Литературная гостиная «Река жизни Петра Лебеденко»

Уважаемые читатели!

20 марта 2021 г. исполняется 105 лет со дня рождения Петра Васильевича Лебеденко, известного донского писателя. Он долгие годы руководил писательской организацией Ростовской области.

Произведения Петра Лебеденко жизненно правдивы, наполнены любовью к своей родине, учат мужеству и отваге.

В рамках регионального тура «Ростов. Лебеденко.105.»  проекта «Литературный туризм»  Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова проводит для вас  литературную  гостиную «Река жизни Петра Лебеденко», посвященную юбилею писателя.

«Высокое небо Петра Лебеденко»

Петр Васильевич Лебеденко родился 20 марта 1916 года в городе Сарапуле, Удмуртской АССР. Детство его прошло в городе Азове, Ростовской области, с тринадцати лет он жил в детских домах.

Там он и «заболел» небом.

«Было мне, кажется, лет десять, — вспоминал Петр Васильевич — когда я впервые увидел летчика. Жил я тогда у самой реки в древнем Азове, а самолет, сделав круг над турецким валом, опустился на другом конце города – километрах, наверное, в восьми от Дона. Все азовчане от мала до велика приняли в тот день участие в кроссе на дальнюю дистанцию: бежали старухи и старики, побросав каюки и байды, мчались за город рыбаки, и – само собой, впереди всех – мальчишки…

Летчик курил в нескольких шагах от своей чудо машины- весь в блестящей черной коже, суровый, неулыбающийся, таинственный.

До сих пор помню, какая тогда стояла тишина. Люди словно онемели.

Вот тогда-то я впервые в своей жизни познал, что такое зависть. Не знаю, чему я больше завидовал: славе человека, который казался неким божеством, или тому, что ему дано видеть мир не таким, каким видим его мы. Когда мы взбирались на турецкий вал и смотрели на блестевший внизу Дон, на зеленоватый, затянутый тиной ерик и едва видимые в туманце рыбачьи каюки, это было красиво до щемящего в груди чувства. Что же видел этот затянутый в кожу человек, поднимаясь под самые облака!? Что чувствовал он? И что он мог рассказать, если бы у него вдруг спросили: «Ну, как оно там видится, сверху?»

Через час летчик улетел.

В ту ночь я никак не мог уснуть. Только закрывал глаза – и сразу вижу самого себя в черной кожаной куртке, в таких же брюках, черные краги отражают солнечные лучи, а шлем с очками лежит у моих ног на траве как символ моего неземного существования. Потом под молчаливыми взглядами толпы, которая онемела от обожания, сажусь в машину и лечу в небо…

Наверное, я был необычайно потрясен событием, потому что долгое время не мог прийти в себя и войти в русло той повседневной мальчишечьей жизни, которой жил до сих пор».

Детдомовский мальчишка осуществил свою заветную мечту. В 1936 году Лебеденко, окончив летное училище в Батайске,  становится летчиком Гражданского воздушного флота.

Петр Васильевич несколько лет летал в тундру, на Крайний Север, приходилось летать в бурю, метель, и с каждым полётом в суровых  условиях он закалял себя, набирался лётного опыта.

Затем — Великая Отечественная война. Лебеденко стал проситься на фронт с первых дней войны, но добился этого только в 1942 году.

За годы войны лётчик совершил около восьмисот боевых вылетов, чаще в тыл врага, к партизанам.

Однажды с передовой линии, из-под огня противника вывез по приказу командования корреспондента «Красной звезды», знаменитого писателя М. Шолохова.

За боевые заслуги удостоен пятнадцати наград, в том числе ордена Красного Знамени, орденов Отечественной войны I и II степени, польского ордена «Серебряный крест заслуги» и других.

Войну П. Лебеденко закончил в Берлине.

«Kогда началась война, когда один за другим не возвращались на землю те, с кем вот только сегодня, только час или два назад сидел под крылом самолета и дымил последней перед вылетом папиросой, — тогда я уже знал, что если останусь жив, то расскажу людям о них. Расскажу правдиво, без прикрас, так, как было в жизни».

И все же первыми книгами Петра Васильевича были книги не о летчиках.

Как же родился писатель Петр Лебеденко?

После войны Петр Васильевич серьезно увлекся литературным трудом. Он пришел в литературу в четвертом десятилетии своей жизни, когда у него накопился немалый и нелегкий жизненный опыт.

«Сразу после войны – вспоминал Петр Васильевич – я работал начальником небольшого аэропорта, изредка подлетывая, но летали мы тогда лишь при более или менее нормальной погоде, потому что основное, что у нас было, — это карта и компас. А тут почти на целый месяц затуманило, задождило, аэродром настолько раскис, что ни взлететь, ни сесть.

И вот однажды я решил сесть за стол и написать рассказ об этом маленьком, тихом, словно заброшенный полустанок, аэропорте, о нашей тоске по настоящей летной работе, о том, как нам, в прошлом боевым летчикам, не хватает неба.

Передо мной лежала чистая тетрадка, я никак не мог придумать, с чего начать. Конечно, начать надо было с войны – мы ведь все сюда пришли оттуда. Но все, что было на войне, сейчас казалось очень далеким. Так вот и хотелось начать: «Давным-давно это было». Именно эти слова первыми легли на бумагу.

«Давным-давно это было…» Да ведь это же классическое начало старых милых сказок!

Откуда вдруг пришла такая мысль – не ведаю, но она пришла нежданно-негаданно: я напишу сказки! О милом моему сердцу Доне, о древнем Азове, о людях, которые любили свою донскую сторонушку так же, как любил и люблю ее я…

«Сказки Тихого Дона». Название пришло само собой, удивительно легко, и удивительно легко перо побежало, будто все уже выношено и заранее обдумано, хотя еще четверть часа назад ничего подобного и в голову не приходило.

К вечеру одна из сказок была написана. Я испытывал не только какое-то неизведанное доселе чувство удовлетворения, но и подъем, и неистребимое желание снова сесть и писать, ни на мгновение не отвлекаясь.

Второй день начался как обычно, и я принялся за следующую сказку. С пяток – не более!- минут подумав, назвал ее так: «Сказка о Песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном». Один за другим вставали передо мной образы: Горе Человеческое, Беда Людская, Дум-гора, где в незапамятные времена зло лютое — Лихо-Мрак приковало к скале Песню Легкокрылую, и Макар Бесслезный, освобождающий ее из неволи… »

В каждой сказке – свои герои, своя мораль, свой нравственный урок.

Петрусь – мальчонка русский, хоть и вырос в ханской неволе, не забыл своей родной сторонушки, своего Тихого Дона. Копил в себе силу духа на борьбу с ханом турецким в образе хищного орла. Как не пытался хан воспитать его в ненависти ко всему доброму и живому, сохранил Петрусь свою душу русскую, не запятнал её кровью невинных. А пришло время, восстал Петрусь против хана и морской царевны Зуралы, только силы были неравны, как увидел герой, что не устоять ему против них, подумал: «Эх, стали бы мои ноги каменными – не видать бы разбойникам Тихого Дона…» И окаменели его ноги, и стала его грудь утёсом, и разбился о него насмерть хищник злой, не стала больше литься кровь русская от его когтей, не льются больше слёзы материнские от горя страшного.

В тяжёлую битву за Тихий Дон вступила девица Светланка со зверем–рыбой Чудом-чудищем из «Сказки о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице». Помогли ей в том рыбки-стерлядки, одарили волшебной палицей и волшебной кольчужкой, да только с условием: сотню лет жить рыбой. Не было в ней сомнения, соглашаться ли сто лет носить волшебную кольчужку, в Дону плавать, и землю родную от горя избавить. А серая волчица быстрее ветра доставила Светланку к месту жестокой битвы. Победила храбрая девица Чудо-чудище, стала маленькой рыбкой и осталась жить в реке. А только «…старые люди говорят, что когда приходил откуда-нибудь враг на Тихий Дон, появлялась на серой волчице девица-красавица в рубашке-кольчужке, с волшебной палицей в руках, – и бежал тогда враг с Тихого Дона».

П.И.Лебеденко «Сказки Тихого Дона» «О Девице-красавице и Серой Волчице» https://www.youtube.com/watch?v=p2lIeDzmPeg

Герой сказки «Игнатка» помнил слова деда: «Нет на свете ничего сильнее силы народной, Игнатка. Когда трудно будет тебе в жизни – ищи силу в людях, и будешь ты сильным их силой». Эта сила народная помогла мальчику спасти дочь славного богатыря Тихого Дона Пи-кви-ли-ви от злого Кваррадамала, спасти русских людей от его ига. Чуть было не погиб Игнатка, поверив Кваррадамалу, притворившимся дряхлым стариком, выпил сонного зелья. Спас его богатырь Тихий Дон, да впредь наказывал: «Запомни, Игнатка: не всякие сладкие речи – мёд».

В сказках этого фольклорного  сборника  нашли отражение патриотические и героические мотивы казачьего фольклора, народно поэтические традиции русских сказок и былин.

В них нашли свое отражение беспокойная история вольнолюбивого Дона и патриотические и героические мотивы донского фольклора, народно-поэтическая традиция расстановки образов: добрые, мудрые русские люди живут на Дону, землю пашут, рыбу ловят, детей уму-разуму учат, стариков почитают, соседям не угрожают, все живое от зла и гибели защищают. Да нет им покоя от злобных сил: то чудовище водяное, кровожадное, о семи головах, из чужедальных морей заплывает, то ворог со злодейским войском нападает. И бьются насмерть за родину, за свободу, за земляков своих и за всех людей добрых и стар, и млад, и с ними стойкий мальчик Петрусь, храбрая Светланка, Василек и Игнатка.

 В 1950 г. Ростиздат выпустил «Сказки Тихого Дона», они  имели успех, неоднократно переиздавались.  На их основе был создан спектакль в Ростовском театре кукол.

Эту книгу Петр Васильевич подарил Михаилу Александровичу Шолохову, который прочитал сказки и посоветовал автору не бросать писать.

Петр Васильевич позднее вспоминал:

«Откуда они приходили, эти образы, в каких рождались клетках, до сих пор даже самому себе не могу объяснить. Нигде, никогда и ни от кого я не слышал и слова о том, о чем писал. Все рождалось мгновенно и для меня самого загадочно. …Cудьба оказалась для первой книжки весьма счастливой: когда я показал ее М.А. Шолохову, он сказал: «Неплохо. Довольно-таки неплохо!».

В 1954–м была написана повесть «В дальнем лимане», в 1959-м Детгиз издал его книгу сказок «Доброе сердце дороже красоты». Затем были написаны повесть «Клуб отважных», книга рассказов «Компас» и еще одна повесть для детей – «Шхуна мальва».

Смелость и благородство героев этих произведений, романтическая одухотворенность повествования объясняют заслуженную популярность книг Петра Лебеденко среди юных читателей.

Сказки в книгах для детей Петра Васильевича Лебеденко — «Сказки Тихого Дона», «В дальнем лимане», «Доброе сердце дороже красоты» – как мостик, который объединяет их и ведет юного читателя от книжки к книжке.

О необыкновенно доброй девушке Груне и её злой сестрице Улите рассказывает нам сказка «Доброе сердце дороже красоты». Ушел казак на войну и почувствовал в себе силу богатырскую, а сила в нём – от сердца девушки Груни, от доброты ее. Решил казак найти девушку, да облик её забыл, одна надежда – отметинка от его поцелуя у неё на руке осталась. Злая Улита решила убить Груню и самой стать женой казака. Совсем было свершилось дело злое, да вмешалась старушка древняя. Оживила Груню, а Улиту наказала: превратила её в улитку-горбатку. Казак узнал девушку, обнял её и сказал: «Доброе сердце дороже красоты. Будешь женой моей верной, девица, буду я любить и жалеть тебя до самой смерти».

В дальнейшем в разных издательствах выходят и переиздаются его повести, романы, очерки:  романы и повести о летчиках — «Навстречу ветрам (1958) и «Четвертый разворот» (1971), романы о рабочих — «Дважды жить не дано» (1963) и «Льды уходят в океан» (1966, 1971), документальные повести «Особый рейс», «Повесть о разведчике», «Люди, как реки…» и др.

Книги очерков «Человек в пути», «Ровесники», «Раздумья о мужестве», «Сэр Джексон молчит».

В 1957 году писатель был принят в Союз писателей СССР.

Читатели принимают произведения Лебеденко тепло, заинтересованно. Литературная критика доброжелательно откликается на каждое новое произведение писателя.

В повести «Шхуна «Мальва» писатель рассказал о борьбе нашего народа с фашистскими оккупантами, об участии подростков, юношей и девушек в защите Родины, об опасных, смелых операциях партизанской шхуны «Мальва».

Романы Лебеденко интересны, прежде всего, исследованием характеров и судеб людей.

Герои его произведений — рабочий, летчик, человек, живущий интересами своей страны. Писатель проводит его через разные этапы истории своего народа: 30-е годы, Отечественную войну, послевоенный период, 50—60-е годы.

В 30-х годах начинается действие первого романа Лебеденко «Навстречу ветрам». Страна Советов в эти годы создавала свой воздушный флот и кадры для него, и Лебеденко показывает, как мечтали о небе, о полетах рабочие парни, как они шли в авиацию, как формировался их характер, а во второй части романа писатель рисует их вступившими в большую жизнь, опаленными войной.

В романе «Дважды жить не дано» П. Лебеденко изображает заводской коллектив, молодежную бригаду, обращается к проблемам морали.

В романе «Льды уходят в океан» в центре внимания также коллектив рабочих. Но место действия писатель перенес из южных городов на Крайний Север, в океанский порт. Неласковая северная природа, океан и тундра, изображены рукой зрелого мастера.

Для Лебеденко главное раскрыть в этих произведениях образ современника, человека, способного к созиданию, к трудовому подвигу, испытывающего чувство ответственности за происходящее в стране.

Проза 60-х годов часто отображала влияние дурных примеров, пошлости и преступных типов на молодежь. Лебеденко в романе «Льды уходят в океан» показывает, как и почему основная часть молодежи идет не за хапугами, не за циничными и развязными, а за трудолюбивыми, гордыми и честными, за лучшими людьми.

По роману «Льды уходят в океан» поставлен 2-серийный телевизионный фильм (студия Довженко).

 В 1972 году вышел в свет новый роман П. Лебеденко — «Четвертый разворот».

В нем писатель опять возвращается к своим молодым героям-летчикам. Главы, рассказывающие о суровых годах войны, сменяются главами о мирных днях нашей страны. Рассказ об отцах сменяется рассказом о сыновьях. Действие развивается на Крайнем Севере, на Украине, в Италии, но где бы ни был герой — он всегда остается человеком мужественным, не терпящим компромиссов, готовым отдать свою жизнь за Родину. Роман «Четвертый разворот» также экранизирован.

Шахтерам посвящены документальная повесть «Люди, как реки…» (1973) и роман «Черные листья» (1974).

В них писатель сказал о призвании и чести рабочего, о трудной и мужественно красивой профессии шахтера. Черные листья — символ долга и чести доблестного отряда рабочего класса — солнцерубов, рыцарей подземных горизонтов.

Главная заслуга П. В. Лебеденко — создание талантливых произведений о рабочем классе, а главная черта писателя — постоянный творческий поиск и неустанное стремление показать человека с большой буквы.

Мужественные люди, герои высокого нравственного долга, гуманисты и интернационалисты представлены в романе П. Лебеденко «Красный ветер» (1980). В основе сюжета этого произведения — борьба с фашизмом в Испании в 1936 году.

Трагедийная по характеру изображенных событий, книга оптимистична в своей главной идее. Эта идея выражена одним из главных героев произведения:

«Жизнь по самой сути бессмертна, значит, она сметет фашизм».

В романе много батальных сцен, особенно ярко показан драматизм воздушных боев.

Роман «Холодный туман», опубликованный в 1994 году – это книга о человеческой совести и порядочности.

«Вся горечь потерь, несчастий. Я думаю это можно назвать поэмой – это не о конкретных людях и событиях, но впечатление уже выкристаллизовавшегося человека о войне – как о горе народном, потому и «Холодный туман», – пояснила вдова Петра Лебеденко Маргарита Лагунова.

В 1974 году Лебеденко стал главой Ростовской областной писательской организации и находился на этой должности по 1986 год.

Петр Васильевич не один раз избирался членом правления Союза писателей РСФСР, членом ревизионной комиссии Союза писателей СССР.

За свою творческую деятельность он  был отмечен наградами, его труд был высоко оценен государством — Лебеденко был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».

Также Петр Лебеденко стал лауреатом премии Союза писателей СССР за роман «Льды уходят в океан» и премии Союза писателей РСФСР за повесть «Черные листья».

Умер писатель-фронтовик 11 февраля 2003 года, оставив после себя уникальное и самобытное наследие, к которому еще не раз будут обращаться его потомки.

На сайте МГУК РЦБС вы сможете найти подробный список произведений П. В. Лебеденко и литературу о жизни и творчестве донского писателя.

https://donlib.ru/memorable-dates/2006/3/20/lebedenko-petr-vasilevich/

https://donlib.ru/memorable-dates/2016/3/2/lebedenko-petr-vasilevich-1/

Дорогие друзья!

Романы и повести Лебеденко сразу покорили сердца многих читателей. Потому что писались они сердцем, которое одолевали сомнения и страхи. Пётр Васильевич признавался:  

«День за днем, месяц за месяцем. Вдохновение? Оно приходит. И тогда на едином дыхании пишутся целые главы. Но вдохновение – штука изменчивая… Вечный союзник – труд. Тяжкий, почти каторжный»

Давайте и мы с вами перечитаем Петра Лебеденко. Надеемся, что его произведения  не оставят нас равнодушными…

Спасибо за внимание! До  новых встреч!

При подготовке мероприятия использованы фото и материалы из открытых источников интернета.