Уважаемые читатели!
В этом году отмечается 160-летие со дня рождения английского писателя, драматурга, прозаика, эссеиста, одного из реформаторов театра 20 века Джорджа Шоу.
Джордж Бернард Шоу – английский драматург ирландского происхождения, один из основоположников «драмы идей», писатель, эссеист, один из реформаторов театрального искусства XX ст., после Шекспира второй в рейтинге популярности автор пьес в английском театре, лауреат Нобелевской премии по литературе, обладатель премии «Оскар».
До того, как стать блистательным, неповторимым и мудрым знатоком человеческой природы, Бернард Шоу прошел трудный путь. Он шестьдесят раз получал отказ в разных издательствах, ему говорили, чтобы он занялся другим делом и не отнимал время у занятых людей, но Шоу упорно стремился к своей цели, и все же стал литератором, да еще каким! Именно он создал театральный жанр, получивший название драма-дискуссия. В его произведениях идет борьба враждебных идеологий, автор анализирует социально-этические проблемы.
Джордж Бернард Шоу. Краткая биография. Ирландский драматург и романист. https://www.youtube.com/watch?v=-FBcW_4c2d0
Детство
Родился Джордж Бернард Шоу 26 июля 1856 года в ирландской столице – городе Дублине. Отца будущего драматурга звали Джон Шоу, он занимался торговлей зерном, но к моменту рождения сына полностью разорился и стал сильно выпивать. Мама – Люсинда Шоу, профессиональная певица. У Бернарда было две сестры – Люсинда Франсес, ставшая впоследствии театральной актрисой и Элинор Агнес, которая скончалась в двадцать лет от туберкулеза.
Вначале мальчик учился в дублинском колледже Уэсли, в одиннадцать лет продолжил обучение в протестантской школе. Преподаватели этого учебного заведения не очень стремились научить детей точным наукам, на первом плане было духовное развитие учеников. В этой школе часто применяли физические наказания детей, в виде порки розгами. По мнению пастырей, от этого детям была только польза.
Детские годы будущего писателя были омрачены пристрастием отца к спиртному, раздорами между родителями. Как и все дети, Бернард ходил в школу, но главные жизненные уроки вынес из прочитанных книг, прослушанной музыки.
Бернард просто ненавидел школу, как, впрочем, и систему образования. Учиться он не хотел, поэтому показывал плохие результаты, и считался самым худшим учеником класса. Зато он очень любил читать, мог сидеть за книгой до бесконечности. Мальчик ждал, когда наконец-то закончатся эти уроки, чтобы пойти в библиотеку, где для него открывался целый мир.
В пятнадцатилетнем возрасте парень бросил школу, и с помощью друзей отца устроился на работу. Его трудовая биография началась с должности клерка в конторе по продаже недвижимости. Спустя год способного паренька перевели кассиром, и у него появилось больше свободного времени, которое он посвящал любимому занятию. Работа не доставляла Бернарду особого удовольствия, больше всего ему не нравилось собирать деньги с бедняков за жилье. Этот непростой период его жизни нашел отражение в пьесе «Дом вдовца».
В 1872 году родители Шоу расстались. Мать с дочерьми бросила спивающегося отца, и переселилась в Лондон. Шестнадцатилетний Бернард остался в Дублине с отцом, продолжая трудиться в той же конторе. Через четыре года молодой человек перебрался в Лондон к матери, нашел работу в столичной газете и принялся за самообразование.
В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон: там жила его мать, разведясь с отцом. С юных лет Шоу видел себя литератором, однако посылаемые им во всевозможные редакции статьи не печатали. За 9 лет лишь 15 шиллингов — гонорар за единственную статью — было заработано им сочинительством, хотя за этот период он сочинил целых 5 романов.
Творчество
Сразу после приезда в столицу Великобритании, Шоу много времени проводил в музеях и библиотеках, он пытался заполнить пробелы своего образования. Мама зарабатывала уроками пения, Бернард увлекся общественно-политическими проблемами.
В 1884-м будущий драматург стал членом Фабианского общества, получившего свое название от имени Фабия – известного римского полководца. Медлительность, осторожность и умение ждать – эти три черты характера Фабия помогли ему победить врагов. Фабианцы придерживались основной идеи, которая гласила, что единственно возможным путем развития страны является социализм. Но при этом никаких революций и переворотов, Великобритания должна прийти к нему постепенно.
В те же годы Бернард Шоу встретил писателя Арчера, и результатом этого знакомства было решение Шоу попробовать свои силы в журналистской профессии. Вначале он нашел работу внештатного корреспондента, потом на протяжении шести лет занимал должность музыкального критика в издании London World. Следующие три года выпускал колонку в журнале «Сатердей ривью», в которой освещал вопросы, связанные с театром.
Параллельно с работой журналиста, Бернард принялся за написание романов. Однако в то время не нашлось ни одного издательства, которое согласилось бы их напечатать. В 1879-1883-м годах он стал автором пяти романов, а из печати первый вышел только через три года, в 1886-м. По мнению критиков, спустя годы анализирующих ранние произведения автора, его романы отличались своеобразными чертами, ставшими стилем писателя – это краткость в описании ситуаций и диалоги, наполненные парадоксами.
В те годы кумиром Бернарда Шоу стал норвежский писатель Генрик Ибсен. В 1891-м Шоу опубликовал книгу под названием «Квинтэссенция ибсенизма», в которой коснулся основных характеристик произведений драматурга из Скандинавии. В театрах того времени шли в основном пьесы Уильяма Шекспира, иногда разбавляемые малозначимыми комедиями и мелодрамами. Шоу утверждал, что именно Ибсен внес новое направление в европейскую драматургию, он сумел вскрыть острые конфликты и дискуссии персонажей.
Пьесы Ибсена так вдохновили Бернарда, что в 1885-м году он пишет свою первую «неприятную пьесу» — «Дом вдовца». Критики считают, что именно это произведение стало началом творческой биографии писателя-драматурга Шоу. Он сумел стать родоначальником новой европейской драмы, отличавшейся злободневностью, остротой, в которой упор делается на диалоги и конфликты, а не на активные действия персонажей.
Вслед за первой пьесой Бернард написал еще две – «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен», неприкрытая злободневность, правдивость и едкая сатира которых повергла в шок чопорных англичан. Ключевой персонаж «Профессии миссис Уоррен» — проститутка, которая живет за счет древнейшего ремесла и даже не собирается его бросать.
Прямая противоположность главной героине пьесы – ее родная дочь. Как только она узнала, чем мать зарабатывает на хлеб, бросает ее и стремится найти себе честный источник доходов. Эта пьеса драматурга демонстрирует реформаторскую направленность его творчества, в котором есть место для абсолютно новых тем в литературе, острых и злободневных, социальных и политических. Этот новый для чопорной Англии жанр получил название реалистическая драма. В пьесах Шоу присутствует сатира и юмор, отчего они становятся невероятно притягательными и простыми в изложении.
Подняв волну негодования и отрицания, «неприятные пьесы» драматурга сменились целой серией «приятных пьес» — «Избранник судьбы», «Оружие и человек», «Кандида», «Поживем – увидим».
В конце 19-го, начале 20-го веков Шоу, как человек, обладающий полностью сформированным мировоззрением, пишет произведения, ставшие шедеврами на все времена – «Цезарь и Клеопатра», «Майор Барбара», «Пигмалион», «Человек и сверхчеловек».
По емкости, сложности и многогранности пьесе «Пигмалион» трудно найти равных. Множество критиков и литераторов занимались ее изучением, выпустили невероятное количество книг и монографий. Центральные герои пьесы – бедная продавщица цветов Элиза Дулитл и ее поклонник – благородный, состоятельный светский джентльмен Хигинс. Он решил, что у него получится превратить цветочницу в даму из высшего света, как когда-то Пигмалион превратил кусок мрамора в прекрасную Галатею.
Элиза удивительным образом преобразуется, проявляя лучшие качества своей души – благородство, доброту, отзывчивость. Два джентльмена в шутку заключают спор между собой, даже не подозревая, что для Элизы он может стать настоящей трагедией, потому что они не сумели разглядеть всю красоту ее души.
Еще одно знаковое произведение Бернарда Шоу – пьеса «Дом, где разбиваются сердца», которую он написал вскоре после окончания Первой мировой войны. Драматург чуть ли не прямым тестом обвинял английских интеллигентов и верхушку общества в том, что Англия, как и вся Европа пережили ужасы войны, разруху и смерть. Литературные критики сумели разглядеть в этом произведении влияние на Шоу творчества Чехова и Ибсена. В этой сатирической драме присутствует символизм, гротеск, аллегории.
После этой войны Шоу понял, что идеи социализма ему импонируют все больше. До самой своей смерти драматург прославлял социалистическую Россию, считал, что она пример для всех развитых стран. Он говорил, что СССР идет единственно верным и правильным путем. К концу жизни Шоу полностью принял идеи режима Сталина, он даже побывал в Советском Союзе в 1931-м.
Бернард Шоу пришел к выводу, что только благодаря диктатору можно добиться порядка в стране и обществе. Но после того, как лидером нацистов стал Гитлер, писатель понял, что был не прав.
В 1923-м драматург выпустил пьесу «Святая Иоанна», которую поклонники и критики назвали одной из лучших в его творческой биографии. Героиня повествования – Жанна д’Арк, ее жизнь, подвиги и мученическая смерть. Произведения автора, вышедшие следом за этой пьесой – «На мели», «Горько, но правда», «Женева», «Миллионерша», при жизни драматурга так и остались невостребованными.
Все свои произведения автор условно относил к трем категориям – приятным, неприятным и для пуритан. Неприятные пьесы отражали тот ужасный социальный строй, который существовал в те времена в Англии. Цель приятных пьес – развлечение зрителя. Произведения для пуритан должны были показать отношение самого драматурга к официальной лжеморали.
Свое мнение по поводу этих пьес Шоу выразил в предисловии к сборнику 1901 года. Он сказал, что не считает себя ханжой, и абсолютно не боится изображать в своих произведениях чувства, но он категорически против того, чтобы все события и действия героев происходили исключительно по любовным мотивам. Если следовать этому принципу, утверждал Бернард, то храбрость, доброта и великодушие проявляются только тогда, когда человек влюблен.
Личная жизнь
Свою будущую жену Шарлотту Пейн-Таунзенд Бернард встретил в Фабианском обществе. Она была родом из богатой семьи, но молодой человек совершенно не интересовался ее миллионами. Влюбленные поженились в 1898-м.
Шоу был равнодушен к деньгам, поэтому, когда в 1925-м ему присудили Нобелевскую премию по литературе, то отказался ее получать. Деньги получил посол из Англии Артур Дафф. Спустя некоторое время всю сумму вложили в учреждение литературного фонда для переводчиков.
Личная жизнь писателя сложилась хорошо, об этом свидетельствует тот факт, что супруги были вместе на протяжении 45-ти лет, пока Шарлотта не умерла. Естественно, что в каждом браке между супругами случаются разногласия, не стали исключением и Бернард с женой. Иногда они сорились, но ненадолго. Детей у писателя нет.
Ходили слухи, что Музой Бернарда Шоу была популярная актриса Стелла Патрик Кэмпбелл, что именно для нее он создал свою пьесу «Пигмалион» с очаровательной Элизой Дулитл.
Смерть
Вся вторая половина жизни Бернарда Шоу прошла в Хартфордшире, в уютном двухэтажном доме, который буквально утопал в зелени. Супруги поселились в нем в 1906 году, и Шоу прожил там до самой кончины в 1950-м.
К концу жизни великий писатель постепенно терял своих близких людей. В 1940-м не стало его любимой Стеллы, которую называли его негласной возлюбленной. Их чувства были взаимными. Спустя три года, в 1943-м скончалась верная супруга Шарлотта. Несколько последних месяцев перед смертью Бернард уже не поднимался с постели. Сознание не покидало его ни на минуту, писатель мужественно смотрел в глаза смерти. Шоу умер 2 ноября 1950 года от почечной недостаточности. Ему было 94 года. Писатель оставил завещание, согласно которому его после смерти кремировали, и развеяли прах вместе с прахом любимой Шарлотты.
Достаточно долго Бернард Шоу был непризнан, и его творчество оставалось в тени. Многие издатели отказывались его печатать. Однако, несмотря на все препятствия, он добился своего, и из никому неизвестного автора превратился в одного из самых популярных драматургов не только в Англии, но и во всем мире. Шоу понимал, что только движение по правильному пути, выбранному однажды, приведет к реализации планов и стремлений. Именно этот лейтмотив звучит практически во всех произведениях прославленного автора, ставшего еще при жизни классиком драматургии.
В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу отправляется в путешествие по миру, наведывается в Индию, Южную Африку, Новую Зеландию, США. Побывал он и в СССР в 1931 г., в июле этого года лично встречался со Сталиным. Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране Советов перемены и превратился в сторонника сталинизма. После прихода к власти лейбористской партии Б. Шоу были предложены титул пэра и дворянство, однако он ответил отказом. Позднее он дал согласие на присвоение статуса почетного гражданина Дублина и одного из лондонских округов.
Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г. Оставаясь в полностью здравом уме, 2 ноября 1950 г. знаменитый драматург скончался.
Первая пьеса «Дома вдовца» была поставлена в театре, когда Шоу исполнилось 36 лет, последнюю пьесу он написал за полгода до смерти, в 93 года. А всего драматургом создано было 56 пьес.
Первое признание пришло к Шоу из-за рубежа. Большую роль в этом сыграл венский журналист Зигфрид Требитч, который перевел пьесы Шоу на немецкий язык. Благодаря ему, в Вене поставили «Ученик дьявола», а в Берлине – «Оружие и человек». После этого пьесы Шоу приобретают популярность на всем европейском континенте и в США.
Шоу привлекал внимание публики не только как талантливый драматург, но и как неординарная личность. Люди, знавшие его близко, утверждали, что общаться с ним было необычайно легко и приятно. Его острый ум и слегка ироничный тон в беседе ценили и друзья, и почитатели, и поклонницы.
В 1925 году шведская Академия присудила Бернарду Шоу Нобелевскую премию по литературе. Но Шоу не был бы самим собой, если бы не пошутил и по этому, казалось бы, очень серьезному поводу:
«Очевидно, премию мне присудили в благодарность за то, что я облегчил в 1925 году положение всего мира, ничего не опубликовав в этот год».
Он поблагодарил за честь, но отказался от денег, заявив, что деньги, полагающиеся лауреату, — это «спасательный круг, брошенный пловцу, который уже благополучно добрался до берега».
Штрихи к литературному портрету Бернарда Шоу
Лет двенадцати, когда Шоу, по его словам стал «искушенным циником», он прочитал всего Диккенса, который произвел на него огромное впечатление. Из поэтов Шоу больше всего любил творчество Шелли.
В конце-70-х годов Бернард Шоу окончательно избрал нелегкую дорогу писателя. После неудачных попыток стать журналистом, он решил попробовать свои силы в прозе. Шоу работал над своими романами упорно и планомерно, писал по пять страниц в день, а затем предлагал свои произведения всем существующим английским издательствам, даже посылал в Австралию и Канаду. Он впоследствии вспоминал, что ему отказало 60 издательств. Романов было пять – «Незрелость», «Неразумные связи», «Любовь артистов», «Профессия Кэшеля Байрона», «Социалист одиночка». Они были написаны в течение пятилетия, с 1879 по 1883 год. Позже некоторые из этих произведений все же были опубликованы, но без выплаты авторского вознаграждения.
В 80-е годы перед Шоу окончательно открылась дорога публициста. По рекомендации театрального критика Уильяма Арчера он стал в 1885 году литературным рецензентом «Пэлл Мэлл газет». В конце 80-х годов он работает музыкальным критиком в газете «Стар» под итальянским псевдонимом «Корно де Бассето», а затем – театральным обозревателем в ряде газет и журналов. Блестящие, оригинальные по мысли и парадоксальные по форме статьи, подписанные тремя буквами G.B.S., привлекают всеобщее внимание, хотя никто еще не знает, какая популярность суждена этим трем буквам.
По свидетельству современников, Бернард Шоу до конца своих дней оставался одним из редких знатоков Шекспира. Он знал его почти наизусть, легко декламировал огромные отрывки, постоянно вставлял шекспировские выражения в обычный разговор.
В 1885 году Шоу набрасывает свою первую пьесу «Дома вдовца», которая увидит свет рампы лишь в 1892 году в «Независимом театре». Пьеса была задумана вместе с Уильямом Арчером под влиянием Вагнера и должна была повторить в современных условиях сюжет «Золота Рейна».
Комедия «Первая пьеса Фанни» была опубликована в 1911 году анонимно. Шоу встал на путь литературной мистификации, заставив критиков и зрителей поломать голову, решая, кто является автором пьесы.
Пьеса «Пигмалион» была написана в 1912-1913 гг. Работа над ее постановкой ознаменовалась увлечением Шоу, оставившим заметный след в его жизни и творчестве. Главная роль предназначалась для известной артистки Стэллы Патрик Кэмпбелл. Беседуя с ней о роли, посещая ее дом, Шоу все больше влюблялся в эту женщину. Ему было в это время 56 лет, ей – 47. Роль Элизы Дулитл оказалась для миссис Патрик Кембелл ее сценической вершиной. От их недолгой «роковой» любви им осталась пожизненная переписка. Она легла потом в основу пьесы Джерома Килти «Милый лжец».
Нобелевская премия по литературе в 1925 году не присуждалась, а в 1926 году была вручена Бернарду Шоу «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая сочетается с исключительной поэтической красотой». Как сказал член Шведской академии Пер Хальстрем,
«Шоу – автор пьес, стал одним из наиболее ярких драматургов наших дней…а, Шоу – автор предисловий к пьесам может считаться Вольтером нашего времени».
Писатель родился в 1856 году в Ирландии в семье торговца зерном и певицы. Мало чему научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса, У.Шекспира, Д.Беньяна, арабских сказок, а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее. Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе.
Прожив детство в Ирландии, он принимает решение уехать в Лондон. Здесь Б. Шоу создал свои первые произведения, а позже вёл газетную колонку, посвящённую музыке. Однако его ранние романы не имели успеха до 1885 года, когда он стал известен как творческий критик.
Литературные интересы Бернарда Шоу были необычайно широки, его эрудиция в различных областях художественной литературы и науки поражала современников. Знаток музыки и сам музыкант, он написал множество статей и рецензий в качестве музыкального критика, а также выступал с блистательными по стилю и оригинальными по мыслям и жанрам статьями в лондонских газетах в качестве театрального критика, подписываясь псевдонимами.
В драматургию Шоу пришел почти случайно, когда судьба свела его с известным английским театральным критиком Уильямом Арчером. Вместе они решили написать пьесу, которая осталась незаконченной. Так Джорж Бернард вступил на поприще драматического писателя. Первая и вторая пьесы не имели успеха у читателей, зато третья произвела сенсацию и вызвала дискуссии, не затихавшие несколько лет.
Его произведения затрагивают темы, никогда прежде не возникавшие в английской драматургии: бесчестные махинации, на которых наживаются респектабельные домовладельцы; любовь, не считающаяся с мещанскими нормами и запретами; проституция, показанная как болезненная социальная язва Англии. Они включают острый юмор, исключительный для драматургов викторианской эпохи. Шоу начал реформировать театр, предлагая новые темы и приглашая публику к обдумыванию моральных, политических и экономических проблем.
Джорж Бернард создал шестьдесят три пьесы, в которых нашли свое отражение его жизненный опыт и мудрость, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.
Шоу известен также своими афоризмами, при этом он их никогда специально не придумывал – просто его пьесы, рассказы, статьи, речи, интервью и письма настолько ими переполнены, что это навсегда обеспечило материалами составителей сборников исторических анекдотов и мудрых мыслей. Самый цитируемый писатель мира признавался: «Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее».
Ранние романы и статьи Б. Шоу не имели успеха и отвергались и издательствами, и редакциями. Только став музыкальным, а впоследствии театральным критиком, Шоу обрёл финансовую независимость и признание. Его первый опыт в театре – пьеса «Дома вдовца» – не имел успеха, и пьеса была снята после двух спектаклей. Известность пришла к драматургу, когда его пьесы стали основой репертуара Лондонского «Ройял Корт тиэтр», в котором за три года было поставлено около 700 спектаклей по произведениям Шоу. В 1926 году Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии. В 1938 году Бернард Шоу получил премию «Оскар» за сценарий фильма «Пигмалион».
Бернард Шоу — единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).
«Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея».
«Ненависть — месть труса за испытанный им страх».
«Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его».
«Идеальный муж — это мужчина, считающий, что у него идеальная жена».
«Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие — великий дар».
«Искренним быть неопасно, тем более, если вы вдобавок глупы».
«Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности».
«Чувство объективного восприятия реальности люди, им не обладающие, часто называют цинизмом».
«Постарайтесь получить то, что любите, иначе придется полюбить то, что получили».
«Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других».
«Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом».
«Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков».
«Репутация — это маска, которую человеку приходится носить точно так же, как брюки или пиджак».
«Гений отличается от обычного наблюдательного человека не тем, что он многое замечает, а тем, что умеет отличить главное от второстепенного».
«Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям».
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного — научиться жить на земле, как люди».
Джордж Бернард Шоу Афоризмы https://www.youtube.com/watch?v=Zrj7rzyH5oU
Кстати, часть своего состояния знаменитый британский драматург завещал на создание нового английского алфавита. Нобелевский лауреат по литературе считал родной язык слишком сложным. Его, в частности, не устраивало то, что многие слова пишутся совсем не так, как слышатся. К новой азбуке Шоу выдвинул строгие требования: в ней должно было быть как минимум сорок букв, чётко соответствующих определённому звуку. При этом все символы должны были отличаться от латинских, чтобы не возникало путаницы. Алфавит по заветам Бернарда Шоу разработал лингвист Кингсли Рид. С его помощью перевели и издали одну книгу — пьесу самого Шоу «Андрокл и лев». Но большого распространения новая азбука не получила.
Энциклопедия Бернард Шоу https://www.youtube.com/watch?v=fEwFmo6Mszw
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Материал подготовлен на основе открытых источников
Фото из открытых источников интернета