Встреча с литературным кумиром «Мятежный гений вдохновенья»

Уважаемые читатели!

Ежегодно 27 июля в России отмечается День памяти Михаила Юрьевича Лермонтова, выдающегося русского поэта, прозаика и драматурга, одного из самых талантливых представителей интеллигенции ХIХ века.

Русский поэт Михаил Лермонтов прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. В 26 лет он был убит на дуэли, успев оставить после себя немало замечательных произведений. Он прекрасно рисовал, был настоящим полиглотом, отличался от своих сверстников невероятной остротой и глубиной ума. Однако современники утверждали, что это был человек-разрушитель, имевший несносный, конфликтный характер. Свои недюжинные умственные способности он частенько растрачивал впустую, на колкие, ядовитые насмешки над окружающими.

Публичный центр  правовой информации имени Г. В. Плеханова приглашает вас на встречу с литературным кумиром «Мятежный гений вдохновенья».

Люди, близко знавшие Михаила Юрьевича, подозревали, что век поэта будет недолгим, он не стеснялся без повода оскорблять других, а это редко проходит безнаказанно. Его потребительское, уничижительное отношение к женщинам также глубоко возмущало современников, поэт совсем не был рыцарем по отношению к слабому полу. Тем не менее, наследство, которое оставил нам Лермонтов, вызывает глубокое уважение. Несмотря на особенности своего характера, он был гениальным поэтом и прозаиком, гордостью России. И можно только глубоко сожалеть о его короткой жизни, которая могла бы быть совсем другой, наполненной любовью и яркими красками.

ДЕТСТВО

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. По материнской линии его род был очень знатным и богатым. Бабушка будущего поэта, Елизавета Алексеевна, которой пришлось воспитывать мальчика с раннего детства, принадлежала к известному роду дворян Столыпиных. Михаил Лермонтов и министр Петр Столыпин были троюродными братьями.

Елизавета Елексеевна с самого начала не одобряла выбор своей дочери Марии. Девушка в 16 лет влюбилась в красавца-военного Юрия Лермонтова. Опытная, наблюдательная матушка отговаривала восторженную барышню от этого брака. Ей было не по душе абсолютно все: происхождение жениха (Лермонтов уверял, что является отпрыском шотландца Георга Лермонта), его бедность, сомнительная репутация в свете. Юрий слыл легкомысленным повесой, разбившим немало женских сердец.

Елизавета Алексеевна не ошибалась, ее наивная влюбленная дочь, выйдя замуж, очень скоро почувствовала себя глубоко несчастной. Мария выбрала неподходящего для семейной жизни человека. Ее пылкая любовь оказалась поруганной едва ли не с первых дней после венчания. Юрий, привыкший к свободной жизни, не считал измену грехом. Он просто не любил свою жену, на глазах у новобрачной продолжал волочиться за дворовыми девками. Но и этого было мало, после волокита завел роман с немкой, няней своего маленького сынишки. Мария не собиралась мириться с таким положением дел, пыталась объяснить мужу, что его поведение недопустимо. Но Юрий никогда не считал себя виноватым. Однажды, чтобы заставить жену замолчать, он сильно ударил ее кулаком по лицу.

Мария и так жила в постоянном стрессе, но этот удар стал для женщины роковым. Она впала в настоящую депрессию и вскоре умерла от скоротечной чахотки. Двухлетний Миша остался без матери. Елизавете Алексеевне, обвинявшей зятя в ранней смерти дочери, в то время было 44 года. Она решила воспитывать осиротевшего ребенка сама. Чтобы выдворить неугодного зятя из родового имения Столыпиных, женщине пришлось выдать ему вексель на 25 тысяч рублей. Избавившись от старшего Лермонтова, Елизавета Алексеевна в плотную занялась воспитанием внука.

Бабушка очень много сделала для мальчика. Она не жалела никаких средств, необходимых для его образования и восстановления здоровья. Маленький Мишель страдал диатезом, золотухой, как в те времена называли эту болезнь. Чтобы вылечить малыша, бабушка наняла на работу Ансельма Леви, врача из Франции. Однако, несмотря на усилия врача, мальчик страдал от золотухи все свое детство. Болезнь сделала его раздражительным и конфликтным. В детском обществе он стал настоящим изгоем, никто не хотел играть с маленьким Мишей.

ВЛАСТНАЯ БАБУШКА, НЕ ЗАБЫВАВШАЯ О БЕЗВРЕМЕННОЙ КОНЧИНЕ ДОЧЕРИ, РЕДКО ПОЗВОЛЯЛА СВОЕМУ ЗЯТЮ ВИДЕТЬСЯ С СЫНОМ. ЭТИ ВСТРЕЧИ БЫЛИ КОРОТКИМИ И ВНОСИЛИ В ДУШУ МАЛЕНЬКОГО МАЛЬЧИКА ЕЩЕ БОЛЬШИЙ РАЗЛАД.

Мишель замечал, что взрослые относились к нему как к добыче, которую они никак не могут поделить. Он не мог понять причины конфликта родных ему людей, и делался все более раздражительным, дерзким и озлобленным. Окружающие часто жаловались Алексеевне, что ее внук Мишель не умеет любить.

Детство и юность будущего классика проходило в Тарханах, богатом имении, находившемся в Пензенской губернии. Для своего любимого Мишеля бабушка нанимала педагогов-французов, обучавших мальчика языку. Это был бывший офицер наполеоновской армии Капэ, место которого позже занял эмигрант Шандро. Затем учителем Мишеля стал англичанин Виндзон, который не только обучал его языку, но и знакомил с английской классикой. Именно этот человек разбудил творческие способности подростка.

Кроме иностранных педагогов, на мальчика оказывало большое влияние наблюдение за бытом крестьян, устное народное творчество. Он вырос среди людей, которые во время работы и праздников часто пели раздольные песни, рассказывали друг другу предания о своих защитниках – Разине и Пугачеве. Его первая поездка на Кавказ состоялась в 1825 году. Бабушка отправилась туда вместе со своим внуком с оздоровительными целями. Прекрасные горные пейзажи потрясли душу десятилетнего мальчика. Он навсегда полюбил Кавказ, считал его лучшим местом для жизни. В Горячеводске мальчик в первый раз испытал чувство влюбленности. Через два года он посвятил своей Музе стихотворение к «К Гению».

ПОЭЗИЯ

Когда внуку исполнилось четырнадцать лет, бабушка записала его в 4-ый класс московского университетского пансиона. В декабре он перешел в 5-ый класс, по итогам учебы был награжден книгой и картиной. По мнению самого поэта, именно в этом году он стал заниматься творчеством.

В пансионе подросток занимался составлением рукописных журналов. Он был главным сотрудником одного из таких журналов, получившего название «Утренняя Заря». Здесь была размещена первая работа юного литератора, которую он назвал «Индианкой». В пансионе Мишель проучился два года, после его преобразования в гимназию поэт бросил учебу.

Лето юноше проводил в подмосковном имении Столыпиных. Неподалеку от их имения жило семейство Верещагиных, родственников поэта. Александра Верещагина, с которой Мишель находился в дружеских отношениях, познакомила юношу со своей подругой, Екатериной Сушковой. Поэт тут же влюбился в черноокую красавицу, но его любовь осталась без ответа. Привыкший получать все жизненные блага по первому требованию, молодой человек очень страдал. Неуклюжий, невзрачный мальчик с дурным характером совсем не привлекал Катю, и она добродушно посмеивалась над ним.

ВПОСЛЕДСТВИИ ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЛЕРМОНТОВ ЗАТАИЛ ГЛУБОКУЮ ОБИДУ, И ЕГО МЕСТЬ ЧЕРНООКОЙ КРАСАВИЦЕ БУДЕТ НЕСОПОСТАВИМОЙ ПО СРАВНЕНИЮ С ЕЕ БЕЗЗЛОБНЫМИ НАСМЕШКАМИ.

Через пять лет, когда красавица будет уже помолвлена, Мишель осуществит свою задумку. К тому времени низкорослый, некрасивый молодой человек будет выглядеть совсем иначе. Он станет почти красавцем, обретет странную власть над женскими сердцами, и будет умело и очень безжалостно этим пользоваться. Встретившись с Екатериной после долгого расставания, Михаил сделал все, чтобы влюбить чужую невесту в себя. Когда желаемое осуществилось, Лермонтов скомпрометировал девушку, используя для этого грязный наговор. Свадьба Сушковой расстроилась, барышня долго приходила в себя от коварства человека, которого она искренне полюбила.

В 1830 году Мишель стал студентом Московского университета. Он учился на нравственно-политическом отделении, затем – на словесном. Одновременно с поэтом здесь получали образование Белинский, Герцен, Огарев, но он не общался с этими студентами. В стенах Московского университета Лермонтов так и не сумел найти себе товарищей. Он не принимал никакого участия в студенческой жизни, никогда не участвовал в жарких спорах. Для заносчивого юноши не существовало авторитетов и среди преподавателей.

В конце второго курса на репетиции экзаменов по нумизматике, риторике и геральдике преподаватели обнаружили, что этот студент является очень начитанным человеком. Однако в базовых знаниях, которые преподаватели давали студентам на лекциях, у него был существенный пробел. Когда преподаватели выяснили это, Лермонтов стал пререкаться с ними. В результате он получил вполне обоснованную рекомендацию – оставить университет, поскольку профессорам показалась, что этого студента они просто не смогут ничему научить. Оставаться на повторное обучение Мишель категорически отказался.

Вместе с бабушкой неудачливый студент переезжает в Петербург. Два года обучения в Московском университете здесь засчитывать не стали. Оскорбленный Лермонтов решил продолжать обучение в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Он учился здесь два года и очень страдал из-за невозможности заниматься творчеством. В северной столице Лермонтов стал душой компании, он кутил вместе со своими сверстниками, сводил с ума великосветских прелестниц. Остроумный и начитанный молодой человек пользовался большим успехом, но его сарказм часто казался товарищам излишним.

Михаил Лермонтов — Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Приятели поэта восхищаются его литературными трудами, но Лермонтов не торопится их печатать. В 1835 году его повесть «Хаджи Абрек» появилась в печати. Но это сделал не сам литератор, а его товарищ, который без согласия Михаила Юрьевича отнес произведение в издательство. Читатели, критики очень тепло принимают и его стихотворения, поэмы. Стихотворение «Парус», впервые напечатанное в «Отечественных записках», Лермонтов написал, когда ему было только 18 лет. Это прекрасное, короткое стихотворение ясно показывает, к какой жизни стремится сам поэт.

В стихотворениях «Кинжал», «Дума», «Поэт» юный литератор провозглашает идеалы гражданской поэзии. В «Бородино» и «Родине» читатели увидели русского человека, здесь ясно очерчен народный характер. Большой резонанс в обществе вызвала «Песня про царя Ивана Васильевича…». Обращение к русской истории, былинный размер, яркие герои – читателям просто не верилось, что эту поэму написал такой юный человек.

Михаил Юрьевич с раннего детства был очень наблюдательным человеком. Теперь перед его взором разворачивается увлекательная картина, он наблюдает за бытом и нравами петербургской аристократии. На основании этих наблюдений он напишет драму «Маскарад», но при жизни поэта это произведение так и не опубликовали. Несмотря на неоднократную переработку материала, Лермонтов не смог пробиться через препятствия цензуры.

Переломным моментом от раннего творчества к зрелому критики называют 1837 год. Именно в это время появилось стихотворение «Смерть поэта», настоящий реквием по убитому Пушкину. Эти гневные строки осуждали убийцу и придворную знать, травившую великого поэта. Стихотворение буквально раскололо Россию на две неравные половины. Друзья Пушкина, поклонники его таланта встретили смелое произведение восторженно, а его тайные и явные враги исступленно ругали Лермонтова за его дерзкий вызов.

ССЫЛКИ

внимательно следил за процессом. Вмешательство влиятельной Арсеньевой и друзей Пушкина позволили смягчить наказание дерзкому поэту. Его отправили служить в драгунский полк, дислоцировавшийся на Кавказе.

Первая ссылка длилась шесть месяцев. За это время юношеская веселость сменилась черной меланхолией. После возвращения в северную столицу поэт испытывает к себе обостренное внимание со стороны представителей высшего света. Им восхищаются либо открыто ненавидят. Пребывание на Кавказе вдохновило Лермонтова на создание новых произведений. Он пишет «Демона» и «Мцыри».

В ссылке поэт тоже не терял времени даром, он привез новые произведения, их печатают в «Отечественных записках». Он находится на пике популярности, общается с близкими друзьями Пушкина. Его поведение в обществе не изменилось, он все так же дерзок и саркастичен. В 1840 году Лермонтов поссорился с сыном французского посла де Баранта, словесная перепалка завершилась дуэлью. После поединка поэта высылают на Кавказ. Он попадает на передовую, храбро сражается с противниками, но по распоряжению императора не получает награды.

Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

За два месяца до гибели поэт написал чудесное стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Многие современники считают, что он предчувствовал свою смерть и в этом стихотворении Лермонтов прямо говорил о своем разочаровании и нежелании жить.

ПРОЗА

Когда поэт учился в школе прапорщиков, он находил время для работы над романом «Вадим». В этом произведении Лермонтов обращается к историческим событиям, к восстанию Пугачева.

Главным прозаическим произведением Лермонтова считается роман «Герой нашего времени». Натура Печорина глубока и противоречива, совсем как у его автора, умеющего глубоко чувствовать, тонко понимать людей и события, и больно ранить тех, кого он считал своими врагами.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Большую часть жизни Лермонтова считали некрасивым человеком. Он был низкорослым, сутулым, с недобрым взглядом мрачных глаз и такой же недоброй улыбкой. Однако в последние годы жизни поэт преобразился, некоторые считали его красавцем.

Он стал более свободным, раскованным в общении, и эта свобода удивительно красила молодого человека. Все его три Музы – Екатерина Сушкова, Наталья Иванова, Варвара Лопухина не отвечали ему взаимностью, и вышли замуж за других людей.

ПРИЧИНА СМЕРТИ

Зимой 1841 года Лермонтов отправился в Петербург. Он был в отпуске и хотел подать прошение об отставке. Но бабушка отговорила внука от этого шага. Он вернулся на Кавказ, в июле того же года был убит на дуэли. Его противника, отставного майора Николая Мартынова, современники не осуждали за убийство поэта.

Лермонтов долгое время изводил Мартынова своим сарказмом, и такая развязка стала логическим завершением бесконечного противостояния этих людей. Труп поэта долго лежал под проливным дождем, доктор просто не имел возможности вовремя оказаться на месте дуэли. Великого поэта похоронили в Пятигорске, однако бабушка сделала все, чтобы перевезти прах любимого внука в Тарханы.

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Творческий путь Лермонтова – короткий, но очень яркий, чрезвычайно продуктивный. Вся его литературная деятельность — от юношеских проб пера до романа «Герой нашего времени» — продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа.

Его творчество, основные мотивы которого связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, о поиске гармонии в отношениях с миром, безусловно, интересно и сегодня.

***

Лермонтов выступил в русской литературе как наследник и продолжатель А.С. Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825 году) искала новые пути развития. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу.

Развивая многие художественные принципы Пушкина, Лермонтов выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное В.Г. Белинским: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Лермонтова прослеживается в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, В.В. Маяковского). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»).

Отдельная наука — лермонтоведение — много сделала для изучения жизни М.Ю. Лермонтова и сложной идейно-художественной проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологическая и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Лермонтова созданы в селе Лермонтове Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в городе Пятигорске, где Лермонтов провёл последние месяцы своей жизни.

Интересные факты из жизни Лермонтова

1. Предком Михаила Юрьевича был пленный шотландец, дворянин Георг Лермонт, который, попав в XVIII веке в Россию, принял православие и остался в стране. По другим данным, род писателя происходит от жившего в ХІІІ веке поэта и ясновидца Томаса Лермонта.

2. Когда Михаил появился на свет, принимавшая роды акушерка сразу сказала, что мальчик умрет не своей смертью.

3. Детство Лермонтова прошло в имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая также была крестной поэта. Женщина располагала значительными материальными средствами, поэтому была в состоянии оплачивать дорогостоящее образование внука. Именно Елизавета Алексеевна дала Лермонтову имя Михаил.

4. В юношестве Михаил Юрьевич любил проводить время за решением математических задач.

5. Лермонтов был неразборчив в еде и мог за раз съесть достаточно много, чем очень забавлял друзей. Как-то они решили разыграть Михаила Юрьевича – после долгой прогулки они угостили его специально испеченными булочками с опилками. Съев две, Лермонтов ничего не заметил, но, когда друзья открыли ему правду, очень обиделся и с тех пор ел только дома.

6. Лермонтов отличался очень резким нравом, любил подшучивать над остальными, дерзко выражаться в их сторону. После одной из подобных выходок Михаил Юрьевич схлестнулся в своей последней дуэли с Мартыновым.

7. На известных всем картинах Лермонтов изображается довольно симпатичным молодым человеком. Однако по воспоминаниям современников его внешность была далека от идеала – Михаил Юрьевич был невысоким, сутулился и прихрамывал, имел на редкость тяжелый взгляд, мог долгое время не менять одежду.

8. Несмотря на неказистую внешность, Лермонтов обладал особым обаянием и умел влюблять в себя женщин. В число «увлечений» поэта входило расстраивание готовящихся браков. Михаил Юрьевич изображал из себя влюбленного, осыпал невесту подарками, цветами и комплиментами, угрожал покончить собой, если она выйдет замуж за другого. Однако когда свадьба окончательно расстраивалась, Лермонтов тут же охладевал к невесте, иногда открыто заявляя «жертве» о розыгрыше.

9. Михаил Юрьевич всю свою сознательную жизнь увлекался различными гаданиями и предсказаниями. Перед последним отъездом на Кавказ Лермонтов посетил известную Петербургскую гадалку Александру Киргхоф. Женщина предсказала гибель Пушкина, а также то, что Михаил Юрьевич больше не вернется в северную столицу.

10. Изучаемое в 9 классе стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов написал как отклик на дуэль и гибель Пушкина. За выдвинутые в произведении обвинения властей Михаил Юрьевич был арестован. Только благодаря связям Арсеньевой и близким друзьям поэта ему удалось избежать серьезных последствий.

11. Самый роковой факт из биографии Лермонтова – то, что судьбу поэта решила подброшенная монетка. Михаил Юрьевич не мог определиться, остаться ему в Пятигорске или уехать на службу. Лермонтов подбросил монетку, ему выпала поездка Пятигорск. Именно там, всего через несколько дней, поэт погиб на дуэли с Мартыновым.

12. За свои краткие 27 лет Лермонтов успел принять участие в трех дуэлях, еще четыре были отменены в последний момент.

13. Мало кто знает, что троюродным братом Лермонтова был Петр Аркадьевич Столыпин (создатель аграрной реформы, известный государственный деятель). Парадоксальным является то, что они фактически не были знакомы, так как Михаил Юрьевич погиб в 1841 г., а Столыпин родился в 1862.

14. Произведения Михаила Юрьевича были более 15 раз экранизированы в России и за рубежом.

15. Интересные факты о Лермонтове, а также его подробная биография были описаны во многих монографиях, посвященных великому поэту. Среди них книги Белинского, Андроникова, Гуслярова, Герштейна, Висковатова, Захарова, Мануйлова и других. Авторству Татьяны Толстой принадлежит повесть «Детство Лермонтова» для детей, в которой кратко описаны основные данные о жизни поэта.

ЛЕРМОНТОВСКИЕ МУЗЕИ

Первый музей, посвящённый Михаилу Юрьевичу Лермонтову, был открыт 18 декабря 1883 года в Петербурге при Николаевском кавалерийском училище. Так стала называться Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где учился поэт (1832–1834). Инициатором музея стал начальник училища генерал­майор А.А. Бильдерлинг, поддержанный тогдашним военным министром, интеллектуалом и реформатором Д.А. Милютиным.

Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища (так официально он назывался) стал крупнейшим хранилищем лермонтовских материалов в императорской России, но после катаклизмов 1917 года прекратил своё существование. Его экспонаты были переданы в Пушкинский Дом (официальное название ныне: Институт русской литературы РАН).

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» имеет три экспозиционных комплекса. В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды. Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка. Третий комплекс — имение «милой тетеньки» М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова. Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник «Тарханы». В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 140 га.

Фонды музея насчитывают около 28 тыс. ед., из них основного фонда — 14 тыс. ед. Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту: картина работы М.Ю. Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони», его рисунки, фарфоровая чернильница, бронзовая печатка, походная шкатулка, портсигар, трубка, альбом, а также фамильная икона Столыпиных, парадные носовые платки матери и бабушки, кресла, комод из барского дома и т.д.

В «Тарханах» собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.). «Тарханы» — богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII — нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова. Одновременно «Тарханы» — это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны — парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи…

На фасаде у входа — маленькая мемориальная доска: «Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М.Ю.Лермонтовъ». Она установлена в 1884 году. Здесь Лермонтов прожил последние месяцы своей жизни — с 14/26 мая по 15/27 июля 1841 года.

Если бы мы не знали, что роман «Герой нашего времени» был написан до того, как поэт поселился в этом домике, можно было бы подумать, что именно здесь Печорин записал в дневник знаменитые строки: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли».

Из четырех комнат две занимал А. А. Столыпин (Монго), а две, обращенные окнами в сад, назывались «лермонтовской половиной». В них жил поэт. Через небольшие сени и полутемную прихожую посетители заходят в домик. Вид и обстановка его просты. Низкие деревянные потолки, положенные на балки и побеленные мелом; разноразмерные окна; простые стулья, обитые ситцем, походный складной самоварчик, металлический молочничек, полотенце с гербом Лермонтовых, колясочный сундук и узкая складная кровать. Многое напоминает о том, что жил здесь поэт-изгнанник, вынужденный странствовать с подорожной «по казенной надобности». В кабинете-спальне Лермонтова в настоящее время установлены стол и кресло из петербургской квартиры поэта. Они были переданы музею при его открытии в 1912 году дочерью троюродного брата Лермонтова А. П. Шан-Гирея.

«С этим столом, как рассказывал отец, — писала она, — было у него связано много воспоминаний о поэте. За ним он читал отцу свои произведения. Накануне последнего отъезда Лермонтова из Петербурга они вместе разбирали бумаги, старые рукописи поэта, хранившиеся в ящиках его стола, отбирая нужные стихотворения для нового сборника, ненужные рукописи сжигали в камине». За этим столом были написаны в Петербурге «Герой нашего времени», «Демон», «Мцыри», «Бородино», «Смерть поэта», «Дума» и многие другие его поэтические создания. В другой комнате, служившей столовой и гостиной, у небольшого деревянного диванчика, покрытого войлочным ковриком, стоит круглый столик. Это подлинная вещь, сохранившаяся из прежней обстановки домика. По утрам Лермонтов работал за ним, вынося его на терраску, пристроенную со стороны сада.

Непреходящую ценность этому домику придает его подлинность. Находясь в нем, нельзя без волнения думать, что ты стоишь в тех самых комнатах, где звучал голос Лермонтова, видишь старые деревянные полы, которые не раз в ночной тишине скрипом отвечали на шаги поэта, оставшегося здесь после шумного дня наедине с собой.

Лучшим и самым близким другом поэта была его записная книжка. Наедине с ней он был самим собой. Поэтому нам так дороги записанные в нее в этом домике стихи. Среди них: «Дубовый листок оторвался от ветки родимой», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Пророк». Стихотворение «Пророк» лучшее создание Лермонтова и есть последнее его произведение. Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождётся Россия!

Много ещё поэтических шедевров создал бы Лермонтов, если бы пистолетный выстрел на Машуке не прервал так рано его жизнь. 15/27 июля 1841 в этот домик было привезено с места дуэли тело убитого Лермонтова. Через день состоялись похороны. В апреле 1842 года гроб с прахом поэта был перевезён в село Тарханы и похоронен в семейной часовне рядом с могилой матери.

Небольшая новелла из повести «Герой нашего времени» стала первой ласточкой детективного жанра в русской литературе. Офицер, ведущий свое «маленькое расследование» в логове контрабандистов… Что может быть интересней? Таинственная Ундина, слепой мальчик, мистический дом на обрыве… вопросов больше, чем ответов. Это странное место стало частью творческой биографии поэта. С тех пор, как Лермонтов увековечил этот населенный пункт в своем произведении, Тамань притягивает к себе миллионы людей, жаждущих понять, что же на самом деле произошло со странствующим офицером, едущим с подорожной по казенной надобности?

Дом–музей великого поэта с подворьем черноморского казака Федора Мысника в Тамани. Именно здесь осенью 1837 года останавливался проездом прапорщик Нижегородского драгунского полка М.Ю. Лермонтов.

Экспозиция «Лермонтов на Кубани» расскажет о причинах, по которым поэт был сослан на Кавказ. Вы узнаете интересные детали его путешествия, обнаружите круг известных декабристов, с которыми встречался Лермонтов в Тамани, выясните, кто стал прототипом героев знаменитой повести.

Видео о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова

Лермонтов / Lermontov. Биографический Документальный Фильм. Star Media. Babich-Designhttps://www.youtube.com/watch?v=nU7g1SOiU7E

Литература. М.Лермонтов. Герой нашего времени. Рассказывает Ираклий Андроников (1972) https://www.youtube.com/watch?v=aUH6nBhydEo

Неизвестный Лермонтов https://www.youtube.com/watch?v=hK51P67C0_Q

Михаил Лермонтов. Подробности жизни и смерти на дуэли. 200 летие великого поэта России. Фильм.https://www.youtube.com/watch?v=swMl7mg5LIM

О фильме «Лермонтов» (1986) Мосфильм

Личность Михаила Лермонтова всегда вызывала интерес у литературоведов, историков, режиссеров. Гениальный поэт, мятущаяся душа, дерзкий мальчишка, игравший со своей жизнью в странную, лишь одному ему понятную игру. Сверкнувший ярко, как комета, и ушедший в 26 лет, оставив после себя наследие прекрасных стихов, мудрой прозы, а также множество загадок, В 1986 году актер Николай Бурляев экранизировал свою версию жизни и смерти Михаила Юрьевича Лермонтова. Сам же и воплотил образ поэта на экране (а роль юного Лермонтова сыграл сын Бурляева Иван). Это был дебют известного актера в полнометражной кинорежиссуре. Для Николая Бурляева эта картина невероятно важна, он считает ее самой главной в своей творческой биографии. «Если бы у меня был только один фильм «Лермонтов», я бы считал свою жизнь оправданной», — говорит он.

Николай Бурляев признается, что с поэтом его связывает духовное родство. В начале производства картины режиссер столкнулся со множеством проблем, впору было уже даже бросить эту затею. «И тогда я в унынии лег вечером, — вспоминал Николай Бурляев. — Не сплю еще. И вдруг чувствую, как в голову входит поток мощнейшей энергии, омывающий все. И входит в меня совершенно гигантская сила. Я понял, что это Лермонтов отдает мне свою энергию. После этого я уснул с улыбкой, проснулся с улыбкой и весь фильм одолевал с улыбкой».

Вся картина пронизана поэзией Михаила Лермонтова, там звучит очень много его стихов. Кроме того, в фильме показаны подлинные рисунки поэта, которые хранились в запасниках музеев. «Раньше выставлялись дурные копии, глядя на которые нельзя было понять, каким он был художником, — говорит Николай Бурляев. — Когда я увидел подлинники, то понял: Лермонтов и в живописи был уникальным мастером. Он был поэтом и в живописи — организовывал пространство холста по законам поэзии. И я дал его подлинную живопись на экран».

Николай Бурляев в своей картине утверждает, что гибель Лермонтова — это не случайность, а самое настоящее убийство. Как рассказывает режиссер: «Кандидат баллистических наук, полковник бронетанковых войск Кузеев приезжал на место дуэли с баллистическими приборами, измерял ими. Самый больший угол наклона — три градуса. Практически ровная поверхность. По свидетельству доктора, осматривавшего тело убитого Лермонтова, пуля попала в тело Лермонтова под углом почти в 40 градусов. Были разные версии, что Лермонтов был убит, когда он был еще в седле. Кто-то говорил, что был киллер подсадной из кустов. Но то, что это убийство, политическое убийство, для меня это очевидно абсолютно». Истоки этого преступления Бурляев связывает с масонским заговором. Споры о том, как все было на самом деле, не утихают и до сих пор. Выдвигаются разные версии и предположения, пишутся книги и монографии на тему «тайна смерти Лермонтова». Фильм «Лермонтов» — не научное и историческое исследование, это поэтическая кинобиография. А Николай Бурляев, как режиссер, автор сценария, изучив все материалы, вполне имел право на собственную трактовку. Сам режиссер считает, что он и его съемочная группа дали «идеальный портрет Лермонтова». «Все, что там есть, — это все Лермонтов, — говорит Николай Бурляев. — Поэзия, его проза… Все соткано из него, но я отобрал, что мне нужно как автору».вопросов, ответы на которые до сих пор не найдены.

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Материал подготовлен на основе открытых источников

Фото из открытых источников интернета