Литературно — краеведческий час «Постигая наследие Шолохова»

«Достаточно одного только «Тихого Дона»,
чтобы Шолохов вполне заслужил
присужденную ему награду»
А. Эстерлинг, член шведской Академии

Уважаемые читатели!

Биография Шолохова полна невероятных событий – радостных и горестных, которые настолько тесно переплелись между собой, что неизвестно, чего в его жизни было больше, светлых моментов или
разочарований.

Его признали великим писателем еще при жизни, он единственный из 5 русских литераторов стал Нобелевским лауреатом, будучи гражданином СССР. Дважды удостаивался звания Герой Соцтруда.

Детство
Родился Михаил Шолохов 24 мая 1905 года на хуторе Кружилинском в станице Вешенской. Отца звали Александр Шолохов, мать – Анастасия Кузнецова (Черникова). Александр был наемным работником, постоянного дохода не имел, поэтому семье приходилось часто переезжать.

Мать Михаила – Анастасия Даниловна была сиротой. Родилась в семье казачки и крепостного крестьянина. В двенадцатилетнем возрасте она поступила на службу к помещице Поповой, которая по- своему распорядилась ее судьбой – насильно выдала замуж за сынка атамана Кузнецова. Этот брак был несчастливым, она была абсолютно равнодушна к мужу. После рождения мертвой дочери решилась круто изменить свою судьбу и ушла к любимому мужчине – Александру Шолохову, с которым жила без росписи.

Анастасия не была обучена грамоте, но природный ум и находчивость помогли ей овладеть наукой. Она решила обучиться письму и грамоте после поступления сына на учебу в гимназию. Ей хотелось самой писать письма единственному ребенку, не привлекая к этому процессу мужа. Михаил родился в 1905 году, когда его родители еще не находились в официальном браке, поэтому долго носил прозвище «нахаленок», и был объектом издевательств для других казачьих детей. В это время его мать официально была женой Кузнецова, поэтому Мишу тоже записали под этой фамилией. Так как он по документам был сыном казака, ему выделили земельный участок наравне со всеми. В 1912-м Кузнецов умер, и только после этого Анастасия и Александр Шолохов смогли расписаться, а Мишу пришлось усыновлять. Теперь он имел фамилию Шолохов и был сыном мещанина.

В год революции отец будущего писателя получил должность управляющего паровой мельницей станицы Еланской под Ростовом. В 1920-м семья Шолоховых снова меняет место жительства и оказывается в станице Каргинской. Спустя пять лет, в 1925-м умирает отец Михаила Шолохова – Александр Михайлович.
Михаил Шолохов остался равнодушным к идеям Октябрьской революции. Он в ней не участвовал и не выказывал симпатии ни красным, ни белым. Просто принял победу большевиков, как должное. В 1930-м он стал членом партии.

Электронная презентация «Наш Шолохов» на канале ПЦПИ

Личная жизнь

Свою личную жизнь Михаил Шолохов устроил в 1924-м, когда повел под венец Марию Громославскую. Он любил ее сестру Лидию, но по настоянию отца девушки – станичного атамана, вынужден был сочетаться браком со старшей дочерью. Спустя два года в семье родилась дочь Светлана, в 1930 году сын Александр. В 1935 году супруги стали родителями сына Михаила, а через три года семья пополнилась еще одним членом – дочерью Марией. Александр учился в Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, успешно защитил кандидатскую диссертацию, умер в 1990 году. Мария окончила филфак МГУ, работала в издательстве «Современник».

Поначалу Юному Михаилу понравилась младшая сестра Маруси – Лидия. С ней он дружил, считал своей невестой. Но позже увлекся Марией. Впрочем, ходили упорные слухи среди старожилов о том, что отец семейства, атаман Громославский, настоял на том, чтобы первой вышла замуж старшая дочь, как принято у казаков. Он разговаривал с будущим писателем без посторонних. После разговора же объявил, что женит старшую дочь.

11 января 1924 года Михаил Шолохов и Мария Громославская венчались в Покровской церкви станицы Букановской. Зарегистрировались они и в Подтёлковском ЗАГСе в станице Кумылженская. Свадьбу сыграли скромную, а вот венчание уже провели по всем правилам.
По воспоминаниям младшей дочери писателя, Марии Шолоховой, родители всегда жили душа в душу. Мария Петровна, несмотря на твердый характер, голос не повышала никогда и ни на кого. Она давала детям полную свободу, но следила за ними очень внимательно.

Михаил Александрович работал обычно по вечерам, когда в доме все уже затихали. Тогда ничто не мешало плавному течению мыслей, и строчки ровно ложились на бумагу. Супруга неизменно была с ним рядом. Она сопровождала его везде и всегда. Даже на охоту и рыбалку ходила вместе с мужем, и это доставляло ей невообразимое удовольствие.

Войну Михаил Шолохов прошел в качестве военного корреспондента. Был награжден орденом Отечественной войны I степени, многочисленными медалями. Он отличался честностью, мужеством и непокорностью, так же, как и герои его произведений. Он не боялся спорить с руководством страны, он разговаривал со Сталиным на равных, в то время, когда другие творческие люди даже не решались поднять на него глаза.

Перед самой своей смертью писатель вернулся на родину – в станицу Вешенскую. Он почти не писал, примерно с 60-х перестал печататься. Его любимыми занятиями были охота и рыбалка, лучшим отдыхом стали прогулки по свежему воздуху. Известный писатель, лауреат Сталинской и Ленинской премий, не отказывал в помощи никому. Он не жалел денег на добрые дела, за счет Нобелевской премии была построена школа.

95 лет назад в журнале «Октябрь» была опубликована первая часть романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Роман «Тихий Дон» считается самой значительной работой Михаила Александровича Шолохова.

Интервью Михаил Шолохов:

Творческая биография М. А. Шолохова

Михаил Шолохов был свидетелем трагических событий Гражданской войны на Дону. Он воочию наблюдал, как накатывались на Вешенскую то красные, то белые войска. Он видел, как встречали колокольным звоном казачьего генерала Секретева, видел обстрел красными Вешенской, конвоирование казаками пленных красноармейцев, прилет аэропланов из Новочеркасска, был свидетелем Вешенского восстания. Все эти события отложились в памяти будущего писателя и преображенными его талантом вошли в дальнейшем в «Тихий Дон».

Шолохов ставит в это время любительские пьесы собственного сочинения, работает в Каргинском исполкоме на должности журналиста, а осенью 1922 г. перебирается в Москву, где посещает литературные вечера и семинары группы «Молодая гвардия». В 1924 г. после первых литературных неудач он возвращается на Дон, женится на дочери бывшего станичного атамана Марии Громославской и пишет «Донские рассказы», принесшие ему успех. «Рассказы» печатают ведущие журналы, издаются они и отдельной книгой, которую высоко оценил А. С. Серафимович. Успех сопровождает и второй сборник писателя – «Лазоревая степь».

В 1925 г. Шолохов начал работу над «Тихим Доном». Первые две книги романа были подвергнуты оглушительной критике неистовых ревнителей «классовой чистоты» литературы: писателя обвиняли в идеализации патриархальной деревни, в отходе от классовой непримиримости к казачеству, значительная часть которого не поддержала большевистскую революцию. Третья книга была задержана в печати, что породило версию о плагиате, которая преследовала писателя не только до конца жизни, но и после смерти. В 1931 г. при активной помощи М. Горького и в его доме произошла встреча молодого писателя со Сталиным, которая решила судьбу романа и самого Шолохова. Итоговая резолюция: «Изображение хода событий в третьей книге “Тихого Дона” работает на пас, на революцию. Сталин».

Творческая биография Михаила Шолохова началась в 1923-м, когда он впервые напечатал свои фельетоны в «Юношеской правде». Свои сатирические рассказы под названием «Три», «Испытание», «Ревизор», он подписал Мих.Шолох. Потом он написал рассказ «Зверь», в котором главным героем был комиссар продразверстки Бодягин. Он возвращается домой и узнает, что отца признали врагом народа. В 1924-м это произведение должно было попасть на страницы альманаха «Молодогвардеец», но редакция приняла решение отказать писателю в его издании.
Шолохов после этого заключил договор о сотрудничестве с изданием «Молодой ленинец». Его произведения печатали и другие комсомольские газеты. Потом эти разрозненные рассказы и повести вошли в книгу «Лазоревая степь» и цикл «Донские рассказы». Однако мировая слава пришла к писателю немного позже, когда он написал свой знаменитый роман-четырехтомник «Тихий Дон».

Критики уже давно поставили это произведение Шолохова в один ряд с романом Толстого «Война и мир». «Тихий Дон» стал классикой русского романа 20-го века, его включили в школьную и вузовскую программу, на нем выросло не одно поколение школьников и студентов.
Однако мало кому известно, что именно из-за этой книги Михаила обвинили в плагиате. В литературных кругах до сих пор продолжают спорить о том, кому на самом деле принадлежит авторство этого нашумевшего романа. Первые 2 тома вышли в журнале «Октябрь» в 1928 году, и вызвали дискуссию литературоведов по поводу авторства Шолохова.

Работа над романом совмещалась у Шолохова с интересом к современной жизни земляков, к происходящей на Дону коллективизации, воспринятой им как осуществление вековой мечты народа об общинной жизни. В 1932 г. в печати начинают появляться главы романа «С потом и кровью». Издатели переименовывают его в «Поднятую целину» в соответствии с цитатой из сталинской речи. Сам Шолохов по поводу этой смены писал: «Ну что за ужасное название! Ажник самого иногда мутит. Досадно». В многочисленных интервью писатель обещал скорейшее появление продолжения, однако его не последовало.

В Великую Отечественную войну писатель работал военным корреспондентом «Правды». Из его многочисленных статей и репортажей наибольшую известность получил рассказ «Наука ненависти». В 1943–1944 гг. в «Правде» и «Красной звезде» начали печататься главы романа «Они сражались за Родину». Трагические события предвоенных лет и контузия после авиакатастрофы в войну не прошли бесследно: Шолохов надолго замолчал. Лишь в 1956 г. появился рассказ «Судьба человека», а в 1959–1960 – вторая книга «Поднятой целины».

К концу жизни Шолохов, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, увенчанный высшей мировой литературной наградой – Нобелевской премией, все чаще оказывается в трагическом разладе между искренними убеждениями в правоте партийной линии и реальностью. Писателю всю жизнь приходилось искать пути, как, не изменяя своим принципам, сохраняться в советской литературе. Справедливые требования связи литературы с жизнью, с которыми он выступал на Втором съезде писателей СССР и XX съезде КПСС, соединялись у него с ёрничеством и несправедливыми нападками на собратьев по перу. Продолжая в художественных книгах гуманистические традиции Л. Н. Толстого, он мог в своих публицистических выступлениях занимать крайне противоречивые позиции: смело высказываться за публикацию неблизкого ему романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» и защищать судебные процессы над инакомыслящими. Его подпись стоит как под многими чрезвычайно полезными документами в защиту уничтожаемой природы, так и под различными антидемократическими обращениями в ЦК КПСС, стиль которых далек от того яркого русского языка, каким написаны его собственные произведения. Трагедия большого художника завершилась тем, что после возвращения из ЦК КПСС без каких-либо оценок текста романа «Они сражались за Родину» Шолохов убедил себя в том, что партии не нужна его книга о войне и предвоенных годах, и, по утверждению родственников, сжег рукопись.

Художественный мир М. А. Шолохова

Художественный мир писателя можно рассматривать в двух аспектах: идейном и собственно художественном. К первому относятся две основные черты творчества Шолохова.

Во-первых, это интерес к судьбе народа на решающих этапах истории. «Тихий Дон» разворачивает перед читателем монументальные картины Первой мировой и Гражданской войн, времени критического, страшного. С эпохой братоубийственной гражданской связаны и «Донские рассказы», с периодом «великого перелома», а вернее, надлома или разлома русской деревни – роман «Поднятая целина».

Здесь за внешней революционностью спрятаны народная правда и философские обобщения (недаром авторское название романа – «С потом и кровью» – является цитатой из «Фауста» И. В. Гете, из той сцены, где мартышка пытается склеить «потом и кровью, как все царства на земле склеены», развалившуюся корону Мефистофеля). В рассказе «Судьба человека» уже само название говорит о неком роковом единстве народа, в данном случае во время Великой Отечественной войны. XX столетие Шолохов воспринимает как наиболее трагическое в истории человечества. Литературоведами подсчитано, что из 20 рассказов, включенных писателем в донской цикл, в десяти герой погибает, в пяти подвергается пыткам или ранен, в четырех – должен убить близких. Убийства, вызванные жестокостью революционного времени и жестокостью войны (это и многочисленные сцены из «Тихого Дона», и убийство предателя Крыжнева в «Судьбе человека»), лежат и на совести народа, и на совести эпохи.

Во-вторых, изображение национального характера в разных типах. Эта черта связана и с собственно художественным аспектом творчества писателя. Здесь нужно выделить мужские и женские характеры. Наверное, самый значительный, самый противоречивый и многоплановый шолоховский герой – Григорий Мелехов, одно из воплощений русского человека, который колеблется, не решается выбрать меж двух зол и оказывается, словно витязь, на распутье. Это по-своему архетипический образ. К нему же применима идея пути, нравственного поиска, приведшего героя к соборности, всеединству жизни в семье, в природе, в миру и мире. Герой рассказа, Андрей Соколов, может рассматриваться с двух позиций: как типичный представитель русского народа, его обобщенное воплощение, и как личность, человеческая единица, попавшая в жестокий водоворот истории, тем не менее нашедшая в себе силы сопротивляться, не падать духом, продолжать жизнь. При этом очень важно, что образ Соколова не имеет ничего общего с официозным, насквозь политизированным образом советского воина-победителя, богатыря советских былин. Мало того, он и беспартийный, и прошедший через фашистский плен, т.е. по официальной терминологии тех лет – предатель.

Совершенно иначе, почти эзоповым языком строится система образов в «Поднятой целине». Современники, намеренно введенные в заблуждение писателем кажущейся прямолинейностью, считали, что этот роман о торжестве социальных преобразований советской власти, о том, как пролетарий, объединенный с колхозником, учит жизни отсталого мужика. В первой части романа это похоже на правду. Главные герои-коммунисты: ленинградский рабочий Семен Давыдов, секретарь партийной ячейки, крайне левый и беспощадный к врагам революции Макар Нагульнов, почти идеальный герой, самозабвенно работающий на советскую власть, председатель сельсовета Андрей Разметнов – все они представлены героями однозначно положительными и все действительно учат мужика. Середняк Кондрат Май- данников оказывается хорошим учеником, положительным крестьянином, вступившим в колхоз. Другие мужики тоже учатся у прогрессивных руководителей.

Во второй части романа все меняется. Коммунисты остаются главными и положительными персонажами, однако Майданников уходит на задний план, зато вместе с Ипполитом Шалым на передний план выступают такие же крепкие середняки Иван Аржанов и Устин Рыкалин, и теперь уже они учат коммунистов. Особое место в обеих частях занимает образ деда Щукаря, восходящий к русскому архетипу юродивого. В нем трагедия народа переосмысливается через юмор, шутку, замаскированную под бессмыслицу мудрость. Тем самым народ оказывается выше приставленных к нему партийцев, потому что несет в себе общечеловеческую, а не узкоклассовую правду. Писатель умело переводит в общечеловеческий план и социальные мотивы. Пример тому – убийство матери ярым врагом советской власти Островновым. Герой оказывается преступником не только по советским, но и по всеобщим законам, ему нет оправдания. Таким образом, еще одну особенность шолоховского творчества составляет перевод социального в общечеловеческое.

К чисто художественному аспекту можно отнести использование народной поэтики, традиции. Достаточно вспомнить эпиграфы к «Тихому Дону» – старинные казачьи песни, в контексте которых следует рассматривать образность романа в целом. К традиционной черте творчества писателя следует отнести и народное понимание природы как параллели человеческому миру, с одной стороны, и как части мира в целом, в том числе слитого с ней мира человеческого, – с другой. Тем самым природа берет на себя философскую функцию, ранее несвойственную ей в традиции русской литературы.

В творчестве Шолохова прослеживается и литературная традиция, в первую очередь традиция Льва Толстого. Это, во-первых, эпичность; во-вторых, «мысль народная», связанная с пониманием истории как роевой жизни, а не произвола отдельных личностей; в-третьих, такое же пристальное внимание к образам носителей народной мудрости; в-четвертых, вполне определенная антивоенная направленность. Как и Л. Н. Толстой, Шолохов вскрывает противоестественную, нечеловеческую сущность войны.

Одной из наиболее ярких художественных особенностей творчества Шолохова является его язык, характерными чертами которого выступают интонационное богатство, насыщенная образность, близость к орнаментальной прозе, использование диалектизмов и образцов народной речи в пословицах, поговорках, вставленных в текст песен, даже молитв, в которых христианская вера усвоена по- народному, почти язычески.

А. С. Серафимович, характеризуя первые произведения М. А. Шолохова, писал: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чем рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие».

Нобелевская премия
С получением Нобелевской премии тоже было не все так гладко. Первый раз Шолохова выдвинули на соискание звания лауреата в 1958-м, тогда как имя Бориса Пастернака уже седьмой раз появлялось в этом списке. Литераторы Союза писателей СССР как раз были с визитом в Швеции, и узнали, что Шолохов тоже номинируется на эту премию. Тогда все склонялись к тому, чтобы присвоить почетную награду Борису Пастернаку, и правительство СССР вынуждено было отправить телеграмму послу Швеции, в которой в иносказательной форме было рекомендовано наградить ею  Шолохова.

Звездный час Шолохова наступил в 1965-м, когда он стал Нобелевским лауреатом. На церемонии вручения он должен был поклониться королю Швеции, но Михаил Александрович стоял ровно, всем своим видом давая понять, что казаки ни перед кем не склоняют голову.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонов, Аркадий Федорович. Я вернусь с победой, мама: Повесть о герое пионере [Э. Жмайлове: Для детей] / Аркадий Агафонов; [Худож. В.В. Вторенко]. — 1981(Серия «Жизнь — подвиг»)
  2. Богданов, Николай Владимирович. Когда я был вожатым / Николай Богданов. – 1989. — (Библиотека пионера)
  3. Гордин, Илья Григорьевич. Этапы пионерского пути: Кн. для клас. руководителей и пионер. вожатых. — 1982
  4. Зебзеева, Альмира Георгиевна. Азбука пионерской жизни: Октябренку, вступающему в пионеры / А. Зебзеева; [Худож. А. Финогенов]. — 1980
  5. Розенберг, Арон Яковлевич. Пионерская организация, общественность, семья: [Учебное пособие по спецкурсу для педагогических вузов]. — 1982
  6. Рычаловская Л. Ф., Сашина высота: докум. рассказ о пионерах-героях Дона : [сборник / сост. и авт. предисл. Л. Рычаловская]. — 1989
  7. Салют, пионерия!: Рассказы о пионерах — Героях Советского Союза: [Для младшего школьного возраста] / Рис. В. Юдина. — 1985
  8. Сеславинский, Михаил Вадимович. Частное пионерское: рассказы о детстве / Михаил Сеславинский; худож. Ирина Дмитренко. — 2008(Школьная библиотека)
  9. Сулемов В.А., История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2108 «История и педагогика» / В.А. Сулемов, Л.Н. Кононенко, Д.И. Полякова, В.В. Лебединский]; Под ред. В.А. Сулемова. — 1983

Викторина «Перечитывая Шолохова»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Ответственный: Олейник Н. А.