Час литературного портрета «Светлый романтик» Александр Грин»

Уважаемые читатели!

23 августа исполняется 140 лет со дня рождения Александра Степановича Грина.

Имя Александра Грина у миллионов читателей ассоциируется с самым романтическим произведением начала XX века  — «Алые паруса».

«До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения…». Настоящий мечтатель и великий гуманист, в своих книгах он создал параллельный мир, где настоящее чудо можно сотворить своими руками, где сама природа призывает верить в добро. В этом мире живут отважные, чистосердечные мужчины и прекрасные женщины. Конечно, в этом мире есть и злые, жестокие и бессердечные люди, но им никогда не победить!

Книги Александра Грина с элементами фантастики легко читаются, заставляют размышлять и анализировать не только прочитанное, но и свои поступки. Алые паруса до сих пор выступают как символ мечты.

К юбилею писателя мы подготовили час литературного портрета Светлый романтик» Александр Грин».

Присоединяйтесь, романтики и мечтатели!

Грин говорил, что «вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть». Сам же Александр Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, складывалось так, чтобы из него сделать преступника или злого обывателя.

Но этот угрюмый человек через все тяготы жизни пронес, не запятнав,  дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Окружающее было страшным, жизнь невыносимой. Грин выжил, но недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором каждого дня».

Александр Грин родился 11 августа (23-го по новому стилю) 1880-го года в городе Слободской Вятской губернии. Сейчас этот населенный пункт относится к Кировской области.

Никто из членов семьи будущего известного литератора не имел к искусству ни малейшего отношения.

Настоящая фамилия Грина – Гриневский. Его отец, Стефан Гриневский —  польский шляхтич.   В двадцатилетнем возрасте принимал активное участие в Январском восстании 1863 года, за что и получил бессрочную ссылку в город Колывань под Томском. Он пробыл там пять лет, до 1868-го, а после этого получил разрешение на поселение близ Вятки.

Именно там он и встретил свою судьбу – медсестру Анну Лепкову, и в 1873-м повел ее под венец. Анна была намного моложе своего супруга, на момент бракосочетания ей едва исполнилось 16 лет.

Супруги прожили вместе семь лет, и только после этого у них родился ребенок. Первенца назвали Александром. Спустя некоторое время в семье родился сын Борис и две дочери – Антонина и Екатерина.

Несмотря на то, что отец писателя придерживался католического вероисповедания, Александра крестили в православной церкви. В годы жизни в Крыму Грин часто посещал церковь, особенно любил делать это на Пасху.

Воспитанием детей родители особо не занимались. Бывало, что Сашу очень баловали и разрешали ему все, что заблагорассудится, бывало, что над ним откровенно издевались, серьезно наказывали или вообще забывали о его существовании.

Будущий писатель рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца, учился  плохо.

Читать Александр научился очень рано, в шесть лет он уже не мог оторваться от книги. Вместо того  чтобы гонять мяч со своими ровесниками или еще чем-то заниматься, он сидел над книжкой. Особенно любил приключенческую литературу. Первой книгой, которую мальчик осилил самостоятельно, было «Приключение Гулливера», Джонатана Свифта. История Лемюэля, чудом переместившегося в мир лилипутов, очень понравилась маленькому мальчику.

Помимо этого юный читатель увлекался приключенческой литературой, ему нравились истории смелых мореплавателей, бороздивших земные моря и океаны. Отсюда и его стремление быть похожим на героев прочитанных им произведений, он хотел пойти по их стопам. Мальчик принял решение уйти в море, он уже видел себя матросом, поэтому несколько раз сбегал из родного дома.

С восьми лет Грин начал напряженно думать о путешествиях. Жажду путешествия он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие, даже самое незначительное, вызывало у него глубокое волнение.

В 1889 году, в возрасте 9 лет, Саша оказался в подготовительном классе реального училища. Сверстники начали называть его «Грин», и впоследствии он взял это прозвище в качестве творческого псевдонима. Саша никогда не отличался послушанием, он дерзил учителям, сбегал с уроков, чтобы побродить по любимым местам и представить себя бесстрашным капитаном. Педагоги в один голос уверяли, что он ведет себя хуже всех. Несмотря на это, он прошел программу подготовительного класса, и его перевели в 1-й.

Но дальше второго класса обучение в этом училище не продвинулось – его исключили. Все дело в стихотворении, которое талантливый ученик написал в честь своих педагогов. В нем прослеживалась ирония и чуть ли не открытые оскорбления учителям, поэтому после прочтения этого шедевра Гриневского вышвырнули из училища. Продолжить обучение он смог только в 1892-м, после письменного ходатайства отца. Александра зачислили в одно из Вятских училищ, которое имело сомнительную репутацию.

В начале 1895 года, когда Гринецкому было всего 15, от туберкулеза умерла его мать. Спустя четыре месяца, в мае того же года, отец привел домой мачеху – вдову Лидию Борецкую. У них вскоре родился совместный ребенок.

Отношения мачехи и пасынка не сложились с самого начала, Саша часто убегал из дома, чтобы побродить в одиночестве, и в итоге стал жить отдельно от семьи. Одиночество, незамысловатый быт провинциального городка, с его ханжеством, ложью и фальшью, вызывали в нем тоску, от которой он находил спасение в приключенческих книгах. Мальчику приходилось путем тяжелейшего труда зарабатывать какие-то копейки, чтобы не умереть с голоду.

Весной 1895 года Саша  увидел на пристани извозчика и двух штурманских учеников в белой матросской форме.

«Я остановился и смотрел как зачарованный на гостей из таинственного для меня, прекрасного мира. Я не завидовал. И испытывал восторг и тоску» — писал об этом случае Грин.

С тех пор мечты о морской службе, о «живописном труде мореплавания» не покидали его. Он собрался в Одессу. Однако не так просто, оказалось, устроиться на какой-нибудь корабль – кому нужен был в матросы хилый юноша с мечтательными глазами! Наконец его взяли без жалования учеником на пароход, но через два рейса ссадили – он не мог платить за еду.

Был Грин и подручным у хозяина шхуны, который помыкал им как собакой. Грин почти не спал – вместо подушки была разбитая черепица. И здесь его вышвырнули, не заплатив денег. Вернувшись в Одессу, работал в портовых пакгаузах маркировщиком и сделал единственный заграничный рейс в Александрию.

Устав от Одессы, Грин решил вернуться в Вятку. Домой он ехал «зайцем», без вещей. Последние двести километров пришлось пройти пешком по жидкой грязи – стояло ненастье. И опять началась проклятая вятская жизнь. Потом были годы бесплодных поисков какого-нибудь «занятия». Приходилось быть и банщиком, и писцом, писал в трактире прошения в суд для крестьян.

Долго не выдержав, он уехал в Баку. Жизнь в Баку была так отчаянно тяжела, что у Грина осталось о ней воспоминание, как о непрерывном холоде и мраке – жил случайным, копеечным трудом… Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды на смертоносных песчаных пляжах Каспийского моря. Ночевал в пустых котлах на пристани под опрокинутыми лодками или просто под заборами.

Жизнь в Баку наложила жестокий отпечаток на Грина – он стал печален и неразговорчив, ходил тяжело, как ходят грузчики, надорванные работой. Был он очень доверчив, и эта доверчивость внешне выражалась в дружеском, открытом рукопожатии. Грин говорил, что лучше всего узнает людей по тому, как они пожимают руку.

Из Баку Грин снова вернулся в Вятку к пьяному отцу, который постоянно требовал денег, а их не было. И тогда им овладела жажда счастливого случая, и зимой, в жестокие морозы, он ушел пешком на Урал – искать золото. Отец дал на дорогу три рубля. Грин работал на приисках, скитался с благодушным старичком (оказавшимся впоследствии убийцей и вором), был дровосеком, сплавщиком…

После Урала Грин плавал матросом на барже знаменитого судовладельца Булычова (прототипа пьесы Горького). Но закончилась и эта работа, и он не нашел ничего лучшего, как пойти в солдаты. Служил в пехотном полку в Пензе, впервые столкнулся с эсерами и стал читать революционные книги. Прослужив около года, Грин дезертировал из полка и ушел в революционную работу. Жил в Севастополе, где прославился как подпольный оратор.

«Некоторые оттенки Севастополя вошли в мои рассказы», — признавался Грин.

Но каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган – это почти точное описание Севастополя.

Осенью 1903 года Грин был арестован и просидел в севастопольской и феодосийской тюрьмах до конца октября 1905 года. Там он впервые начал писать.

На этом месте в автобиографии Грина наступает провал. Известно только, что он вторично был арестован и сослан в Тобольск, но с дороги бежал, пробрался в Вятку. Отец выкрал для него из городской больницы паспорт умершего сына дьячка Мальгинова. Под этой фамилией Грин долго жил и даже подписал ею свой первый рассказ.

С чужим паспортом Грин уехал в Петербург, и здесь, в газете «Биржевые новости», был напечатан. Годы унижений и голода, правда, очень медленно, но все же уходили в прошлое. Первые месяцы свободного и любимого труда казались Грину чудом.

Вскоре писатель был снова арестован по старому делу, сослан в ссылку в Пинегу, потом в Кегостров. В ссылке он много писал, читал, охотился и, по его словам, даже отдохнул от прошлой каторжной жизни.

В 1912 году Грин вернулся в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни, своего рода «Болдинская осень». В то время Грин писал почти непрерывно.

Вскоре он повез отцу в Вятку свою первую книгу, чтобы порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына вышел никчемный бродяга. Отец ему не поверил – пришлось показывать договоры с издательствами и другие документы, чтобы убедить старика, что Грин действительно стал «человеком». Эта встреча была последней: вскоре отец умер.

Февральская революция застала Грина в Финляндии. Он встретил ее с восторгом. И тут же пешком отправился в Петроград – поезда уже не ходили. Он бросил там все свои вещи и книги и даже портрет Эдгара По, с которым никогда не расставался.

В 1920 году Грин был призван в Красную Армию, служил под Псковом. Заболел сыпным тифом, его привезли в Петроград и вместе с другими больными положили в Боткинские бараки. Грин болел тяжело и был выписан из больницы почти инвалидом.

Без крова, полубольной и голодный он бродил по гранитным набережным в поисках ночлега, пищи и тепла. Было время очередей, пайков, обледенелых квартир. Мысль о смерти становилась все назойливее и крепче. Писатель Максим Горький, узнав о бедственном положении Грина сделал для него все, что было в его власти. Ему дали академический паек, комнату на Мойке с постелью и столом. Кроме того, Горький дал Грину работу. Часто по ночам, вспоминая свою тяжелую жизнь и помощь Горького, еще не оправившийся после болезни Грин плакал от благодарности.

Грин принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни. В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился своей бедности. Богатая фантазия мгновенно изменяла ему при первом же столкновении с тяжелой действительностью.

Как все неудачники, Грин всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье. Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы Грина, но больше всего — его повесть «Алые паруса».

А ведь эту пленительную сказочную книгу Грин начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпного тифа бродил по обледенелому городу в поисках случайного ежедневного ночлега.

С 1924 года писатель жил в Феодосии – он не мог жить без моря. Его комнату занимали только стол, стул и кровать. А на стене, против изголовья, красовалась просоленная деревянная скульптура из-под бушприта некоего парусника. Корабельная дева провожала писателя ко сну и встречала на рассвете.

Может, потому и вымышленные герои, несшиеся под алыми парусами, в его мыслях принадлежали будущему.

В 1930 году Грин  переехал в Старый Крым – город цветов, тишины и развалин.

Сердце известного писателя Александра Грина остановилось 8 июля 1932 года. Он умер от онкологии, доктора диагностировали у него рак желудка. Местом упокоения прозаика стал Старый Крым, его могилу украшает необычный памятник, выполненный скульптором Гагариной в виде героини самого известного произведения автора – «Бегущая по волнам».

 А спустя буквально пару лет после его смерти начался настоящий бум — рассказы Грина стали печатать, биографию — изучать. Но он об этом уже не узнал.

Грин уже умирал, когда супруге вдруг пришел перевод в 250 рублей от Союза писателей. Настораживала пометка — «вдове». Нина Николаевна возмутилась: муж-то еще жив! Александр Степанович лишь усмехнулся: по слухам, он сам отправил телеграмму с извещением о своей смерти и просьбой выслать деньги. Чувство юмора у него всегда было оригинальным.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Известный литератор имел достаточно бурную личную жизнь. Он был официально женат два раза. Первый раз сочетался браком в 1908 году с Верой Абрамовой, отец которой был богатым чиновником. Именно с супруги он писал главную героиню Геллю в произведении «Сто верст по реке».

Александр Грин с Верой Абрамовой

Семейная жизнь продлилась всего пять лет. Инициатором развода стала супруга, которой порядком поднадоели выходки мужа, его неуправляемость и непредсказуемость. Грин любил покутить, и это тоже не делало Веру счастливой женщиной. Писатель предпринимал несколько попыток, чтобы вернуть жену, он посвящал ей свои книги, одна из них вышла с эпиграммой – «Единственному моему другу». Но Абрамова оставалась непреклонна и развод состоялся. Наверное, писатель очень любил свою жену, потому что до последних дней носил с собой ее портрет.

Несмотря на все это, в 1921-м в личной жизни Александра появляется Нина Миронова, ставшая его второй женой. С ней он прожил до самой смерти. Этот брак был счастливым, супруги жили в любви и понимании.

Александр Грин и Нина Миронова

После смерти Грина его супруга осталась жить в их доме в Крыму. Когда во время войны полуостров оккупировали немцы, женщину отправили на принудительные работы в Германию. После победы Нина вернулась в Союз, но ее ждало обвинение в измене и десять лет лагерей. Жены писателя знали друг друга, сдружились после его смерти, и все трудности старались преодолеть вместе.

ЛИТЕРАТУРА

Начало творческой биографии Грина пришлось на 1906 год. Именно тогда он написал свой первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева», и с того времени уже полностью отдался литературной деятельности. В рассказе шла речь о нарушениях в армии.

Автор издал это произведение под псевдонимом А.С.Г., оно стало агитационной брошюрой для военнослужащих. Полиция конфисковала весь тираж прямо в типографии и сожгла его. Грин был уверен, что сочинение утрачено навсегда, но спустя много лет после его смерти, в 1960-м, удалось разыскать единственный сохранившийся экземпляр, который московская жандармерия хранила в качестве вещественного доказательства.

Спустя некоторое время Грин написал новый рассказ – «Слон и Моська». Его судьба была аналогична участи дебютного произведения автора. В продаже появилась только повесть Александра Грина «В Италию», которую разрешили продавать легально.

В 1908 году писатель выпустил свой первый сборник рассказов, под которым стояла подпись «Грин». После этого сборники начали выходить почти каждый год. Грин отличался большим трудолюбием, на протяжении года он «выдавал на-гора» почти тридцать рассказов, объединял их и отдавал в печать. Материальное положение автора заметно улучшилось. В 1913-м он представил на суд читателей три тома своих произведений.

С каждым годом, с каждой новой работой, мастерство Грина становилось все более совершенным. Он писал на разные темы, находил невероятные сюжеты, поражающие глубиной и непредсказуемостью. В каждой из его книг были афоризмы и цитаты, впоследствии ушедшие в народ.

Творчество Александра Грина находится на каком-то особом месте в отечественной литературе. Так как он, не писал никто — ни до него, ни после. Ему даже не пытались подражать, слишком необычным был жанр, в котором он трудился. Однако не обошлось без обвинений в адрес самого Грина. Многие критики считали, что он заимствует свои сюжеты у других известных прозаиков – Джека Лондона, Эдгара По, Стивенсона. Но после того, как тексты Грина подверглись тщательному анализу, стало понятно, что сходство было очень поверхностным и не имело никакого значения.

Многие действия в произведениях Александра происходят в какой-то вымышленной стране, которую он никак не конкретизировал. Название у этой страны появилось только благодаря стараниям критика Корнелия Зелинского, который предложил дать ей имя «Гринландия».

По мнению некоторых исследователей, это место все-таки есть на карте, и находится оно на юге морской границы Китая. Это мнение ученые обосновали тем, что автор часто упоминает в своих произведениях Тихий океан, Новую Зеландию и другие.

Гринландия (Страна Грина) — вымышленная страна, в которой происходят большая часть событий в книгах Александра Грина. Сам писатель очень подробно описывал этот мир, но в своих произведениях это слово не использовал. В 1934 году, уже после смерти Грина, вышел сборник его рассказов под названием «Фантастические новеллы». В предисловии к нему известный советский литературный критик Корнелий Зелинский впервые использует слово «Гринландия». Термин становится устойчивым, он активно используется литературоведами и по сегодняшний день.

Эту страну не найдешь ни на одной географической карте мира, и все-таки она знакома тем, кто хоть однажды открыл томик Грина. Грин придумал эти моря, острова, проливы… На страницах своих книг он выстроил города со странными экзотическими названиями, населил их сильными, мужественными людьми — охотниками, путешественниками, моряками. Некоторые из них обладают сверхъестественными способностями, например, главный герой романа «Блистающий мир» Друд умеет летать, а героиня романа «Бегущая по волнам» Фрэзи Грант — ходить по воде. Одной из важных особенностей вымышленного мира являются необычные имена персонажей: Тарт («Остров Рено»), Ассоль (повесть «Алые паруса»), Санди Прюэль («Золотая цепь») и т. п.

Свою самую знаменитую повесть «Алые паруса» Грин начал писать в 1916 году, и закончил работать над ней в 1922-м. Это произведение он написал в честь своей жены Нины.

Писатель не вынашивал эту идею долго и мучительно, наоборот, все получилось достаточно спонтанно. В одном из магазинов игрушек он увидел корабль с белым парусом. Именно тогда он понял, что это какая-то подсказка, но сразу не мог ее сформулировать и понять. И только спустя немного времени, когда он представил эту лодочку под алым парусом, он вдруг увидел развитие сюжета.

 «Алые паруса» — поэма, утверждающая силу любви, человеческого духа. «Просвеченная насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.

В 1928-м Александр Грин опубликовал самую значимую свою работу – роман «Бегущая по волнам», полный фантастики и мистики. Произведение многосюжетное, в его основу легли символы, мифы, архетипы и сказочные мотивы. Бегущая по волнам – полная таинственности Фрези Грант помогает всем потерявшимся в океане.

Год спустя писатель радует своих поклонников произведениями «Дорога никуда» и «Гнев отца».

Перед самой смертью Грин работал над романом под названием «Недотрога», однако произведение так и осталось незаконченным.

Нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был Александр Грин? Принято считать, что мечты Грина были оторваны от жизни, являлись причудливой и ничего не значащей игрой ума, что он был авантюрным писателем, — правда, мастером сюжета. Но человеком, чьи книги лишены чувства действительности.

Истории Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После его рассказов хочется увидеть мир – не выдуманные писателем страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.

Меня «дразнит земля, – писал Грин. – Океаны ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно любопытных уголков».

Cказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. Она не дает успокоиться, показывая, новые сверкающие дали, иную тревожащую нас жизнь, желание этой жизни. В это ее ценность, и в этом ценность не выразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина.

Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но и еще очень тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве – героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Он писал о любви к труду, к своей профессии, о неизученности и могуществе природы. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.

Свои книги Грин населил миром веселых и смелых людей, прекрасной землей, полной чудесных лесов и солнца, не нанесенной на карту, и удивительными событиями, кружащими голову, как глоток вина.

И пусть реальная жизнь была ограничена для него обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом. Но где-то за чертой серого горизонта сверкали и манили к себе страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили совсем другие, черные от загара люди, — золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины. И, прежде всего – моряки.

Жить без веры в то, что где-то такие страны существуют, было для Грина слишком тяжело, порой невыносимо. А когда пришла революция, Грин искренне радовался, но прекрасные дали нового будущего были еще неясно видны, а Грин принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением. Действительность не могла дать ему сиюминутного исполнения его мечтаний. Только воображение переносило в желанную обстановку, в круг самых необыкновенных событий и людей.

Если бы жизнь расцвела за одну ночь, как в сказке, — Грин пришел бы в восторг. Но ждать он не умел и не хотел. Ожидание нагоняло на него скуку и разрушало поэтический строй его ощущений. Может быть, в этом и заключалась причина малопонятной для окружающих отчужденности Грина от времени.

Он умер слишком рано. Смерть застала его в самом начале душевного перелома. Грин начал прислушиваться и пристально присматриваться к действительности. Если бы не смерть, то, может быть, он стал бы одним из наиболее своеобразных писателей, органически соединивших в своем творчестве действительность со свободным и смелым воображением.

«До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения…» Настоящий мечтатель и великий гуманист, в своих книгах он создал сказочный мир, где настоящее чудо можно сотворить своими руками, где сама природа призывает верить в добро. Сам писатель считал, что, сколько бы в мире ни было зла, с ним надо жить и внутренне его побеждать.

Отчаявшись найти в жизни чудесное, он творил его своим воображением. Что ж, привычное спасение мечтательных натур. Бальмонт сказал об этом явлении:

Будем лишь помнить, что вечно к иному

Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному

В нашем хотенье земном!

ЭКРАНИЗАЦИИ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ

Первая экранизация рассказа Александра Грина появилась в 1922 году. Немой черно-белый фильм «Последняя ставка мистера Энниока» («Поединок») был снят на Ялтинской киностудии по рассказу Александра Грина «Жизнь Гнора». При этом сам автор узнал о выходе этого фильма из афиш. Посмотрев его, Грин был разочарован. Экранизация получилась очень неудачной, до наших дней фильм не сохранился.

После смерти Грина в 1932 году, его книги перестали печатать, о нем постепенно стали забывать. Но в годы Великой отечественной войны о писателе-романтике вспомнили. В 1942 году композитор Владимир Юровский создал балет «Алые паруса», который впервые был поставлен в Куйбышеве, куда был эвакуирован Большой театр, вторая премьера балета состоялась уже в Москве в 1943 году. В настоящее время театральные постановки по мотивам феерии «Алые паруса» идут на сценах десятков театров, причем не только в России, но и в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Кроме этого, в последние годы инсценировали и другие произведения Грина, в том числе «Крысолов» и «Бегущая по волнам». По произведениям Александра Грина были созданы несколько аудиопостановок.

В 1958 году начинающий режиссер Отар Иоселиани снял учебный короткометражный фильм «Акварель» по одноименному рассказу Грина. В 1961 году на экраны вышел полнометражный фильм «Алые паруса» с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях. Этот фильм сразу завоевал симпатии зрителей и привлек внимание к творчеству Грина. В последние годы по мотивам «Алых парусов» сняли еще несколько фильмов: Nachové plachty (Чехия, 2001), «Правдива історія про Червоні вітрила» (Украина, 2010), Katya & the Scarlet Sails (США, 2012). В настоящее время насчитывается более тридцати экранизаций разных произведений Александра Грина. Самые заметные из них: «Бегущая по волнам» (1967), «Колония Ланфиер» (1969), «Моргиана» (Чехословакия, 1972), «Блистающий мир» (1984), «Золотая цепь» (1986), «Господин оформитель» (1988), «Сто верст по реке» (1990) и многие другие.

НАЗВАНЫ В ПАМЯТЬ ОБ АЛЕКСАНДРЕ ГРИНЕ

После смерти в 1932 году Грин был предан почти полному забвению, но в начале шестидесятых, благодаря экранизации «Алых парусов», о нем снова вспомнили. Книги   переиздают, по ним ставят спектакли и снимают фильмы. Его именем названы школы и библиотеки, улицы и площади в десятках городов России, по всей стране проводят творческие фестивали его имени, открываются памятники и скульптурные композиции, посвященные  писателю и героям его произведений.

17 февраля 1984 года имя «Гриневия» (2786 Grinevia) присвоено малой планете, открытой 6 сентября 1978 года советским астрономом Н. С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории[135].

В 2000 году к 120-летию со дня рождения А. С. Грина Союз писателей России, администрация городов Кирова и Слободского учредили ежегодную Российскую литературную премию имени Александра Грина за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды.

В 2012 году трёхпалубный речной пассажирский теплоход получил имя «Александр Грин»

Гриновские чтения и фестивали

  • Международная научная конференция «Гриновские чтения» — проходит по чётным годам в г. Феодосии с 1988 года (первая половина сентября).
  • Гриновские чтения в Кирове — проводятся раз в 5 лет (иногда чаще) с 1975 года, в день рождения писателя (23 августа).
  • С 1987 года в селе Башарово близ Кирова проводится фестиваль авторской песни «Гринландия».
  • «Берег Грина» — дальневосточный фестиваль авторской песни и поэзии вблизи Находки; проводится с 1994 года.
  • Ежегодный фестиваль «Гринландия» в Старом Крыму, проводимый с 2005 года в день рождения писателя

Музеи

  • В 1960 году, к восьмидесятилетию со дня рождения, женой писателя открыт Дом-музей писателя в Старом Крыму.
  • В 1970 году в Феодосии также создан литературно-мемориальный музей Грина.
  • К столетию со дня рождения, в 1980 году, открыт музей Александра Грина в Кирове.
  • В 2010 году в городе Слободской создан Музей романтики Александра Грина

Именем Грина названы 10 улиц в разных городах России.

В Кирове расположена Кировская областная детская библиотека имени А.С. Грина, есть гимназия и набережная, названные его именем. В 2000 году в Кирове на набережной Грина установлен бронзовый бюст писателю. (Скульпторы Коциенко К. И. и Бондарев В. А.)

В Санкт-Петербурге существует традиция, когда ночью в устье Невы на выпускной бал российских школьников входит парусный корабль с алыми парусами.

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

Мы подготовили для вас виртуальную литературную викторину «К мечте на алых парусах», посвященную великолепной повести А. Грина «Алые паруса». Ответить на ее вопросы вы сможете, перейдя в наше сообщество ВКонтакте: https://vk.com/pravoinf

При подготовке мероприятия были использованы Интернет-ресурсы:

https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-grin/

https://biography-life.ru/art/1746-aleksandr-grin-pod-alymi-parusami.html

http://newfoundglory.ru/

Фото из открытых источников интернета

Вот и подошел к завершению наш рассказ о замечательном писателе Александре Грине.

Спасибо, что вы были с нами. До новых встреч!