Уважаемые читатели!
22 августа исполняется 105 лет со дня рождения прозаика, публициста, критика, поэта, писателя и сценариста Анатолия Вениаминовича Калинина.
Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова в рамках регионального тура «Литературного туризма» «Ростов. Калинин.105» проводит литературную гостиную «Писатель совести и чести».
«Слова пустые презирая,
Тебе я оды не сложу,
И все ж, не дрогнув, я скажу,
Что я тебе, страна родная,
На жизнь и смерть принадлежу». Анатолий Калинин
«Писатели России». Анатолий Калинин https://www.youtube.com/watch?v=Y7DQ8WSUg18
Анатолий Вениаминович Калинин родился 9 (22) августа 1916 года в донской станице Каменской (ныне г. Каменск-Шахтинский, Ростовской области). Но тут же семья переехала в хутор Березниковский, где учительствовали тогда отец, Вениамин Александрович, и мать, Евгения Ивановна. Потом они жили в слободе Тарасовской, Миллерово.
В доме Калининых всегда была атмосфера открытости, дом был одним из оживленных «перекрестков», где встречались интересные люди. Родители его живо интересовались всем, что происходило в то переломное время.
Мать преподавала в школе и в ликбезе (курсы ликвидации безграмотности), играла в красноармейском и слободском драмкружках. Она общалась с семьей революционеров Автономовых в Каменской и в Сулине. Отец в 1918 году и в последующие годы был членом Тарасовского волревкома (волостного революционного комитета), участвовал в реквизиции имущества, налаживал занятия в школах.
Время было тревожное, суровое. В эти годы семья отчаянно голодала. Мать ходила по хуторам менять белье, ложки и вилки на муку. В школе, при которой одно время разместился тифозный госпиталь, она ухаживала за больными. Палаты кишели вшами. Вся семья переболела тремя тифами – сыпным, брюшным и возвратным.
Детские впечатления тех лет разнообразны, драматичны, порою жестоки. Мальчик видел горящие бараки с больными и ранеными, подожженные при отступлении белыми. Тогда Тарасовка переходила из рук в руки, и учительская семья то уезжала из станицы, то возвращалась вновь.
Несмотря на тревоги, голод и болезни, жили в семье Калининых весело. Всегда в доме было людно – учителя, члены Ревкома, – все молодые, голосистые. Здесь часто звучали песни – боевые, революционные и раздольные казачьи. У матери и отца были хорошие голоса и петь здесь любили. Столько в тех песнях было живого и близкого сердцу! Здесь слышал мальчик и рассказы о событиях бушевавшей кругом гражданской войны. Какие образы рождались в душе эти песни и эти рассказы – трудно сказать, но они остались в его памяти навсегда.
Не прошли бесследно и впечатления от поездок с отцом.
«Отец брал меня с собой в поездки по хуторам – в Колодезный, Каюковский, в Старую станицу, в станицу Митякинскую. Пески… ветряки на выездах из станиц и хуторов, пыльная дорога, летние дожди и орудийный гром, выстрелы…».
Чтобы верно судить о мире детства будущего писателя, надо ясно представлять себе, как близок образ жизни сельских учителей к образу жизни обычной крестьянской семьи. Поэтому помнятся игры с ребятами в садах и степных балках, рыбалки и работа на огороде, и шорох молочных струй по цибарке, когда мать на рассвете доит корову в сарайчике, и звуки эти пробиваются сквозь сон, сквозь дремоту.
В 1924 году семья Калининых переехала в степной городок Миллерово. В 12 лет Анатолий стал организатором пионерского отряда и первым председателем его совета. Они создали «живую» газету, для которой Анатолий Калинин писал тексты и сам был режиссером и одним из актеров.
Позже семья переехала в Новочеркасск, «столицу» донского казачества.
Еще пионером он начал писать в газеты «Ленинские внучата» и «Пионерская правда» заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону.
После школы учился в сельскохозяйственном техникуме. В 1931 году вступил в комсомол.
В эти годы огромных перемен в деревне 16-летний Анатолий многое увидел и узнал. Он ездил с агитколонной по станицам и хуторам, бывал на первых колхозных сходках. Перед ним раскрывается сложная многоликая жизнь русской деревни на великом историческом рубеже.
С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. Молодой писатель опубликовал свои первые рассказы и очерки в областной газете «Молот». С 1935 года – собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, Украине, на Дону. Также пробовал писать стихи.
Рано пришло к Калинину осознание своего призвания, рано была избрана жизненная цель – стать писателем.
«Ведь это же так интересно, надо только овладеть музыкой слов, вслушаться в нее, в сочетание этих слов. А знать-то я к этому времени по-настоящему ничего еще и не знал. Только чувствовал. И был покорен этим знанием и музыкой слова у Шолохова, у Маяковского, к которым прибавился Фадеев. Но, конечно же, и у Пушкина, – Толстым, Чеховым, Белинским я зачитывался позднее».
Л. Федоров писал:
«Почти детский, горячий порыв выразить свою взволнованность миром – только этим можно объяснить раннее рождение писателя….».
Работа молодого журналиста, его одаренность была замечена, и в 1935 году Анатолия Калинина пригласили работать в Москву, в «Комсомольскую правду» – он был собственным корреспондентом в Кабардино-Балкарии, затем в Армении, на Украине, на Дону.
В 1938-1939 году, не отрываясь от журналистики, он много времени отдает работе над первым своим романом «Курганы», посвященным колхозной нови в донском казачьем крае. Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями его произведений в годы Отечественной войны. В романе явственно ощущается влияние шолоховской «Поднятой целины». Но и при всей очевидной зависимости от Шолохова нельзя было не заметить талантливости автора «Курганов». «Молодой Шолохов» – так назвал Калинина Александр Серафимович, знаменитый писатель того времени. Роман вышел отдельным изданием в Ростове-на-Дону в 1941 году перед войной. Уже в первом произведении проявляются в зародыше характерные черты его манеры: определенность социально-исторических характеристик, стремление углубится в душевную жизнь героев, любовь к живописанию природы, склонность к психологическому письму, к передаче движений души человеческой.
Великая Отечественная Война. В этих словах соединилось все: неслыханные страдания, муки и не знающее пределов мужество; горе поражений и радость победы. Но война живет не только в памяти. С газетной полосы, со страниц журналов и книг звучат голоса ее участников, свидетельства ее современников. Возникла богатая чувствами и мыслями, благородная по своим устремлениям художественная литература о Великой Отечественной войне. А зарождалась она в дни сражений на страницах центральных и армейских газет, на полосах фронтовых листовок. Среди многочисленных военных корреспондентов был и Анатолий Калинин.
Всю войну передавались по телефону и телеграфу, посылались через фельдъегерскую связь корреспонденции и очерки Анатолия Калинина для родной «Комсомолки». За годы войны их опубликовано бесчисленное множество. К примеру, подшивка за январь 1943 года:
5 января – «Моздок наш».
6 января – «Путь вперед» (очерк).
8 января – «Наступление продолжается».
12 января – «В Пятигорске».
13 января – «По военной дороге».
14 января – «Донские казаки» (очерк).
22 января – «В Ставрополе».
24 января – «Армавир наш».
29 января – «Улица Продольная, дом № 87»
30 января – «Пятигорская ночь» (очерк).
В 1943-м году в Ростове опубликована книга очерков А. Калинина «Казаки идут на Запад».
Также характерен для его манеры очерк «Искры над Грозным», отличающийся эмоциональной напряженностью, взволнованностью. Он написан в конце октября 1942 года, когда перед Тереком были остановлены фашистские дивизии, и уже третий месяц длилась героическая оборона Грозного. 17 февраля 1943 года Калинин пишет небольшой очерк «Руины Ростова», посвященный освобождению Ростова-на-Дону.
Военный корреспондент А. В. Калинин большую часть своего воинского пути прошел с Донским пятым кавалерийским корпусом. Здесь он близко узнал казаков. И удивительные эти люди, их судьбы вдохновили молодого писателя на создание романа «На юге», который был написан между боями в маленьком хуторке Искровка. В нем автор усовершенствовал свое мастерство. Калинина интересует не только поведение мирного человека на войне, но и духовная жизнь воюющих во всем ее многообразии. Анатолий Вениаминович считает, что война должна не разъединять воюющих за правое дело людей, а наоборот – должна очищать и сближать.
Повесть «На Юге» впервые вышла в свет в 1944-м году в журнале «Новый мир» (№ 8-10). Повести «Товарищи» и «На Юге» отдельными изданиями выпущены в Москве (1945). На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман «Красное знамя» (Москва, 1951).
В обстановке суровых испытаний, смертельной опасности человеческие души раскрывались навстречу друг другу – люди любили, дружили, мечтали о будущем. С «молчаливой» машинисткой Сашей Анатолий познакомился на войне. С тех самых пор, они жили неразлучно. Уже жена и мать, Александра Юлиановна, так и печатала ему все, что он написал, упорно преодолевая его требовательное отношение к написанному им слову, освоив его лапидарный стиль письма.
Картины минувшей войны оживают в романе «Суровое поле» (1958), повестях «Эхо войны» (1963), «Возврата нет» (1971), «Цыган» (1960-1974). В этих произведениях писатель раскрывает органическую связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников, между прошлыми и сегодняшними делами современников, между повседневным трудом советского человека и его недавним прошлым.
Проникнут нравственной тревогой роман «Суровое поле» (1958). Книга повествует о судьбах двух поколений семьи на фоне событий Великой Отечественной войны и послевоенной жизни донского колхоза.
Роман «Цыган» (1961) сложился из множества автобиографических деталей. Образ главного героя, цыгана Будулая, возник у писателя еще во время войны, когда в госпитале он увидел, как разведчику-цыгану вручает орден казачий командир. Затем, во время боя, писатель увидел разбитую цыганскую кибитку.
В романе «Запретная зона» (1962), посвященном строительству Волго-Донского канала, автор описывает судьбы несправедливо осужденных людей, а также коренных донских казаков, вынужденных под угрозой затопления переселяться с отчих земель в другие места.
Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе, с Михаилом Шолоховым его связывала дружба. В 1964-м году была издана книга очерков писателя о Шолохове – «Вешенское лето», которая много раз переиздавалась. В 1975-м году вышла в свет книга А. Калинина «Время «Тихого Дона», опубликованная сначала в «Известиях».
Анатолий Калинин широко известен как писатель – прозаик, однако он еще и поэт. Иногда Анатолий Вениаминович выступал с весьма оригинальными стихами. Первые из них появились в годы войны ( «Думы о Родине», «Когда спаявшись в радости и грусти…», «Тиха украинская ночь», «Славлю друзей по оружию» и др.).
После окончания войны писатель поселился и до конца жизни прожил на Дону, в хуторе Пухляковском, Ростовской области.
Писал очерки о людях донских станиц («Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Лунные ночи»), герои которых прошли потом через большинство произведений писателя. В 1953-м году в «Правде» увидел свет очерк «На среднем уровне». Это был смелый, злободневный разговор писателя-коммуниста о развитии нашей деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорит об этом так:
«С очерка «На среднем уровне» и последовавшего за ним очерка «Лунные ночи» и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель…Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но и окрыляющих…».
Многие произведения Калинина переведены на языки народов СССР, а также на английский, болгарский, вьетнамский, французский и др.
Некоторые калининские герои обрели другую жизнь в кино и на сцене театров. «Цыган» впервые экранизирован в 1966 году режиссером Евгением Матвеевым, второй раз – в 1979 году, в виде четырех серийного сериала (режиссер Александр Бланк). Третий фильм-продолжение – «Возвращение Будулая» (1985, режиссер Александр Бланк). Четвертый фильм – «Будулай, которого не ждут» (1994, режиссер Александр Фенько).
В 2005 году одноименную оперу «Цыган» поставили в Ростовском музыкальном театре.
В 2016 году Ростовский академический театр драмы им. М. Горького представил «степную сагу о любви» – «Цыган». Постановка была приурочена к 100-летию писателя.
В 1973 году по мотивам повести Анатолия Калинина «Суровое поле» вышел фильм «Возврата нет» (режиссер Алексей Салтыков). Нонна Мордюкова за роль в этом фильме была признана «Лучшей актрисой года» (по результатам опроса журнала «Советский экран»).
На радио в 1983, 1985 годах режиссером Э. Верником была осуществлена радиопостановка по мотивам романа «Цыган» с участием артистов: К. Лучко, Л. Маркова, А. Джигарханяна, Т. Пельтцер, А. Покровской, Л. Дурова, Р. Суховерко и других артистов московских театров. В коллекции радиофонда есть запись радиокомпозиции спектакля «Суровое поле» А. Калинина в исполнении артистов Театра-студии киноактера.
А. В. Калинин награжден орденами и медалями, удостоен в 1973 году звания лауреата Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1973) за повести «Эхо войны» и «Возврата нет». Лауреат областной литературной премии имени М. А. Шолохова (2000).
Член Союз писателей СССР с 1945 года.
Анатолий Калинин поддерживал многих молодых донских поэтов – Бориса Примерова, Бориса Куликова и других, некоторым из них он, можно сказать, дал «путёвку в жизнь». Одним из первых он откликнулся на публикацию стихов И. Е. Ковалевского, сложенных им в фашистском плену. Также ему принадлежат статьи о творчестве донских писателей А. А. Бахарева, М. А. Никулина и других.
А. В. Калинин хорошо известен не только как писатель, но и общественный деятель. С 1966 по 1988 годы избирался депутатом Верховного Совета Российской Федерации.
После распада СССР вступил в КПРФ (Коммунистическую партию Российской Федерации) и оставался в её рядах до конца жизни.
Среди его многочисленных наград ордена Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Отечественной войны 1‑й степени, Красной Звезды. Почетный гражданин Усть-Донецкого района и города Новочеркасска.
Анатолий Вениаминович всегда любил Донской край, Усть-Донецкий район. Так писал он о казачьем крае:
«Мне, как и всем моим землякам, до боли дорог отчий казачий край. Под высоким донским небом и я учился первым шагам, рвал тюльпаны в бескрайней степи, вслушивался в музыку и слова несравненных казачьих песен. С ними вливались в сердце и навсегда остались в нем любовь и сочувствие к людям, населяющим родную степь. Восторг перед их трудолюбием и воинской отвагой. Гордость той вольницей, из которой вышли вожди народных крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачев, Кондрат Булавин».
Умер Анатолий Вениаминович Калинин 12 июня 2008 года, похоронен во дворе своего собственного дома.
Его имя присвоено поисковому отряду «Донской» (г. Константиновск) и одной из ростовских библиотек. В Ростове-на-Дону установлен бюст Анатолия Калинина на улице Пушкинской возле здания Донской публичной библиотеки. Ежегодно проводятся Калининские чтения и областной фестиваль «Калининское лето» в хуторе Пухляковском.
«Писатели России». Анатолий Калинин https://www.youtube.com/watch?v=Y7DQ8WSUg18
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Материал подготовлен на основе открытых источников
Фото из открытых источников интернета