Литературно-музыкальная гостиная «А знаешь, все еще будет!..»

Уважаемые читатели!

Сегодня мы будем говорить о женщине с обычной судьбой, но наделённой даром Высокой Поэзии. О женщине, которую можно смело ставить в один ряд с Мариной Цветаевой и Анной Ахматовой, потому что ее стихи, как и их, будут всегда. И ещё потому, что почти каждое стихотворение этой женщины мгновенно западает в сердце и остаётся там. 

Сборники стихов этой поэтессы нельзя было найти в библиотеке или купить в книжном магазине.  Зато ее произведениями пестрели листки девчоночьих дневников, записанные от руки, они западали в сердце, бередили душу и оставались там навечно.

Ее стихи при поступлении в театральное училище читала каждая вторая абитуриентка. С исполнения песен на ее стихи началась слава Аллы Пугачёвой как глубокой драматической певицы.

Имя поэтессы – Вероника Тушнова, написавшая бессмертные строки «Не отрекаются любя…».

27 марта исполняется 110 лет со дня ее  рождения. 

«Поэзия — не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились…»  — так определяла Вероника Тушнова суть поэтического творчества.

 Сегодня мы приглашаем вас посетить  литературно-музыкальную  гостиную «А знаешь, все еще будет!..».  

Легко и неслышно писала она свои строки, словно первый весенний ветерок робко целует теплыми губами вечную мерзлоту зимы и жизни. И пробивает брешь:

А знаешь, все еще будет!

Южный ветер еще подует,

и весну еще наколдует,

и память перелистает,

и встретиться нас заставит,

и еще меня на рассвете

губы твои разбудят…

Эти светлые строки принадлежат перу поэта, которого жизнь, как могла, испытывала на прочность. Гнула, ломала об колено, но «ни стона из ее груди», а лишь – благодарность и безответная, безоглядная – любовь.

Она была ослепительно хороша. Ее красоту  сравнивают с  трагической красотой французских актрис Роми Шнайдер и Симоны Синьоре.

Невысокого роста, но прекрасного телосложения. Тяжелые, густые, черные волосы, выпуклый высокий лоб, под мягко наплывающими веками – большие, печальные темно-карие глаза…

 «Она была очень красивая женщина. Невысокая, с карими до черноты глазами, волосами цвета воронова крыла. Никогда не изменяло ей чувство товарищества. В ней была какая-то «домашность», всегдашний разговор «на равных» … В ней как — то удивительно сочетались внешняя и душевная красота, поэзия строк и поэзия человеческого поведения…» (из воспоминаний Марка Соболя)

Вероника Тушнова была, может быть, самой красивой женщиной русской поэзии XX века, самой красивой и самой несчастной.

Юлия Друнина писала о ней: «…была красивой — не была счастливой…». Это не совсем так. Вероника умела быть самой счастливой в любви и писала только о любви.

 «Не знаю, была ли она счастлива в жизни хотя бы час», — сказала, вспоминая о Тушновой, её близкая подруга Надежда Ивановна Катаева-Лыткина. И она же: «О Веронике нужно писать с позиции её сияющего света любви ко всему. Она из всего делала счастье…».

Казалось бы, взаимно исключающие, как минимум, противоречивые высказывания. Но в этом вся Вероника Тушнова, которую Бог наградил удивительным талантом — беспредельно любить жизнь во всех её проявлениях и уметь радоваться «малой малости».

Поэзия Вероники Тушновой https://www.youtube.com/watch?v=njpBJOhHxSQ

«Сердце, раскрытое счастью и печали…»

Вероника Михайловна Тушнова родилась 27 марта 1915 года в Казани в семье профессора медицины Казанского Университета Михаила Тушнова и его жены, Александры, урожденной Постниковой, выпускницы Высших женских Бестужевских курсов в Москве. На  надгробном памятнике Вероники Тушновой значится совсем другая дата – 1915 год. Такова была последняя воля самой поэтессы, которую исполнили в точности.

Дом на Большой Казанской улице, ныне Большой Красной, в котором жили тогда Тушновы, располагался на взгорье. Вверху над всем пейзажем господствовал Кремль. Здесь башня Сююмбеки соседствовала с куполами церквей. Внизу, под горой, протекала река Казанка, а вблизи устья Казанки и за ней раскинулись пригороды-слободы. Вероника любила бывать в Адмиралтейской слободе, в доме деда Павла Хрисанфовича – потомственного волжанина. В живых его Вероника не застала, но судьба деда-капитана занимала воображение девочки.

Отец Вероники, Михаил Павлович, рано лишился родителей, рано встал на самостоятельный путь. Он окончил Казанский ветеринарный институт, один из старейших институтов России. Прошел нелегкую службу военного врача на Дальнем Востоке… Вернувшись в Казань, Михаил Павлович начал работать в Ветеринарном институте, через несколько лет защитил докторскую диссертацию, стал профессором, впоследствии получил звание академика ВАСХНИЛ. Мать Вероники, Александра Георгиевна, родом из Самары, была художницей-любительницей. Профессор Тушнов, был на несколько лет старше своей избранницы и в семье все подчинялось его желаниям и воле, вплоть до подачи на стол обеда или ужина.

Вероника хорошо училась в школе, особенно ей давались языки. К моменту получения школьного аттестата в 1928 году, девушка отлично знала английский и французский.  Вероника обладала неординарными способностями к литературе, и первым это заметил ее преподаватель по литературе Борис Скворцов, который зачастую зачитывал ее сочинения перед классом, в качестве примера для подражания. Вероника также любила поэзию и живопись, ее стихи и рисунки украшали школьную стенгазету.

Однажды в Казани побывали С.Есенин и В.Маяковский, и это событие наложило отпечаток на ее биографию – девушка видела в них ориентиры своей творческой деятельности.

 Несмотря на любовь к литературному творчеству, Вероника стала студенткой медицинского факультета Казанского университета – так настоял отец, отличавшийся властным, деспотичным характером.  Доучиваться ей пришлось в Ленинграде, куда семейство перебралось в 1931 году, так как отцу предложили работу во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Вскоре после этого отцу дают квартиру в Москве, на Новинском бульваре, и семья переезжает в столицу. Вероника Михайловна проучилась на факультете терапии четыре года, но больше не смогла истязать свою душу: ее всерьез увлекли занятия живописью, да и поэтическое вдохновение не покидало.  

Она показывает свои стихи знакомым поэтам и те советуют ей продолжить образование в этом направлении.

В 1941 году, прислушавшись к рекомендации Веры Инбер, Вероника стала студенткой Литературного института. Однако война внесла в ее планы свои коррективы.

Отец Вероники Михайловны к тому времени скончался. Осталась больная мать и маленькая дочь Наташа.

 После начала войны Тушнова переезжает обратно в Казань, устраивается на работу в военный госпиталь в качестве палатного врача.

Именно тогда, в обстановке всеобщего горя и страданий, начинает оттачиваться ее поэтическое мастерство. Ее называли «доктор с тетрадкой», Вероника записывала на ходу родившиеся в ее голове строки, наполненные болью и страданиями ее пациентов.

В 1944-м в журнале «Новый мир» появилось ее произведение «Хирург», а «Комсомольская правда» напечатала цикл стихов поэтессы «Стихи о дочери», который сразу нашел своего читателя.

 Дебют Вероники Тушновой в литературе состоялся в 1945 году, когда она выпустила сборник «Первая книга». Редактировать и составлять дебютный сборник поэтессе помог Павел Антокольский.

Вся дальнейшая жизнь Вероники Тушновой была связана с поэзией — она в её стихах, в её книгах, ибо её стихи, предельно искренние, исповедальные порой напоминают дневниковые записи.  

 Стихи Тушновой пользовались большим успехом, они очень понравились популярному в те годы актеру Василию Качалову. Однако,  по мнению многих коллег и критиков,  грусть ее произведений производила впечатление манерности и камерности, и такая характеристика не сулила ничего хорошего.

 Нет ничего удивительного в том, что в свете таких характеристик, поэтесса сумела выпустить свою вторую книгу только в 1954-м. Тушнова не спешила раскрывать свои чувства, она боялась показывать свои переживания, боялась быть не понятой современниками.  Темы для своих стихов она привозила из многочисленных поездок по стране, она писала в дороге, но и этот сборник тоже критиковали недоброжелатели. По их мнению, поэтесса «не обрела свое творческое лицо, не имеет своего голоса».

Основная тема стихов Вероники Тушновой — любовь, со всеми её горестями и радостями, утратами и надеждами, разделённая и безответная… какая бы она не была, без неё жизнь не имеет смысла.

Настоящая популярность настигла поэтессу в последние годы ее жизни, когда Тушнова выпустила сборники «Память сердца» и «Сто часов счастья». Главная тема сборников осталась прежней – собственные переживания, размышления о настоящей любви и сложностях во взаимоотношениях близких людей.

 У Тушновой была одна удивительная особенность – самые сложные моменты жизни описывать просто и доступно, но так, что ее слова просто рвали душу.

Поэтесса никогда не прославляла власть имущих, не воспевала советский режим, она писала свою любимую лирику на простом языке, понятном любому смертному. В ее стихах практически нет упоминаний о символах власти, а если и встречаются, то как бы мимоходом, невзначай, как что-то несущественное, не стоящее особого внимания.

 Стихотворение, принесшее поэтессе наибольшую популярность – «Не отрекаются любя», Тушнова сочинила в 1944-м. В 1976 году оно стало романсом, музыку к которому написал Марк Минков. Этот романс впервые прозвучал в спектакле под названием «Мужчины, носите мужские шляпы», но настоящая слава ждала его спустя год, в 1977-м, когда он прозвучал в исполнении Аллы Пугачевой. Сама певица позже сказала, что эта композиция стала самой главной частью ее репертуара, она сама едва сдерживает слезы, когда исполняет ее в очередной раз.

Не отрекаются, любя…  (стихи: В. Тушнова; муз.: М. Минков). Исп. А. Пугачева https://www.youtube.com/watch?v=K6kpfchUkxU

 Композитор Марк Минков положил на музыку еще одно стихотворение Тушновой – «А знаешь, все еще будет». И опять эта песня прозвучала в исполнении Пугачевой и понравилась миллионной армии поклонников творчества Вероники Тушновой.

А знаешь, всё ещё будет! (Музыка — Марк Минков, стихи — Вероника Тушнова). Исп. А. Пугачева https://www.youtube.com/watch?v=EO6OiyoO3vY

Есть еще одна очень важная сторона творчества В.Тушновой – это ее неустанная переводческая деятельность. Она переводила поэтов Прибалтики, и Кавказа, и Средней Азии, поэтов Польши и Румынии, Югославии и Индии… Переводческая работа была важной и нужной: она делала доступными для русского читателя стихи многих и многих зарубежных поэтов.

Семейная, личная жизнь Вероники Тушновой — это еще одна загадка для ценителей ее творчества, для литературоведов. Все скрыто за семью печатями тайн семейного архива, многое не сохранилось, утерялось, о многом — умалчивается… Но по отрывочным воспоминаниям  можно лишь догадываться, что  в личной жизни Вероника   не была счастлива, может, поэтому нотки грусти пронзают все ее стихи, которые  порой  напоминают дневниковые записи.

Первым мужем поэтессы стал врач-психиатр Юрий Розинский. Они поженились в 1938 году, и вскоре в этом браке родилась единственная дочь поэтессы – Наталья.

 Вероника Тушнова и Юрий Розинский

 Однако семейная жизнь дала трещину,   из стихов мы узнаем, что муж оставил ее, но подрастала зеленоглазая, похожая на отца, дочь, и Вероника надеялась, что он вернется.

«Ты придешь, конечно,

 Ты придешь

 в этот дом, где наш ребенок вырос».

И он действительно пришёл. Но всё произошло совсем не так, как она себе это представляла долгие годы, мечтая о его возвращении. Пришёл, когда заболел, когда ему стало совсем плохо. И она не отреклась… Она выхаживала его и его больную мать. Вероника оставалась с ним рядом до самой его смерти, хотя многие не понимали такой ее самоотверженности «Здесь меня все осуждают, но я не могу иначе… Всё же он — отец моей дочери», — сказала она как-то.

Второго мужа Вероники звали Юрий Тимофеев, он был ее коллегой по литературному цеху. Однако и в этом браке женщина не была счастлива по-настоящему, супруги часто ссорились на фоне взаимного непонимания. После десяти лет брака они решились на развод, протекавший долго и болезненно.

Вероника Тушнова и Юрий Тимофеев

После этого в личной жизни Тушновой появился литератор Александр Яшин, и поэтессу захлестнули настоящие чувства. Влюбленные не могли пожениться —  Александр был женат и воспитывал четверых детей.

Поэтесса, с чьими стихами о Любви под подушкой засыпало целое поколение девчонок, — сама переживала трагедию — счастье Чувства, озарившего своим Светом последние ее годы на Земле и давшего мощный поток энергии ее Творчеству: Любовь эта была разделенной, но тайной, потому что, как писала сама Тушнова: «Стоит между нами Не море большое — Горькое горе, Сердце чужое.» Александр Яшин не мог оставить семью, да и кто знает, смогла бы Вероника Михайловна, человек все понимающий, и воспринимающий обостренно и тонко, — ведь у поэтов от Бога «нервы на кончиках пальцев», — решиться на столь резкий поворот Судеб, больше трагический, чем счастливый? Наверное нет.

Вероника Тушнова с Александром Яшиным

Положение усугублялось тем, что у его супруги диагностировали душевное расстройство, и оставить е в таком состоянии он не мог. Тушнова прекрасно понимала, что их ситуация безвыходная, но готова была пожертвовать чем угодно, лишь бы сохранить эти отношения. Их встречи носили тайный характер,   были достаточно редкими, но именно они стали смыслом жизни поэтессы в последние годы.  Вскоре их отношения стали предметом сплетен, и влюбленным пришлось расстаться.

Сборник под названием «Сто часов счастья», ставший последним в жизни Тушновой, буквально пронизан этой глубокой, но такой несчастной любовью.

«Неразрешимого не разрешить, неисцелимого не исцелить…». А исцелиться от своей любви, судя по ее стихам, Вероника Тушнова могла только собственной смертью.

Вероника Тушнова — последнее стихотворение поэтессы перед смертью https://www.youtube.com/watch?v=9DELHhOp5Co

Весной 1965 года Вероника Михайловна тяжело заболела. Диагноз звучал, как приговор — у поэтессы диагностировали онкологию. Зная, что  умирает, поэтесса посвятила любимому человеку свои самые пронзительные и исповедальные стихи  — ярчайший образец женской любовной лирики.

 Не сули мне

 золотые горы,

 годы жизни доброй

 не сули.

 Я тебя покину очень скоро

 по закону матери-земли.

 Мне остались считанные весны,

 так уж дай на выбор,

 что хочу:

 елки сизокрылые, да сосны,

 да березку — белую свечу.

Ее положили в больницу, где она умирала в муках, причем, не только физических, но и душевных.

Из типографии привезли сигнальный экземпляр «Сто часов счастья».  Работали, спешили, знали, что Вероника умирает. И успели. Она бережно держала в руках свою последнюю книгу. Все её стихи отмечены человечностью, естественностью, добротой и силой чувства. Но такой силы, как в этой книге, она не достигала никогда. Здесь такое могущество мужества, прямоты, беспощадности к себе, такое бесстрашие доверия, нежности — в полноту дыхания, в полноту голоса, во весь размах души! Эти стихи сразу стали востребованы. В Москву приезжали люди из других городов специально, чтобы купить эту книгу.

Я стою у открытой двери, я прощаюсь, я ухожу.

Ни во что уже не поверю, — всё равно напиши, прошу!

Чтоб не мучиться поздней жалостью,

от которой спасенья нет,

напиши мне письмо, пожалуйста,

вперёд на тысячу лет.

Не на будущее, так за прошлое,

за упокой души,

напиши обо мне хорошее.

Я уже умерла. Напиши

Александр постоянно навещал ее, и эти встречи возвращали Веронику к жизни, она просто светилась счастьем. Тушнова чувствовала, что скоро умрет, ей хотелось остаться в памяти Яшина такой, какой он ее помнил. Поэтому последние несколько дней до ухода в вечность она попросила больше его не пускать.

 7 июля 1965 года Вероники Тушновой не стало. Местом ее упокоения выбрали Ваганьковское кладбище в Москве.

Ей едва исполнилось 50 лет. Остались рукописи в столе: недописанные листки поэмы и нового цикла стихов…

Яшин, потрясенный смертью Тушновой, опубликовал в «Литературной газете» некролог и посвятил ей стихи — свое запоздалое прозрение, исполненное болью потери. Через три года после смерти Вероники, 11 июня 1968-го, умер и он. И тоже от онкологического заболевания. Яшину было всего пятьдесят пять лет.

                           «…Да, ты ушла.

                          Со смерти взятки гладки.

                          Звучат иных поэтов голоса…

                          Но только утверждаю я одно :

                          И самому горластому поэту —

                          Твой голос заглушить не суждено…» 

Это стихи Юлии Друниной, написанные в память о Веронике. Лучше всего о Веронике говорят письма, которые она получала от читателей, всегда взволнованные и благодарные.   В этих очень личных письмах ей столько раз говорили «спасибо» и желали счастья. Не избалованная особым вниманием критики, она была одним из самых читаемых авторов, и весть о её смерти очень больно ранила тысячи сердец.

В ее поэзии любовь возвышает человека над обыденностью, делает его окрыленным. 

 Наверное, именно в этом секрет неувядающей популярности прозрачной, как родник, поэзии Вероники Тушновой, именно поэтому её стихи будут всегда любимы и  поняты   читателями. Тонкий лиризм, трепетное отношение к   природе, доброта и теплота, благодарная любовь ко всему – вот что делает стихи поэтессы легко узнаваемыми и волнующими душу.

 Она называла свое чувство «бурей, с которой никак не справлюсь» и доверяла малейшие его оттенки и переливы своим стихам, как дневниковым строчкам. Те, кто прочел  изданные уже после смерти поэтессы, в 1969 году, стихотворения, навеянные этим глубоким и на удивление нежным чувством, не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит «пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони». Лучшего сравнения нельзя и придумать. Может быть, поэтому поэзия Тушновой до сих пор жива, книги переиздаются, размещаются в интернете, и легкие, как крылья бабочки, строчки Тушновой, кстати, созданные «в крайнем страдании и острейшем счастье» (И. Снегова) знают больше, чем подробности ее сложной, почти трагической, биографии: впрочем, таковы судьбы практически всех истинных Поэтов…

 «Поэзия — не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились…» — считала Вероника Тушнова суть поэтического творчества. Отсюда — светлая и чистая интонация ее лирики и глубокое понимание эмоциональной вселенной человека. Вот почему спустя десятилетия её стихи отзываются в сердцах читателей светлой грустью, надеждой и верой в счастье.

Стихами В. Тушновой можем сказать сегодня о себе и мы:

Открываю томик одинокий –

Томик в переплёте полинялом.

Человек писал вот эти строки.

Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе –

И в столетьях мы не повстречались…

Если я от этих строчек плачу,

Значит, мне они предназначались.

Вероника Тушнова осталась навечно сестрой милосердия и любви. Когда вам будет трудно, раскройте книгу ее откровенных стихов, и она вам поможет…

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Фото из открытых источников интернета