Литературный час юбиляра «Наш Анатолий Софронов»

Уважаемые читатели!

В рамках проекта ЦБС «Литературный туризм» и единого дня писателя «Ростов. Софронов. 110» мы приглашаем вас посетить литературный час юбиляра «Наш Анатолий Софронов», посвященный 110-летнему юбилею со дня рождения русского советского писателя, поэта,   драматурга и  сценариста.

Его авторству принадлежит множество известных песен и стихов, включая «Ростов-город, Ростов-Дон», а также немало пьес и киносценариев, в числе которых знаменитая «Стряпуха». Более 30 лет Анатолий Софронов провел на посту главного редактора журнала «Огонёк».

Можно перечислить все его звания, припомнить все направления его творческой деятельности, но при этом мало сказать, как о человеке. А человек был хороший, всем сердцем любящий донской край и посвятивший ему множество замечательных стихов и песен.

Кто же он, Анатолий Софронов?

LEAD Technologies Inc. V1.01

Родился Анатолий Владимирович Софронов  19  января 1911 года в Минске в семье потомственного военного юриста.

 Отец — Владимир Александрович Софронов, 1882 года рождения, происходил из донской казачьей семьи. Его отец (дед поэта), Александр Иванович Софронов, потомственный донской казак, занимал видное положение в судебной администрации Области Войска Донского, мать (бабушку поэта) звали Варвара Францевна.

Перед Первой мировой войной Владимир Софронов был начальником Харьковского полицейского управления. В годы Гражданской войны он служил в Белой армии у генерала Каледина следователем в военной прокуратуре. Затем перешёл на сторону красных, был старшим следователем военной прокуратуры Северо-Кавказского военного округа. В декабре 1926 года был арестован и обвинён в том, что участвовал в деятельности белогвардейской контрразведки. Постановлением Коллегии ОГПУ по статье 58-11 УК РСФСР приговорён к расстрелу. Реабилитирован 14 апреля 1992 года.

Мать — Аделия Фёдоровна Софронова, в девичестве Гримм, наполовину немка, наполовину полька, родилась в Ревеле. По воспоминаниям Софронова, она говорила, что «кажется, она из рода тех самых братьев Гримм».

В середине 1920-х семья перебралась в Ростов-на-Дону, отец получил должность старшего военного следователя Северо-Кавказского военного округа.

В 1926 был арестован. Репрессирован по постановлению Коллегии ОГПУ от 6 апреля 1927 года по ст. 58-11 УК РСФСР «за участие в деятельности белогвардейской контрразведки». Приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. На основании статьи 3-«Б» «Закона о реабилитации жертв политических репрессий» реабилитирован 14 апреля 1992 года.

Анатолий Софронов остался единственным кормильцем в семье. В 1929 Анатолий ушел из школы и через биржу труда попал на завод «Ростсельмаш», где проработал пять лет фрезеровщиком и слесарем, печатая в заводской газете стихи и очерки и руководя заводской агитбригадой.

Скоро агитбригада превратилась в литгруппу при газете «Сельмашстроевец» (позже – «Ростсельмашевец»). Анатолий Софронов был секретарем газеты и группы в 1929 – 1934 гг. В литературную группу, наряду с ним, входили Илья Котенко, Пётр Симонов, Константин Прийма, Дмитрий Евтушенко и др.

Занятия ЛИТО вели члены Ростовской писательской организации – Владимир Фоменко, Ашот Гернакерьян, Иван Ковалевский. Приезжали делиться литературным опытом с молодыми рабочими-писателями и москвичи: Мариэтта Шагинян, Степан Щипачёв, Максим Горький.

В 1930 на литературном вечере в Ростове А. Софронов впервые встретился с Михаилом Шолоховым, который уговорил молодого человека продолжать развивать свое литературное творчество. И уже спустя год Софронов поступил на вечернее отделение литературного факультета Ростовского педагогического института (РГПИ).

Кумиром Софронова того времени был Владимир Маяковский. Анатолий Владимирович позже вспоминал о том времени:

«Маяковский олицетворял собой новую Россию – разрушающую и созидающую, гневную и радостную. Для нас он был знаменем новой жизни, и мы шли за ним. Стихи его не заучивали, их вдыхали – одним глотком, как воздух… Мы многого тогда еще не знали и не разбирались в тонкостях поэтических направлений, но кто такой Маяковский мы хорошо знали. Мы следовали за ним, подражали ему. Писали плакаты и сочиняли лозунги, которые развешивали в заводской проходной, в цехах, над станками. Нам хотелось работать как Маяковский. И жить, как он!»

Уже в 1934 году в Ростовском книжном издательстве вышла первая книга стихов Софронова «Солнечные дни».   От литературного объединения «Ростсельмаш» в 1934 г. А. Софронов принял участие в работе Первого съезда советских писателей, где был лично представлен Максиму Горькому.

В 1937 г. окончил РГПИ.

Дальше карьера молодого поэта стремительно пошла вверх.

В 1938 году Анатолий Софронов участвовал в съемках документального фильма о Шолохове  (Ростовская студия кинохроники), с которым в те годы особенно сблизился.

В том же 1938 г. А. Софронов победил во Всероссийском конкурсе на лучшую песню о пограничниках.

В 1940 г. – вступил в КПСС.

В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом армейской газеты «К победе» 19-й армии И. Конева. На передовой встречался с К. Симоновым, А. Фадеевым, А. Сурковым.

http://studia-vasin.ru/

Он трижды был ранен и провел много времени в госпиталях. Там Софронов начал писать свои первые пьесы.

После армейской газеты работал в «Известиях», бывал на Южном и Брянском фронтах. В штабе Южного фронта, в освобожденном Ростове, произошла судьбоносная для него встреча с драматургом А. Корнейчуком, которому он показал свои первые драматургические произведения. Перешел на работу в Главное политуправление.

В 1942 г. А. Софронов встречается со старым знакомым – Виталием Закруткиным, ставшим его другом на всю жизнь. Писатели – донцы особенно тяготели к кавалерии, многих из них судьба сводила с 5-м гвардейским кавкорпусом генерала А. Г. Селиванова.

Софронов в связи с этим вспоминает:

«Анатолий Калинин, Виталий Закруткин и я в разное время бывали в дивизиях этого корпуса… Каждый по-своему отметил свое знакомство с донцами. Анатолий Калинин – романом, я – стихами, Закруткин – одним, пожалуй, наиболее впечатляющим произведением, созданным после того, как в калмыцких степях и в предгорьях Кавказа майор Закруткин находился, что называется, в боевых порядках спешенной кавалерии и принял вместе со своими боевыми друзьями участие в битве за Кавказ. Обо всём этом В. А. Закруткин написал в «Кавказских записках».

Воспоминания  Анатолия Софронова, опубликованные в еженедельнике «Литературная Россия» в августе 1971 года:

«… Помнится поздняя осень 1942 года, когда в Москве представитель Брянского фронта Серафим Китаев встретился со мной и композитором Сигизмундом Кацем и передал просьбу тех, кто сражался в суровые дни войны в Брянских лесах, написать для них песню. В то время это было очень созвучно нашим мыслям и настроениям… Мы сидели с композитором у рояля и думали: какая же это должна быть песня? Что в ней нужно сказать, какими словами выразить думы тех, кто был там, за линией фронта, с замиранием сердца слушая сообщения с Большой земли?»

И далее он пишет:

«Помнится, что где-то грели нашу душу такие народные песни, как «Ревела буря, дождь шумел», «Шумел-горел пожар московский», песни эпические, в которых была выражена душа народа, патриотический порыв и мужество русских людей. Так и начала создаваться песня «Шумел сурово Брянский лес».

Когда слова были написаны, А. Софронов, бывший в ту пору военным корреспондентом газеты «Известия», получил задание редакции выехать на Брянский фронт. Композитор С. Кац по приглашению политуправления фронта отправился туда же, чтобы передать из рук в руки, а точнее из уст в уста, песню фронтовому ансамблю. Автор слов и композитор оказались в городе Ефремове. Ансамбль песни и пляски Брянского фронта очень хорошо принял песню. Однако ее создателям хотелось большего – доставить песню в Брянские леса и вручить тем, кому она посвящена.

Вылет разрешили одному А. Софронову. И вот он в самолете, загруженном припасами, медикаментами, продовольствием и праздничными подарками брянских партизан. Вместе с Анатолием Владимировичем в тыл врага летели начальник штаба объединенных партизанских отрядов Матвеев и специальный корреспондент газеты «Красная звезда» Крайнов.

Самолет пересек линию фронта и 6 ноября 1942 года благополучно приземлился на партизанском аэродроме.

«Открылись двери… и мы оказались в объятиях людей, которые ожидали нас в этот предпраздничный вечер… Все это было в районе г. Трубчевска – в освобожденных районах Брянщины, где была советская власть, где в лесах действовали партизаны…» – вспоминал А. Софронов.

Переживая и волнуясь, он пел народным мстителям. Слушали очень внимательно. Попросили спеть еще раз, потом еще… Бойцы дружно подхватили припев. Автора и исполнителя обнимали. Потом А. Софронов помог оказавшемуся в отряде слепому музыканту подобрать мелодию.

Вскоре песню узнали во всех отрядах. И не просто узнали, а взяли «на вооружение». Она стала партизанским гимном. Песня звучала в лесах Белоруссии, ее пели украинские, смоленские и курские, орловские и ленинградские партизаны .

«Шумел сурово Брянский лес» выдержала испытание временем. Проникновенная мелодия, героические слова покоряют слушателей и в мирные годы. Песня была записана на грампластинку в Москве, не раз звучала по Всесоюзному радио. На постаменте памятника воинской и партизанской славы в Брянске начертано четверостишие из этой знаменитой песни.

В ноябре 1998 года областная Дума приняла закон о символах Брянской области. И знаменитая песня стала гимном Брянщины.

Композиция «Ростов-город, Ростов-Дон» (музыка Матвея Блантера) является гимном Ростова-на-Дону.

Писатель Виталий Закруткин вспоминал:

«… до нашей армии, преодолев все расстояния, дошли две замечательные песни Софронова «Шумел сурово брянский лес», «Ростов-город». Мне много раз доводилось слушать, как задушевно поют эти песни уставшие от боев солдаты, как на лесных полянах, на горных перевалах Главного Кавказского хребра, на маршах и на отдыхе повторяют они под баян или гитару слова полюбившихся им песен». Всем нам известная песня «Ростов-город» практически стала ростовским гимном. Под нее отсчитывают время часы на башне универмага, под нее на вокзале встречают и провожают фирменные поезда «Тихий Дон» и «Атаман Платов».

Одно из лучших стихотворений Анатолий Софронова о войне – «Бессмертник»:

 Спустился на степь предвечерний покой,

Багряное солнце за тучами меркнет…

Растет на кургане над Доном-рекой

Суровый цветок — бессмертник.

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета…

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром.

С ним рядом на гребне кургана лежит

Казак молодой, белозубый,

И кровь его темною струйкой бежит

Со лба на холодные губы.

Хотел ухватиться за сизый ковыль

Казак перед самою смертью,

Да все было смято, развеяно в пыль,

Один лишь остался бессмертник.

С ним рядом казак на полоске земли

С разбитым лежит пулеметом;

И он не ушел, и они не ушли —

Полроты фашистской пехоты.

Чтоб смерть мог казак молодой пережить

И в памяти вечной был светел,

Остался бессмертник его сторожить —

Суровой победы свидетель.

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета…

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сбиваемый ветром.

В 1934 – 1947 гг. Софронов пишет множество патриотических стихов и поэм, по преимуществу – на донскую тему.

Пожалуй, Софронов смог стать своеобразным Шолоховым поэзии. Ни один поэт не посвятил Дону столько песен, сколько он.

Анатолий Софронов  «Посвящение Дону»

Как можно жить, не зная точно,

Откуда ты и кто ты сам?

Кому обязан каждой строчкой,

Каким высоким парусам?

Кому ты твердостью обязан?

Откуда в люди вышел ты?

Кто в жизни дал тебе наказом

Неразводимые мосты,

Соединившие навеки

Тебя с отцовскою землей?

Откуда ты считаешь вехи

Дороги долгой и крутой?!

И не ищите, не ищите

Меня в какой стране другой:

Нуждаясь в ласке и защите,

Я возвращаюсь в край родной.

И вот дышу, дышу, вдыхая

Дымок рыбачий над костром,

Смотря, как пламя полыхает

Под искрометным ветерком.

Нет, не ищите, не ищите, —

Я сам всегда сюда иду,

Донской земли старинный житель,

Без этих зорь я пропаду!

Пусть опадает клен багряно,

Теряя листья на ветру…

Осенней ночью ноют раны,

Лишь затихая по утру.

Когда кричат разноголосо,

Росой умывшись петухи,

Опять рождаются без спроса,

Без принуждения стихи.

Один за другим Анатолий Софронов печатает 10 сборников поэзии: «Солнечные дни» (1934), «Мы продолжаем песню» (1936), «Над Доном-рекой» (1938), «Сторона донская» (1940), «Конногвардейцы» (1942), «Казачья слава» (1942), «Ковыли» (1944), «Степные солдаты» (1944), «Казачья весна» (1946), «Стихи военных лет» (1947).

А также ряд поэм: «Нагайка», «Бочонок» (1939), «Батожок» (1944), «Миус» (1945), «Хмель-хмелёк» (1945), «Золотой берег» (1945).

Кроме того, в конце 1930-х – середине 1940-х, писал либретто для оперетт «Соловьиный сад» (1938), «Искатели сокровищ» (1941), «Девушка из Барселоны» (1942).

В 1948 г. Анатолий Софронов был удостоен Сталинской премии второй степени за свою первую пьесу «В одном городе» (1946). Пьеса поставлена в театре им. Моссовета.

Одновременно Софронов назначен секретарём СП СССР. Он пробыл на этом посту до 1953 г.

На следующий год, в 1949, Софронов опять удостоился государственной премии, на этот раз – первой степени, за пьесу «Московский характер» (1948), поставленную в Малом театре.

С 1949 г. до конца жизни Софронов написал еще 22 пьесы и 8 сценариев фильмов.

Пьесы стали той нишей, которая принесла Анатолию Софронову всесоюзную известность.

Например, «Миллион за улыбку» ставилась только в 1960 году 6015 раз.

Пьеса «Стряпуха» сыграна в 1960 году 4637 раз. Позже, в 1965 году, по ней был снят одноименный фильм, со Светланой Светличной в главной роли.

Софронов даже написал несколько продолжений к своей самой популярной работе: «Стряпуха замужем», «Павлина» и «Стряпуха-бабушка».

Кроме пьес и сценариев, Софронов выпустил еще шесть сборников стихов.

После смерти Сталина, в 1953 г. Анатолий Владимирович назначен главным редактором журнала «Огонёк». Он возглавлял редакцию этого журнала больше 30 лет (до 1986 г.).

С самого начала своего главредства А. Софронов на базе «Огонька» формирует группу талантливых советских «шолоховедов», многие из которых были с Дона (К. Прийма, В. Закруткин, П. Лебеденко и др.).

Несмотря на его радикальные просоветские взгляды, Софронов никогда не забывал своих старых друзей и, по словам Людмилы Петрушевской, «был добрым и щедрым человеком для своих старых товарищей, да и для сотрудников».

Продолжается плодотворное сотрудничество с Михаилом Шолоховым. Именно у Софронова в «Огоньке» в апреле-июне 1954 г. начинается публикация второй книги «Поднятой целины» Шолохова, которую медлил публиковать у себя Твардовский (из-за чего Михаил Александрович даже вышел из редакции «Нового мира», где в начале 1930-х была опубликована первая книга романа).  

В 1958 году Софронов вступает в должность заместителя председателя Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки. Он начинает много ездить по миру, и во время своих путешествий пишет очерки, сценарии к водевилям.

 Чуть позже он создает Международную ассоциацию писателей стран Азии и Африки и общество «Гефест» для глухонемых художников.

 В 1970-е годы, после получения М. Шолоховым Нобелевской премии (1965), – начинается беспримерный расцвет «шолоховедения» в СССР. Лучшее издание этого круга – сборник «Слово о Шолохове», подготовленный Софроновым к 50-летию своего великого друга. Сам А. Софронов в том же юбилейном 1973 г. публикует в «Огоньке» очерк о Шолохове в Вешках «У Лебяжьего яра», а в 1975 в «Современнике» выходит его книга «Шолоховское».

В последние годы жизни Анатолий Софронов отходит от своих политических противостояний и концентрируется на написании романа в стихах «В глубь времени».

В 1986 году Анатолий Софронов покидает пост главного редактора журнала «Огонёк».

Анатолий Софронов был женат несколько раз. Первая жена — Ксения Фёдоровна Софронова (мать его старшей дочери). Последний раз и до самой своей кончины был женат на Эвелине Сергеевне Софроновой (урожденная Фомина, род. 1932).

У Софронова было трое детей: дочь Виктория и сыновья Владимир и Алексей.

Скончался Анатолий Владимирович в Москве 9 сентября 1990 года в возрасте 79 лет.

В ростовском театре им. Горького в разные годы было поставлено 12 пьес Анатолия Софронова.

Некоторые произведения Софронова переведены на иностранные языки.

В 1994 жена Анатолия Владимировича Эвелина основала при Союзе Писателей России литературно-мемориальную гостиную Софронова, «хранящую память о поколении людей безраздельно принадлежащих своей Родине».

Как отметил на вечере памяти Анатолия Софронова, прошедшем в ЦДЛ в 2006 г., председатель Московской организации Союза писателей России В. И. Гусев, «с именем Анатолия Софронова неизбежно ассоциируется слово и понятие «русский». Анатолий Софронов был одним из первых в Советском Союзе, кто предвидел грядущую трагедию русского народа, народа-интернационалиста в лучшем смысле этого слова».

«Где б я ни был вдали» Ю. А. Левитин — А. В. Софронов. Исполняет Владимир Атлантов

Не чужды поэту были и лирические мотивы, кто не знает песни «Ах, эта красная рябина…» в исполнении Нани Брегвадзе?

По мнению некоторых авторов, именно песенное наследие Софронова имеет наибольшую ценность:

«…Нельзя нам забывать про таких песенников Великой Отечественной, как Анатолий Владимирович Софронов. На него в наше время только вешают собак, поминая недобрым словом время его работы редактором «Огонька». Совершенно незаслуженно. Может быть, что-то там и было. Но больше было доброго, значимого, хорошего. А вообще-то, писателя, поэта надо по делу его судить литературному. У Софронова есть ведь очень хорошие песни и в особенности те, что написаны были им в военную пору. Они тогда всюду звучали. Некоторые из них до сей поры поются, стали поистине народными… Софронова нельзя забывать. Ни в коем случае нельзя забывать. Песни его — это, вообще, драгоценный пласт. И казачество, в том числе, и в первую очередь донское, должно быть благодарно ему за то, что он первым, как говорится, за плугом шел, распахивая эту тему, за чепиги этого плуга держался». Анатолий Калинин

При подготовке мероприятия были использованы источники:

110 лет со дня рождения А. В. Софронова https://donlib.ru/celebrate/2011/1/21/110-let-so-dnya-rozhdeniya-a-v-sofronova/

Песни на стихи Софронова А. В. https://zen.yandex.ru/media/cervonets/pesni-na-stihi-sofronova-av-5edbf0e31394a14a1cc53aee

Софронов Анатолий Владимирович https://libryansk.ru/sofronov-anatolij-vladimirovich.23125/

Яковлева Елена «Анатолий Софронов — человек, с которым связано 30 лет истории журнала «Огонёк» https://2queens.ru/Articles/Biblioteka-Pisateli/Anatolij-Sofronov—chelovek-s-kotorym-svyazano-30-let-istorii-zhurnala-Ogonyok.aspx?ID=3192

Благодарим за внимание! До новых встреч!

Фото из открытых источников интернета