Литературная эпитафия «Не можем мы исчезнуть без следа…»

Уважаемые читатели!

15 июля отмечается День памяти великого русского писателя, нашего всемирно известного земляка, Антона Павловича Чехова.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию литературную эпитафию «Не можем мы исчезнуть без следа…».

Давайте вспомним, как уходил из жизни великий литератор и как отреагировали на скоропостижную смерть его современники.

Великий русский писатель и драматург Антон Чехов прожил всего 44 года, но за это время он успел оставить колоссальное наследие не только России, но и всему миру. Его пьесы ставятся по всей планете по сей день. Мягкость, задушевность, простота, совершенное отсутствие лицемерия и ханжества в творчестве А.П. Чехова, пожалуй, наилучшим образом отразили черты русского национального характера. Каждый рассказ или пьеса писателя — это напоминание о чем-то очень дорогом и нужном, бесконечно близком, пусть даже и невозвратном.

Теория драматургии без Чехова сегодня была бы совершенно иной, и дело не только в ружье и краткости, которая, как известно, сестра таланта. Хотя сам принцип «чеховского ружья», согласно которому все несущественные элементы повествования должны быть удалены, а оставлены только необходимые, стал доминирующим не только в литературе, но и в кинематографе.

Чехов посвятил много своих рассказов отдельной личности, отодвигая на второй план буквально всех персонажей, кроме главного. В конце 80-х годов XIX века он начал все чаще использовать манеру беспристрастного повествования, специально не давая оценку ни событиям, ни действиям героев. И эти приемы до сих пор используются в искусстве. Сложно представить, как бы развивался театр и кинематограф без идей Чехова.

Замечательный писатель, он был еще и очень интересным человеком, прожил хотя и короткую, но насыщенную и не совсем обыкновенную жизнь.

Чехов – один из самых известных драматургов мира, его произведения переведены на 100 языков. За 26 лет творческой жизни писатель создал около 900 коротких юмористических рассказов, повестей и пьес. Многие из них, в их числе «Палата № 6», «Человек в футляре», пьесы «Иванов», «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры» стали классикой мировой литературы.

У Антона Павловича было 42 псевдонима, среди которых Гайка № 6, Гайка № 9, Прозаический поэт, Брат моего брата, Улисс и Шампанский.

Чехову было присвоено звание почетный академик Императорской Академии наук, но он отказался от него вместе с коллегой и другом В. Г. Короленко после распоряжения Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почетные академики.

Писатель умер 15 июля (2 июля по юлианскому календарю) 1904 года — ровно 116 лет назад. И словно понимая всю величину фигуры Чехова, судьба придала его смерти особый драматизм.

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» (А.Чехов, «Крыжовник»).

О своей жизни Чехов писал скупо, без охоты и достаточно официально. «У меня болезнь: автобиографофобия, — «признавался» он в 1899 году. — Читать про себя какие-либо подробности, а тем паче писать для печати – для меня это истинное мучение». Но множество записных книжек писателя, его писем, воспоминаний о нем современников и фотографий — материал более чем достаточный, чтобы открыть для себя Чехова.

Хорошо известно, что Чехов болел туберкулезным воспалением брюшины еще в студенческие годы, а очень рано — в 24 года — он и вовсе начал страдать кровотечением из правого легкого. Однако роковым для здоровья писателя стал 1890 год, когда он предпринял поездку на Сахалин. Путь до острова занял у него несколько месяцев. Многие исследователи утверждают, что во время поездки, которая началась в январе, ему пришлось проехать тысячи километров на лошадях в дурную погоду, в промокшей обуви и сырой одежде.

Потом сам Чехов, да и его близкие, связывали значительное ухудшение состояния здоровья именно с путешествием на Сахалин. На сам остров драматург прибыл уже летом, в июне, но первая половина пути в самые лютые месяцы не могла не сказаться.

Есть и другое предположение. Некоторые литературоведы убеждены, что причиной слабого здоровья Чехова были его слишком частые поездки из Москвы в Ялту и обратно, причем чаще всего — в самое неблагоприятное для здоровья время года.

Но не это главное. Важно, что последние десять лет своей жизни писатель был вынужден следить за своим здоровьем и часто выезжал на специальные курорты. Летом 1904 года Чехов отправился в Германию в Баденвайлер, где его настигла скоропостижная смерть.

«Было поистине изумительно то мужество, с которым болел и умер Чехов!», — сказал Бунин после его смерти.

Со своей болезнью Чехов жил долгие годы, казалось, что она то отпускала его, то, наоборот, подступала все ближе. Многие современники Чехова в своих воспоминаниях не раз подтвердят одну и ту же мысль: Антон Павлович никогда не говорил о своей болезни и не жаловался на здоровье, даже в самые тяжелые моменты делая вид, что все в порядке, и боясь расстраивать близких и друзей.

«Он даже и вида не подавал, что ему плохо. Боялся нас смутить… Я сам однажды видел мокроту, окрашенную кровью. Когда я спросил у него, что с ним, то он смутился, испугался своей оплошности, быстро смыл мокроту и сказал: Это так, пустяки. Не надо говорить Маше и матери», — вспоминал брат Чехова Михаил Павлович об эпизоде, случившемся за несколько лет до смерти Чехова.

А вот что писал Чехов Суворину: «Я на днях едва не упал, и мне минуту казалось, что я умираю. Быстро иду к террасе, на которой сидят гости, стараюсь улыбаться, не подать вида, что жизнь моя обрывается… Как-то неловко падать и умирать при чужих».

Левитан писал в письме Илье Репину так: «Сердце разрывается смотреть на Чехова — хворает тяжко, видно по всему — чахотка, но улыбается, не подает вида, что болен. Интересно, знает или не знает правду? Душа за него болит».

В статье, напечатанной в немецкой газете после смерти Чехова, его лечащий доктор Эрик Шверер писал: «Он переносил свою тяжелую болезнь, как герой. Со стоическим, изумительным спокойствием ожидал он смерти. И все успокаивал меня, просил не волноваться, не бегать к нему часто, был мил, деликатен и приветлив».

Когда летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию из-за резкого обострения болезни, справиться с болезнью ему не удалось.

В июне Антона Чехова посетил ведущий берлинский специалист по внутренним болезням профессор Эвальд. Обследовав больного, он только и сделал, что развел руками и молча покинул номер. «Нельзя забыть мягкой, снисходительной и растерянной улыбки Антона Павловича», — вспоминала впоследствии Ольга. Недоумение Эвальда было вполне понятно — в том, чтобы везти через всю Европу умирающего человека, смысла никакого не было.

Чеховы выехали в другой конец Германии, в Баденвейлер. Там они остановились в лучшей гостинице города — «Ремербад». Антону Павловичу как будто стало немного лучше. Однако через два дня супругов попросили из гостиницы съехать, так как Чехов своим кашлем нарушал покой других постояльцев. Переместившись в частный пансион «Фредерике», Антон писал доктору Куркину, что его теперь беспокоит лишь одышка и худоба и что он уже помышляет о том, «куда бы удрать от скуки».

Чехов проводил время в шезлонге и даже немного загорел на солнце. Евгению Яковлевну он заверил, что через неделю будет «совсем здоров». Находясь в Баденвейлере, Чехов писал маме и сестре: «Здоровье мое поправляется, входит в меня пудами, а не золотниками», «Здоровье с каждым днем все лучше и лучше»…

Меж тем силы оставляли его с каждым днем. Сестра Маша в письмах рассказывала Антону о том, как сильно беспокоит родню его состояние: «Ваня приехал один. Мы плакали, когда он рассказывал про твою болезнь и про то, что он не мог спать ночи — ему все представлялся твой болезненный образ».

Ольга Книппер исправно посылала Маше бюллетени о здоровье мужа и в письме намекала на возможность близкой развязки: «Умоляю тебя, Маша, не нервись, не плачь, опасного ничего нет, но очень тяжело. И ты, и я знаем, что ведь трудно было ждать полнейшего выздоровления. Отнесись не по-женски, а мужественно. Как только Антону будет полегче, я все сделаю, чтобы скорее ехать домой. Вчера он так задыхался, что и не знала, что делать, поскакала за доктором. Он говорит, что вследствие такого скверного состояния легких сердце работает вдвое, а сердце вообще у него не крепкое. Дал вдыхать кислород, принимать камфару, есть капли, все время лед на сердце. Ночью дремал сидя, я ему устроила гору из подушек, потом два раза впрыснула морфий, и он хорошо уснул лежа… Антону, конечно, не давай чувствовать в письме, что я тебе писала, умоляю тебя, это его будет мучить… По-моему, мамаше лучше не говори, что Антон не поправляется, или скажи мягко, не волнуй ее… Антон все мечтал о возвращении домой морем, но, конечно, это несбыточно… На днях ездила во Фрайбург, велел заказать себе светлый фланелевый костюм. Если бы я могла предвидеть или если бы Таубе намекнул, что может что-то с сердцем сделаться или что процесс не останавливается, я бы ни за что не решилась ехать за границу».

Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля по старому стилю. Ничего не предвещало трагедии, писатель весь день провел на свежем воздухе, мило общался с женой и улыбался.

В два часа ночи 2 (15) июля 1904 года Антон проснулся в бреду, несмотря на принятую дозу хлоралгидрата: ему привиделся тонущий моряк.

«Нужно было что-то делать, — рассказывала супруга Чехова. — Я положила ему на грудь лед, а он с грустной улыбкой сказал: «На пустое сердце льда не кладут…» Действительно, сердце писателя уже едва наполнялось кровью. Шверер, пришедший в два часа ночи, пульса почти не прощупал».

Врач сделал ему инъекцию камфары. Согласно врачебному этикету, находясь у смертного одра коллеги и видя, что на спасение нет никакой надежды, врач должен поднести ему шампанского. Доктор, проверив у Антона пульс, велел подать бутылку. Антон приподнялся на постели и громко произнес: «Ich sterbe». Выпив бокал до дна, он с улыбкой сказал: «Давно я не пил шампанского», повернулся на левый бок — как всегда он лежал рядом с Ольгой — и тихо уснул.

Его смерть оказалась неожиданностью не только для жены Ольги Книппер, но и для лечащего врача.

Доктор Швёрер, его жена и двое русских студентов старались, как могли, помогая Ольге. Из Баден-Бадена приехал русский консул, а из Берлина — невестка Эля и журналист Иоллос.

 Тело Чехова весь день оставалось в гостиничном номере. Смертные телеграммы были разосланы всем близким родственникам. Поначалу Ольга намеревалась похоронить Чехова в Германии, однако поток телеграмм из России с выражением отнюдь не соболезнования, но тревоги о судьбе чеховской могилы заставил ее переменить свое решение: «Когда и где будет похоронен Антон. Ответ оплачен. Суворин», «Хороните Антона Москве Новодевичий монастырь. Ваня и Маша на Кавказе, Миша при матери. Михаил Чехов».

Возвращение в Россию тела Чехова потребовало найма специалиста по перевозке трупов, заказа специальных вагонов, ходатайства русского посольства в Берлине о разрешении прицеплять вагон-рефрижератор с гробом к пассажирским поездам.

Ожидая, пока уладятся формальности, Ольга писала подробные письма матери. Затем она уехала в Берлин, куда должны были перевезти покойного мужа. На Потсдамском вокзале священник русского посольства отслужил на запасных путях скромную панихиду, а дипломаты тем временем продолжали вести переговоры о транспортировке гроба.

Всегда считалось, что причиной смерти писателя был туберкулез, однако в 2018 году ученые Куодрэмского института биологических наук исследовали химический состав проб, взятых с подписанных им рукописей, а также с рубашки с пятном крови, которая была на нем в момент смерти. В результате было установлено, что драматург умер от кровоизлияния в мозг.

Россию захлестнула волна воспоминаний об Антоне Чехове. В Ялту съезжались члены осиротевшего семейства Чеховых.

Берлинский поезд с прицепленным красным товарным вагоном, в котором находился гроб с покойным, прибыл в Петербург. Вдова писателя сопровождала его в вагоне первого класса. Единственным официальным лицом на траурной церемонии оказался издатель Чехова Суворин.

Василий Розанов внимательно наблюдал за его печальными хлопотами: «С палкой он как-то бегал (страшно быстро ходил), все браня нерасторопность дороги, неумелость подать вагон. <…> Смотря на лицо и слыша его обрывающиеся слова, я точно видел отца, к которому везли труп ребенка или труп обещающего юноши, безвременно умершего. Суворин никого и ничего не видел, ни на кого и ни на что не обращал внимания и только ждал, ждал… хотел, хотел… гроб!».

Выйдя из купе, где находилась Ольга, Суворин рухнул на колени. Ему подали стул, и он долго сидел на нем, оцепенев и ничего не видя вокруг. Он позаботился обо всем: о панихиде, о временном пристанище для Ольги и об отправке вагона-рефрижератора в Москву. На платформе священник с небольшим хором отслужили короткую литию.

Четырехтысячная траурная процессия начала свой долгий путь по Москве от Николаевского вокзала до кладбища Новодевичьего монастыря. Ольга шла, опираясь на руку Немировича-Данченко. Чеховская родня, прибыв из Ялты, присоединилась к шествию на полпути к последнему пристанищу Антона. Евгения Яковлевна, Маша, Ваня и Миша с трудом смогли пробиться к гробу сквозь несметную толпу — поначалу их не узнали охранявшие процессию студенты. К надгробию Чехова Николай Ежов возложил серебряный венок от Суворина.  

Погребён Чехов был за Успенской церковью на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца. На могиле был поставлен деревянный крест с иконкой и фонариком для лампадки. В годовщину смерти Чехова 15 июля 1908 года на могиле был открыт новый мраморный памятник, выполненный в стиле модерн по проекту художника Л.М. Браиловского. В 1933 году, после упразднения кладбища на территории Новодевичьего монастыря, по просьбе Ольги Книппер состоялось перезахоронение Чехова на кладбище за южной стеной монастыря. 16 ноября 1933 года в присутствии немногочисленных родственников и близких знакомых, могила была вскрыта и гроб на руках перенесён на новое место. Вскоре сюда были перенесены и оба надгробия — Антона Чехова и его отца. При этом захоронение Павла Чехова было оставлено на старом месте.

Могила А. П. Чехова на Новодевичьем кладбище

В день похорон Антона Павловича Чехова Александр Куприн записал в дневнике: «Среди моря венков и скорбных посвящений я разглядел надпись «На могилу такого писателя, как Ты, венок должен возложить каждый читатель». Я подошел к матери Чехова и без слов поцеловал ее руку. Она сказала усталым, слабым голосом: «Вот горе-то у нас какое… Нет Антоши»».

Смерть Чехова стала большим ударом для всего русского литературного сообщества. Многие его современники были буквально разбиты от горя.

«И вот теперь, когда его нет, особенно мучительно чувствуешь, как драгоценно было каждое его слово, улыбка, движение, взгляд, в которых светилась его прекрасная, избранная, аристократическая душа», — написал Александр Куприн.

«Чехов – один из самых читаемых авторов современности…  достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще», – так писал Л.Н. Толстой. Он очень высоко оценивал литературный талант писателя: «ЧЕХОВА, как художника, нельзя даже и сравнить с прежними русскими писателями – с Тургеневым, с Достоевским или со мною. У Чехова своя собственная форма… И вот ещё наивернейший признак, что ЧЕХОВ – истинный художник: его можно перечитывать несколько раз…» признавал: «Чехов – это Пушкин в прозе».

М. Пришвин отмечал одну из важнейших особенностей чеховского литературного таланта:  «Читая Чехова, становится стыдно позировать. Чехов своим искусством давал нам образцы поведения, он был в числе десяти, двадцати писателей, давших нам русскую литературу на поведение».

Вряд ли был на свете другой писатель, который тратил столько усилий на то, чтобы всегда оставаться незаметным в толпе. Он ни разу не выступал на эстраде или даже в тесном кругу с чтением своих произведений; в театре, на премьере своих пьес, садился в самые последние ряды, и, глядя на него, никто бы не поверил, что это автор пьесы. А когда он пожертвовал одной из библиотек тысячи своих книг, то, прежде всего, попросил: “Никому не говорите об этом!”.

Верно подметил Иван Бунин: “В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости”.

Пожалуй, самую проникновенную эпитафию сочинил Максим Горький: «Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость, искусством, которое доступно только человеку высоких требований к жизни, которое создается лишь горячим желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными. Пошлость всегда находила в нем жестокого и строгого судью. <…> Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: — Скверно вы живете, господа!».

Творчество А. П. Чехова многогранно, писатель постоянно напоминает нам, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».  Давайте помнить об этом.

А скорее всего, надо взять томик его произведений. И открыть для себя Чехова заново, потому что всякий раз мы видим в нем то, что готовы увидеть.

Память о великом русском писателе хранит немецкий Баденвейлер

Антон Павлович Чехов писал: «Я хотел бы быть свободным художником – и только». Но ему не удалось достичь этого ни при жизни, ни после – убеждены создатели документального фильма «Доктор Чехов.  Рецепт бессмертия. Чехов XXI века»  (Россия, 2010). Ольга Радвилович и Александр Авилов. Каждое поколение читателей, литераторов, критиков, драматургов заново открывает Чехова, представители самых разных школ и направлений в искусстве видят в нем своего.

Каким на самом деле был Антон Чехов, образ которого до сих пор неуловим и в портретах, и на фотографиях, и в биографии? В письме к своему издателю Алексею Суворину Антон Павлович жаловался: «Никто не хочет видеть в нас обыкновенных людей». Идя навстречу стремлению современных читателей и интерпретаторов Чехова – заглянуть за маску, скрывающую лицо, – создатели фильма собрали мнения разных людей, которые пытаются увидеть за Чеховым-писателем, закрытым и ироничным, Чехова-человека.

В фильме использованы уникальные кадры хроники 1945 года – съемка жены писателя Ольги Книппер-Чеховой и его сестры Марии Чеховой. Принимают участие также литературоведы Владимир Катаев и Дмитрий Евсеев, историк театра Александр Чепуров.

ЛУЧШИЕ АФОРИЗМЫ А. П. ЧЕХОВА

  • «Краткость – сестра таланта»  (из письма брату Александру Павловичу Чехову 11 апреля 1889 г.)
  • «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (Из пьесы «Дядя Ваня»)
  • «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни. (Воспоминания Арс. Г. (И.Я. Гурлянд), «Театр и искусство», 1904.)
  • «В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам». (Пьеса «Иванов»)
  • «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы». (Из письма брату Николаю Антоновичу Чехову, 1886)
  • «Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны». (Рассказ «Огни»)
  • «Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». (рассказ «Скучная история»)
  • «Грязная муха может испачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело». (Из записных книжек)
  • «Дела управляются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель». (Из записных книжек)
  • «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой». (Из записных книжек))
  • «Если боитесь одиночества, то не женитесь». (Из записных книжек)
  • «Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее». (Из записных книжек)
  • «Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купит себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша». (из письма брату Александру Павловичу Чехову, 1898)
  • «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье». (Рассказ «Крыжовник»)
  • «Искусство писать – это искусство сокращать». (Из записных книжек)
  • «Критиканы – это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но, испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой». (Из записных книжек)
  • «Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей… но в искусстве обмануть нельзя». (Из записных книжек)
  • «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения». (Из записных книжек)
  • «Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-либо». (Из записных книжек)
  • «Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя». (Из записных книжек)
  • «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро». (Рассказ «Крыжовник»)
  • «Ни одна специальность не приносит порой столько моральных переживаний, как врачебная». (Из записных книжек)
  • «Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления как праздника». (Из записных книжек)
  • «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти попить, то ли повеситься. (Неопубликованный рассказ Чехова «Подарок»).
  • «Умный любит учиться, а дурак – учить». (Из записных книжек)
  • «Нужно по капле выдавливать из себя раба». (Из письма к издателю и журналисту А. Ф. Суворину, 1889 г.)
  • «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». (Из записных книжек)
  • «Встав из-за стола голодным – вы наелись; если вы встаете наевшись – вы переели; если встаете переевши – вы отравились». (Из записных книжек)
  • «А бывают минуты, за которые можно отдать месяцы и годы». (Из записных книжек)
  • «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, как это сделает кто-нибудь другой». (Рассказ «Дом с мезонином»)
  • «Нет того Квазимодо, который не был бы глубоко убежден, что парой ему может быть только красивая женщина». (Рассказ «О женщинах»)
  • «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (Из записных книжек)
  • «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить». (Повесть «Степь»)

7 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ О ЧЕХОВЕ

1. Высок ростом 

Общепринятое представление о Чехове как о невысоком, болезненном человеке, в корне неверно. Юрий Яковлев, рост которого 187 сантиметров, играл Чехова в театре и ему представилась возможность примерить пиджак Антона Павловича. Актер был удивлен, что пиджак ему впору. Рост Чехова был 2 аршина и 9 вершков, что соответствует 182-м сантиметрам.

2. Кумиры Чехова 

Из всех современников-литераторов выше всех Чехов ставил Льва Толстого. Относился к нему с огромным уважением. Говорил про него: «Это, по нынешним временам, не человек, а человечище, Юпитер!». Толстой серьезно повлиял на мировоззрение писателя, но в плане литературного мастерства Чехов равнялся на Лермонтова, не раз говорил, что именно у Лермонтова он учился писать. Иван Бунин вспоминал, как Чехов отзывался о «Тамани»: «Не могу понять, как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь, да ещё водевиль хороший, тогда бы и умереть можно!» 

3. Чехов и Чайковский 

Ещё одним человеком, которого очень высоко ценил Чехов, был Петр Ильич Чайковский. У его крыльца, по уверению Чехова, он мог стоять целые ночи почетным караулом. Чехов с Чайковским даже хотели совместно писать оперу по лермонтовской «Бэле«. К сожалению, замыслу не суждено было сбыться. Этому помешал скорый отъезд Чехова на Сахалин, а позже — скоропостижно скончался Чайковский.

4. Чехов и Левитан 

Одним из ближайших друзей Чехова был художник Исаак Левитан. В одно время они оба были увлечены московской актрисой Софьей Кувшинниковой. Левитан даже имел с этой актрисой длительный роман. Обычно проявляющий деликатность, на этот раз Чехов в 1892 году написал рассказ «Попрыгунья». В его главной героине многие сразу же узнали Кувшинникову, а в её возлюбленном — Левитана. Художник страшно обиделся на Чехова и даже хотел вызвать на дуэль. Чехов мог повторить судьбу своего кумира Михаила Лермонтова. 

5. «Антоновки» 

Популярность Чехова имела свои минусы. По воспоминаниям современников, за писателем постоянно и неотступно следовала целая армия его горячих поклонниц. Особенно ситуация с ними обострилась в 1898 году, когда Чехов был вынужден перебраться в Ялту. Поклонницы восторженно бегали за  писателем по набережным Ялты, изучали походку, старались привлечь к себе его внимание. Про этих поклонниц, которых окрестили «антоновками», даже писала местная пресса. 

6. Псевдонимы 

Общеизвестно, что Чехов подписывал свои ранние произведения «Антоша Чехонте», но не все знают, что у писателя было больше пятидесяти различных псевдонимов. Среди них такие псевдонимы как Человек без селезенки, Шампанский, Крапива, Лаэрт, Гайка № 6, Гайка №9, Шиллер Шекспирович Гете, Юный старец, Брат моего брата и другие. Парадоксально, что несмотря на огромное количество псевдонимов, в историю литературы Чехов вошел под своей настоящей фамилией, которая, к слову, происходила от нецерковного имени Чох или Чих. Чох — то же, что чихание. Так называли детей, чтобы уберечь их от чихания и других болезней. 

7. Чехов и домашние питомцы 

Чехов был неравнодушен к домашним животным. У него было две таксы, которых писатель назвал необычными для собак именами Бром Исаич и Хина Марковна. Столь необычный выбор имен связан с популярностью одноименных лекарств во времена Чехова. Также писатель привез из своего путешествия на Цейлон мангуста, «симпатичную и самостоятельную зверушку, перед которой пасуют даже мои таксы» — так Чехов отзывался о питомце в одном из писем Н. А. Лейкину.

 Источник: https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2015/01/blog-post_21.html

Мы подготовили для вас видео-презентацию по чеховским местам Таганрога  «Город, о Чехове память хранящий»  и виртуальную книжную выставку «Время читать Чехова», с которыми вы можете познакомиться, перейдя по ссылкам в наше сообщество ВКонтакте: https://vk.com/pravoinf?w=wall-64255009_31226%2Fall , https://vk.com/pravoinf?w=wall-64255009_31227%2Fall

Читайте Чехова! Любите Чехова! Гордитесь Чеховым!

Спасибо за внимание! До новых встреч!