Этно-час «Наступили святки – начались колядки»

Уважаемые читатели!

В христианской традиции есть особый праздничный период, который длится с Сочельника (с момента появления первой звезды) до Богоявления включительно. Этот особый период называется Святками и приурочен он к зимнему солнцестоянию. Праздничный период, длящийся 12 дней, имеет как христианские, так и языческие традиции.

Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа.

Святки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января — тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров — времени разгула темных сил.

Христианская традиция празднования Святок имеет давние традиции: известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. Возможно, отсюда и пошло название Святок – все эти дни христиане «святят», то есть прославляют Христа и его Рождество. А с 567 года дни от Рождества Христова до Богоявления (Крещения) церковь официально причислила к праздничным.

В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора.

На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.

Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. От языческих времен надолго, особенно в селах, осталась традиция наряжаться – в медведя, шута и т. д., а затем ходить из дома в дом «колядовать». Ряженые (дети и молодежь) заходили поочередно в каждую избу с пением колядок – песен, славящих Рождество Христово. За песни было принято одаривать колядующих сладостями. Известно, что колядовать любил Петр I. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.

Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества — она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям. Однако после его смерти официальной императорской грамотой было запрещено колядование и ряжение. Этот обычай превратился в истинно христианский: визит в каждый дом христославов — группки детей и молодежи — символизировал приход пастухов, волхвов, возвещающих всему миру весть о Рождестве Спасителя. Они ходили из дома в дом, неся впереди Вифлеемскую звезду, а часто и икону Рождества. И везде пели хозяевам рождественский тропарь, кондак, колядки, духовные песни.

Популярны были и кукольные представления – «вертепы». Это спектакль о Рождестве, в котором участвовали картонные, глиняные или деревянные куклы волхвов, пастухов, ангелов, царя Ирода.

Высший свет развлекался немного иначе. Одним из ярких событий празднования Рождества традиционно был Святочный бал. На этих балах часто впервые «выходили в свет» юные красавицы. Танцевали мазурку, вальс, польку, полонез; играли в настольные игры, шарады; смотрели представления кукольного театра.

И среди знати, и среди простого народа, как в деревнях, так и в городах, было принято в период Святок собираться вечерами всей семьей, звать родных и друзей на так называемые «святые вечера». Император Александр III заложил традицию посещения рождественских «елок» для офицеров и солдат членами императорской семьи. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался на второй день Рождества в Арсенальном зале Гатчинского дворца, где ставили елку и стол с подарками, а после их раздачи было чаепитие.

Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления в балаганах. В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк.

Жанр – святочный, или рождественский рассказ

К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской возник особый жанр – святочный, или рождественский рассказ. В нем непременно есть место чуду – сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств. Герой такого рассказа, в начале находясь в трудной ситуации либо в духовном кризисе, непременно преображается в финале рассказа, обычно счастливом. Основателем жанра святочного рассказа считается Ч. Диккенс с его знаменитой «Рождественской песней в прозе».

Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место — отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета. Церковь не особо поощряла народные традиции, прежде всего потому, что в их основе лежали языческие обряды.

От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело.

В рассказе «Страшное гадание» автор Бестужев-Марлинский А.А. проявил свою любовь к русскому фольклору: колдовству, гаданию, явлениям нечистой силы. Этот страшный святочный рассказ с национальной самобытностью перемешивает в себе образы оборотней, русалок, привидений и нечистого с реальными событиями. Но в присущей автору манере, в конце рассказа все фантастические произведения получают рациональное объяснение.

Добро торжествует в рассказах К.М. Станюковича. Не останется в Рождество без елки маленький мальчик, обитающий в петербургской трущобе («Елка»); русские матросы в рождественскую ночь спасут жизнь маленького малайца, обогреют и накормят найденыша («Рождественская ночь»).

Герой рассказа Л.Н. Андреева «Ангелочек» только прикоснулся к рождественскому чуду. Сможет ли это краткое прикосновение изменить его жизнь к лучшему?

В русской традиции святочных рассказов большое место занимает социальная тематика, например, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского. В большом холодном городе не нашлось человека, который бы пожалел, обогрел и накормил осиротевшего ребенка. Герой рассказа замерзает в Рождество на улице. Тепло и любовь он найдет только у Христа на елке. «У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей…», святочные рассказы Лескова.

В рассказе А.И. Куприна «Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное — не падайте духом», — так сказал чудесный доктор отчаявшейся семье Мерцаловых. «С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. Всё переменилось». Этот светлый рассказ о чуде милосердия посвящен великому учёному, хирургу, естествоиспытателю и педагогу Николаю Ивановичу Пирогову.

Сейчас этот жанр не забыт – современные писатели не только пишут рождественские рассказы, но и проводят конкурсы на лучший из них.

Ну, а как же гадания? А вот их Церковь категорически запрещает — как на Святках, так и когда-либо.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к празднику Богоявления, или Крещения Господня. Во льду рек и озер прорубали крестообразную купель и празднично ее украшали. Воду в реке освящает батюшка, осенив крестом присутствующих и давая благословение на погружение. Друг за другом, люди входят туда, в свой черед, окунаясь по три раза с головою. Говорится, «кто искупался в крещенской водице — весь год болеть не будет».

Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.

Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.

Самые простые из них это:

Ворожба по зеркалу, когда девушка смотрится в него, надеясь увидеть образ будущего мужа.

По волосам – своим и возлюбленного. Их оставляли на ночь в миске воды, смешивая с сахаром, солью, золой печной. Если на утро волосы плавают далеко друг от друга – то и вместе не быть влюбленным.

По валенку – бросив за спину сапожок не глядя, смотрели потом, куда указывает его носок. С той стороны жениха значит ждать.

На прутиках из веника – нужно сделать мостик из нескольких веточек или колодцем сложить. Конструкцию клали под подушку и загадывали, чтобы суженый во сне перевел через мост или пришел попить водицы.

По нитке гадали в компании – каждой девушке давали в руки отрез толстой нити, и поджигали. У кого сгорит быстрее – та первая замуж пойдет.

По деревянному полену из сарая – нужно было наугад ухватить в темноте бревнышко и принести в дом. По виду выбранного полена и судили о будущем муже – гладкое, значит, молодой супруг будет, шершавое – некрасивый, без коры – бедный жених, много сучков на дереве – к большой семье.

Принято соблюдать определенные устоявшиеся обряды, связанные с этими святыми днями. Они касаются всех сфер жизнедеятельности человека. Начиная с обычая не мести в доме с вечера под Рождество и до 14 января, т. е. до нового года по церковному календарю.

Считается что, выметая накопившуюся грязь и мусор из жилища, уходят проблемы и несчастья прошедшего года. Затем собранное следует сжечь. Традиционно в этот период люди придают большее значение снам, считая их некими знамениями, ибо происходит это в «волшебные дни».

Существуют и приметы, для каждого дня Святок:

8 января – из дома выносят битую и колотую посуду, чтобы прожить следующий год счастливо;

9 января – во дворе забивали осиновые колья по углам, для защиты от нечистой силы;

10 января – метель в этот день пророчит дождливое лето;

11 января – если разжечь во дворе костер, он сожжет все болезни и тревоги, год будет благодатным;

12 января – солнечная погода к раннему потеплению;

13 января – чем обильнее праздничный стол, тем богаче грядущий год;

14 января – принято надевать обновки, чтобы привлечь богатство;

15 января – если женщина споткнется об кошку, ждать измены супруга;

16 января – нельзя хвалиться и гордиться в этот день, можно навлечь беду;

17 января – ясное звездное небо к сильному морозу, тучи – Крещение будет теплым;

18 января – погода в этот день покажет, чего ждать на Масленицу;

19 января – открытие небес, все молитвы будут услышаны Господом.

Что нельзя делать в период пока идут Святки

В Святочную неделю существуют определенные запреты, которых следует придерживаться, чтобы не навлечь беду. Основные правила:

Строжайший запрет на женитьбу и помолвку. Считается, что девушка, сватанная в это время, будет несчастлива в браке.

Нельзя охотиться и ловить рыбу в это время. Добытчику, нарушившему запрет, грозит беда.

Запрещено заниматься рукоделием. Нарушение этого правила приведет к проблемам со здоровьем, вплоть до полной слепоты.

Нельзя ругаться с друзьями и родственниками. Скандалы в эти даты приведут к серьезным болезням и способны навлечь беду на весь род.

Не стоит занимать деньги – весь год придется провести в нужде.

Запрещается проводить уборку в доме, иначе вместе с мусором его покинет достаток и счастье.

В течение святочной недели нельзя отказывать в просьбах о помощи. Нужно постараться стать добрее, найти немного средств и оказать поддержку тем, кому она нужна. Все добрые дела, сделанные от чистого сердца, в эти дни приумножаются и позволяют искупить собственные грехи.

В дни Святок стоит забыть о проблемах и бедах. Нельзя плакать и расстраиваться в праздники, иначе как сулит суеверие, слезы придется проливать весь год. Все праздничные дни надо провести в хорошем расположении духа, с улыбкой, радуясь каждому дню.

Святки – волшебное время, в течение которого сбываются самые заветные мечты. В праздничные дни людям приходят вещие сны, содержащие значимые подсказки. Вокруг царит добро и строго запрещено совершать неблаговидные поступки – за них можно получить строгое наказание.

Две святочные недели представляли собой важнейший период в народном календаре, так как старшее поколение передавало младшему народную мудрость, традиции и знания, накопленные предками.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!