живший в XIII веке учёный-монах Винсент де Бове писал, что хороший учитель должен иметь «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания». В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», гласит русская пословица. В царской России и первые годы советской власти образ учителя воспринимался как образ наставника, пример для подражания.

В России система наставничества зародилась в 20-30-е годы прошлого века. В эти годы в стране выстраивалась система передачи опыта и знаний не только в формате обучения в образовательных учреждениях, но и на производстве, в иных отраслях экономики.

Расцвет системы пришелся на 70-е годы 20-го века. Однако вместе с распадом Советского Союза была утрачена и система наставничества. Конечно, в отдельно взятых коллективах с сильными традициями, со значительной долей руководителей с пионерским детством и комсомольской юностью наставничество сохранялось.

Возродить престиж профессии педагога, поднять её на качественно новый уровень, признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность — вот цель объявленного президентом Года педагога и наставника в 2023 году.

Специалисты, разрабатывающие методологию наставничества, обращают внимание, что в образовании исполнение поручений «под козырек» не работает. Нужно осмыслить вводимые изменения, подготовить к ним людей, создать необходимые условия.

В связи с этим небезынтересно посмотреть на наставничество в исторической ретроспективе: какую роль оно играло в жизни людей?

Принято считать, что первым известным наставником был Ментор — воспитатель сына Одиссея. Это имя стало нарицательным и используется сегодня для обозначения формы профессионального наставничества. В то время говорили, что наставник — это скульптор душ, потому что именно наставники, а не родители, заботились об образовании ребенка.

В XII веке в Англии, в университете Оксфорда появились тьюторы. Так называли преподавателей, которые занимались с каждым студентом персонально. Для этого выделялись специальные учебные часы. Тьютор ставил задачи и обсуждал со студентом различные пути их решения.

В России в середине XIX века в гимназиях была введена должность классного наставника, которому предписывалось изучать характеры учащихся и заботиться об их благополучии. Согласно Уставу гимназий и прогимназий 1871 года классный наставник был ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников. Классные наставники из числа преподавателей, работавших с классом, выполняли данные функции за отдельную плату. Директор и инспектор гимназии также были наставниками, но на общественных началах.

В истории есть много примеров выдающегося наставничества.

Отец Александра Македонского Филипп призвал в учителя своему сыну Аристотеля, и любопытным образом расплатился за обучение — восстановил Стагиру, родной город Аристотеля. Аристотель и Александр занимались в роще около городка Миезы, где до сих пор показывают каменные скамьи, на которых сидел Аристотель со своим учеником.

Есть случаи, когда наставники выдающихся политических деятелей, косвенно влияли на важные исторические события. Считается, что решение об отмене крепостного права, принятое царем-реформатором Александром 2, — во многом заслуга Жуковского, который начал заниматься с маленьким Александром, когда тому было всего 9 лет, и поставил цель вырастить его просвещенным и всесторонне образованным.

От наставника зависит многое. Он может внести большой вклад в развитие личности опекаемого. По мнению философа Сократа, главное — чтобы наставник «пробудил душевные силы ученика». Сократ и сам был прекрасным наставником для молодежи. Он проводил много времени в беседах с учениками и с помощью наводящих вопросов помогал им прийти к истине. Сегодня весь мир пользуется его методом, который так и называется «сократическая беседа».

Сегодня изменились социально-экономические условия и психология людей, поэтому институт наставничества претерпевает изменения. В наше время в поддержке нуждаются не только молодые и неопытные, то и те, кто сменил профессию или место работы. Наставники могут быть и у зрелых людей (например, цифровые волонтеры у преподавателей вузов). Такой тип наставничества называется «обратным». Наставники есть и у высококвалифицированных специалистов и руководителей (как в конкурсе Лидеры России).

Главное богатство любой организации — это люди и их отношения. Нужно заботиться об их профессиональном и личностном росте. Для этого в организации должна быть развитая система наставничества.

Это касается и отечественной общеобразовательной школы. Согласно Указу Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» планируется вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из средств достижения этой цели является профессиональное наставничество. Наставничество — это социокультурный феномен «на все времена», всегда актуальный в связи со стремлением людей к гармонии и благополучию.

В настоящее время наставничество признано самым важным и успешным методом, способствующим развитию профессионала.  Наставничество — индивидуальная направленная помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы.    Наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Наставники подбираются из наиболее подготовленных работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении; имеющими высшее или среднее специальное образование, стаж работы не менее 5 лет; первую или высшую квалификационные категории.

Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь с учетом его индивидуальных наклонностей, повышение профессиональной компетенции. Сопровождение молодого специалиста более опытным работником с целью оказания помощи в овладении молодым специалистом азами профессии.

В настоящее время молодые специалисты, обладают достаточным багажом знаний, но у них недостаточно умений, не сформированы профессионально значимые качества, поэтому они нуждаются в методической помощи наставника. Наставничество — это форма непрерывного профессионального образования, особая форма методической работы. Учитель-наставник объясняет, как действовать, указывает на ошибки, помогает выявлять их причины с целью исправления. Наставник помогает в работе с документацией, оказывает помощь в разрешении возникающих проблем, проводит индивидуальные консультации, оказывает неотложную практическую помощь на рабочем месте, помогает повысить теоретическую и профессиональную компетентность.  Для наставника работа с молодым специалистом — способ самореализации, повышение квалификации, выход на более высокий уровень профессиональной компетенции.    

Наставничество — это лучший способ передачи опыта через личный контакт и творческое взаимодействие единомышленников разных поколений.

Процесс приспособления молодого специалиста к профессиональной среде предполагает взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон.  При этом руководители полагают, что инструкции и регламенты вполне способны обеспечить вхождение молодого специалиста в организацию. Проблема в том, что, к сожалению, далеко не каждый человек способен самостоятельно быстро найти необходимую для полноценной работы информацию. Кроме того, здесь очень многое зависит от корпоративной культуры. Конечно, при благожелательном отношении сотрудников к новому коллеге он довольно быстро войдет в курс дела. При этом в понятие наставничества заложен смысл не только информационной помощи в трудовой деятельности, но поддержка также включает и взаимоотношения наставника и наставляемого по развитию и работе с такими задачами, которые менее опытный сотрудник не смог бы решить самостоятельно.

Именно наставничество будет способствовать развитию профессионального потенциала молодых специалистов, снижению текучести кадров. А молодые специалисты смогут приобретать трудовой опыт, формировать и отстаивать свои профессиональные интересы, успешно преодолевать негативные обстоятельства в ситуации риска и неопределенности.

Как стать хорошим наставником?

Чтобы стать хорошим наставником, нужно желание делиться знаниями и опытом.

Хороший наставник не только умеет хорошо говорить, структурируя свои знания и опыт, но и слушать и слышать своего подопечного. Это навыки, а значит, их можно развить.

Хороший наставник умеет или учится давать обратную связь. Не просто: «плохо», «хорошо», «молодец», «правильно», «не правильно», а давать развивающую конструктивную обратную связь. Чтобы подопечному она была полезна, услышана им, помогала двигаться вперед к мастерству.

Хороший наставник не боится и просить у наставляемого о своей работе, он прислушивается к сказанному. Потому что заинтересован в собственном саморазвитии, думает, как сделать еще эффективнее процесс передачи знания и навыков.

Хороший наставник умеет создавать комфортную психологическую обстановку для развития своего подопечного.

Что вдохновляет наставляемых? Личный пример. Если наставник равнодушен к своей работе, не лоялен, он не сможет поделиться своим вдохновением, поддерживать интерес подопечного к делу, в котором тот развивается.

Поэтому прежде чем стать наставником, важно разобраться со своим отношением к работе, к делу.

Рекомендательный список литературы о наставничестве

Исакова И. Н., Наставники будущих Ломоносовых. // Дополнительное образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 27-30. : фот. — (Педагогический Олимп)

Исакова И. Н., Потенциал развития. // Дополнительное образование и воспитание. — 2021. — № 7. — С. 44-48. (Всероссийские мероприятия)

Липатова И. А., Инверсионная культуротворческая модель развития молодого педагога. // Химия в школе. — 2023. — № 3. — С. 2-7. (Год педагога и наставника в России)

Чуприкова О. В., Проводник во взрослую жизнь. // Социальное обслуживание. — 2023. — № 5. — С. 95-97. : 3 фот. — (Эффективная практика социального обслуживания в регионах Российской Федерации)

Тема наставничества, как педагогической категории, сегодня наполнена совершенно новым смыслом. Наставник сейчас — это универсальный и разносторонний человек, который мотивирует наставляемых, составляет совместно с ними планы развития, помогает им достичь поставленных целей, а также разделяет положения концепции непрерывного самообразования.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!