Литературный хронограф «Вера Панова: Проза – музыка души»

Уважаемые читатели!

Современному читателю имя писателя Веры Пановой почти незнакомо. Зато зрители, в особенности любители кино, наверняка смотрели фильмы, снятые по ее произведениям, ведь кинокартины «Сережа» (1960), «Евдокия» (1961), «Поезд милосердия» (1964), «Рано утром» (1965), «Рабочий поселок» (1965), «Мальчик и девочка» (1966), «Вылет задерживается» (1974), «На всю оставшуюся жизнь» (1975) показывают по ТВ регулярно.

Сегодня ей исполнилось бы 116 лет.

Давайте в вами вспомним о нашей землячке и замечательной писательнице!

«Чувство пути Веры Пановой»

Любители советского кино хорошо знают и помнят фильм «Евдокия» или трогательную ленту «Сережа». Но, увы, не все в наше время помнят, что автором книг, по которым были поставлены это и другие кинопроизведения, является известная писательница Вера Федоровна Панова, авторству которой принадлежат также такие вещи как «Кружилиха» и «Спутники», рассказы «Валя и Володя», различные пьесы и прочее.

Вера Панова не могла пожаловаться на гонения со стороны власти, скорее, наоборот. Тем не менее, ее жизнь была отмечена чередой печальных событий.

Родилась Вера Панова 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону. в семье обедневшего купца, работающего помощником бухгалтера в одном из ростовских банков. Ее отец Федор Иванович происходил из преуспевающей купеческой семьи, а мама Вера Леонидовна была  учительницей музыки, Этот брак не был одобрен родственниками отца, так он женился на бедной девушке и не принес в семью богатого приданого, как того ожидала поиздержавшаяся к тому моменту родня. В результате уже в детстве Верочка чувствовала, что их семья для отцовской родни «второй сорт».

Отец был человеком одаренным, имел хорошее образование, знал коммерцию и банковское дело, владел тремя европейскими языками и вполне достойно обеспечивал семью.

Любитель речного спорта, Федор Иванович основал в Ростове яхт-клуб и собственными руками построил яхту для себя. Однажды его судно перевернулось, а выплыть Федор Иванович не смог. Утонул он на глазах у молодой жены.

Вере тогда было пять лет, а ее брату всего год. Семья осталась без средств к существованию, и мать была вынуждена пойти работать конторщицей. Жила семья бедно — жалованья матери, учительницы музыки, и ее вдовьей пенсии от банка не хватало, чтобы обеспечить детям более-менее благополучное существование.

Из детства Вера Федоровна вынесла сострадание к простым, «маленьким» людям, которые не знали «ни хорошего обхождения, ни человеческой обстановки, ни грамоты». Для них копейка – это деньги, а покупная детская игрушка – непозволительна роскошь. И уже тогда она поняла, какое огромное влияние на формирование ребенка могут оказать взрослые, находящиеся рядом, и как потом детские впечатления и воспоминания «отыгрывают» в зрелые годы.

Серьезного и фундаментального образования Вере из-за скудного финансового положения семьи получить не удалось. Учиться в гимназии девочке пришлось всего 4 года — средств оплачивать дальнейшее обучение не было. Но Вера не унывала и самостоятельно обретала знания и много читала. Еще в детстве она начала писать стихи. Уже в детстве она решила, что обязательно станет писателем.

Потом последовали Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война. Город переходил из рук в руки. И все эти события сопровождали голод и болезни. Многочисленные бытовые тяготы и хозяйственные заботы легли на юные Верины плечи.

В 17 лет она решила пойти работать и устроилась в редакцию газеты «Трудовой Дон». Так журналистика стала ее первой профессией. Затем были издания «Советский Юг», «Ленинские внучата», где создавала статьи, очерки и фельетоны. События, литературная среда и впечатления тех лет позже стали основой «Сентиментального романа» (1958).

Весной 1925 года Вера Панова вышла замуж за Арсения Старосельского, секретаря редакции «Молодой рабочий». Поначалу жили они легко и весело. Муж помогал Вере вырабатывать правильную, без ростовского жаргона речь и прививал вкус к современной литературе.

В 1926 году у них родилась дочь Наташа. Однако вскоре отношения супругов дали трещину, Вера поняла, что полюбила другого человека. Им стал Борис Вахтин – журналист, приехавший в Ростов из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

О расставании с Арсением Вера и думать боялась, но без Вахтина жизнь ей была уже не в радость. К решительному шагу ее подтолкнула болезнь – вовремя не диагностированный аппендицит дал тяжелое осложнение. Перед отъездом в больницу Вера решила попрощаться с Борисом.

Их счастью было отведено меньше 10 лет. За это время у супругов родилось двое сыновей – Борис и Юрий, а семья была любящей и дружной.

В декабре 1934 года Вахтина арестовали по обвинению в принадлежности к «ленинградской оппозиции» и сослали на 10 лет на Соловки.

В 1936 году она отправилась в далекий городок Кемь, чтобы получить с супругом одно-единственное краткое свидание. Как выяснилось потом — последнее. Позже она опишет это событие в очерке «Свидание».

 Ужас трагедии уже ничем было не смягчить. Борис погиб. Его реабилитировали после ХХ съезда…

Вера лишилась работы. Вдобавок она почувствовала отчужденность многих друзей и знакомых, которые стали сторониться жены «врага народа». «Невиновных не сажают», – нередко говорили те, кто потом сам оказывался за решеткой. В. Панова перебивалась временными заработками, прокормиться было все сложнее.

В 1937 году Вера Федоровна с тремя детьми и мамой обосновалась у знакомых в селе Шишаки на Украине, где можно было найти пропитание и хоть немного укрепить здоровье близких. Там она написала пьесу о военных событиях в Испании и отправила ее на имя Сталина. А потом сама ужаснулась тому, что сделала, тем более что, по ее собственному признанию, произведение было слабое. Но дело пошло, и в итоге рукопись переслали на рецензию драматургу и писателю А.Я. Бруштейн. Та написала Вере. Отзыв был критическим и справедливым, но очень доброжелательным. Заканчивался он приглашением к личному знакомству в Москве.

Конечно, в сельской местности литературной работы для В. Пановой не было. Да и контактировать с писательской средой двух «культурных столицы» издалека было сложно. И, заручившись поддержкой участливых людей, в 1940 году Вера Федоровна вместе с дочерью отправилась в Ленинград, чтобы найти «свою синюю птицу».

А побывав в Москве, разыскала А.Я. Бруштейн. Позже она писала Александре Яковлевне:

«Вспоминала, как я к Вам пришла первый раз, и второй, и третий, как Вы меня обласкали и как мне было тепло от Вашей ласки. И как Вы меня поставили на ноги, и пошла я по тернистому пути литератора. Спасибо Вам еще и еще».

Две пьесы В. Пановой – «Илья Косогор» (1939) и «В старой Москве» (1940) – были премированы на драматургических конкурсах, ими заинтересовались театры, начались репетиции. Казалось, жизнь начала налаживаться, и Вера Федоровна работала легко и радостно. Однако радужные планы разрушила война – фашистская Германия напала на Советский Союз.

Пушкин, где в тот момент жила Вера Федоровна с дочерью, пустел. Добраться до Ленинграда они не успели. А в сентябре 1941 года в город вошли фашисты.

Пропитания почти не было, и будущее выглядело пугающим. В. Панова решила, что лучше всего будет попытаться воссоединиться с семьей, и вместе с дочкой и престарелой хозяйкой квартиры отправилась в путь, на Украину. Страшно даже представить, что им пришлось увидеть и пережить по дороге, но каким-то чудом эти мужественные женщины достигли цели и зимой оказались на Полтавщине в Шишаках. Наконец-то рядом с Верой Федоровной были все ее дети и мать. Но там их ждал ад оккупации.

После освобождения Украины Вере Федоровне с семьей удалось перебраться в Пермь и устроиться на работу в газету и на радио.

Там она работала журналистом в газете и на радио, там же опубликовала повесть «Семья Пирожковых», на основе которой позже родится произведение «Евдокия»», по которому Татьяна Лиознова и поставила свой знаменитый фильм.

«На каждом шагу мне в жизни попадались хорошие люди, и сколько добра я видела от них! И сквозь все прожитые мною годы мне сияет это добро. Сияет и напоминает, как мало я сама делала людям, какой на мне лежит громадный долг».

Поддерживали В. Панову и мастера отечественной литературы – М. Козаков, А. Твардовский, К. Симонов, Б. Горбатов, К. Чуковский.

Первый шумный успех и известность В. Пановой принесла повесть «Спутники», опубликованная в первый послевоенный год.

В декабре 1944 года Веру Федоровну командировали в образцовый военно-санитарный поезд с тем, чтобы она написала брошюру о деятельности его коллектива для передачи опыта другим санитарным составам.   По заданию редакции Панова совершила в течение двух месяцев четыре рейса в военно-санитарном поезде № 312 к местам боев за ранеными. Впрочем, пока брошюру утверждали, война закончилась. Правда, этот труд нашел свое применение в Музее санитарной обороны.

Во время порожних рейсов к ней в купе по очереди приходили врачи, медсестры, санитарки, рабочие, и каждый из них рассказывал свою историю. Перед Пановой вставали совершенно разные характеры и судьбы, но объединяло этих людей одно общее дело – благородное служение, «подвиг любви и милосердия». В результате, помимо брошюры, родилась документальная проза Пановой.

Писатель А. Фадеев, автор «Молодой гвардии», записал про «Спутников» в своих дневниках:

«Прекрасная, чистая и суровая, правдивая и поэтичная повесть».

В 1946 году В. Панова переехала в Ленинград, а в 1948 году ей наконец-то удалось получить отдельную квартиру и обустроить быт.

Третьим мужем В. Пановой стал Давид Яковлевич Дар (1910-1980) – журналист и писатель, который во время войны был офицером-разведчиком. Он и в мирные дни оставался человеком смелым, не боялся выступать в защиту И. Бродского и А. Солженицына.

В одном из интервью Бродский сказал о нем:

В 1946 году В. Панова переехала в Ленинград, а в 1948 году ей наконец-то удалось получить отдельную квартиру и обустроить быт.

Третьим мужем В. Пановой стал Давид Яковлевич Дар (1910-1980) – журналист и писатель, который во время войны был офицером-разведчиком. Он и в мирные дни оставался человеком смелым, не боялся выступать в защиту И. Бродского и А. Солженицына.

В одном из интервью Бродский сказал о нем:

«Для ленинградцев его писательское дарование заслонялось гениальностью его личности».

Вера Федоровна была человеком сильным, стойким и мужественным. Знавшие ее отмечали, что в ней чувствовалось внутреннее ядро, цельность натуры. И у нее было четкое представление о том, что хорошо и что плохо. Эта принципиальная нравственность не давала ей стать конъюнктурщиком — «писателем системы». И даже когда громили ее роман «Кружилиха» (1947), она не пошла на попятную.

В.Ф. Панова не вступала в Коммунистическую партию, не участвовала в политических акциях и открыто не критиковала советскую власть, хотя многое пережила и многое понимала. Зато она с удовольствием работала в Союзе писателей и поддерживала творческую молодежь, радуясь появлению новых талантов. В их числе были А. Битов, В. Конецкий, Ю. Казаков, а С. Довлатов даже работал у нее литературным секретарем.

Строгой и требовательной В.Ф. Панова была в первую очередь к себе. Она собирала «горы материала», тщательно подбирая даже такие детали, как имена и фамилии героев.

Вера Федоровна рассказывала, что в своих произведениях складывала «факт к факту, лицо к лицу, так дети складывают картинки из кубиков», «перетасовывала куски и кусочки» рукописи, и это давало ей «возможность описывать жизнь во всех ее проявлениях». Она писала так, как ей хотелось, а не подстраивалась под критиков.

Вера Панова была лауреатом трех Сталинских (Государственных) премий – за книги «Спутники», «Кружилиха» и «Ясный берег». Однако важнее ей было одобрение читателей, их суд и искренние, простодушные отзывы.

Однажды в такси шофер показал ей только что изданный роман «Времена года» и спросил: «Вы за эту книгу получили премию?». «Нет, за другие», – ответила писательница. «Ну, это напрасно», – продолжил мужчина. А затем пояснил, что других книг В. Пановой не читал, а за эту бы наградил обязательно, так как она интересная и правдивая.

В. Панова была уверена, что произведение должно нравиться самому автору, иначе он просто не имеет права представлять его другим людям. И публиковать можно лишь то, что принесет радость хотя бы нескольким читателям.

Действующие лица сочинений В. Пановой – люди разных профессий: медики, рабочие, крупные руководители, домохозяйки, доярки, агротехники, животноводы, учителя… При этом герои – живые, неоднозначные и многомерные люди, а не «образы и символы».

В. Панову, как автора, занимает внутренний мир человека – глубокий и объемный. Она показывает, как тонка грань между светлым и темным, высоким и низким в людях, как контрастируют самопожертвование и эгоизм, доброта и черствость, участие и равнодушие.

В.Ф. Панова – адвокат своих персонажей, она верит в лучшее в людях, и даже самые драматичные ее произведения все равно жизнеутверждающие.

У Веры Федоровны было особое, очень уважительное отношение к тем, кому были адресованы ее произведения:

«Нужно верить в мыслительные способности читателя. Если писатель чего-то не досказал, читатель мысленно доскажет сам, на основании собственного опыта. Когда же все, до последних деталей, разжевано и выболтано – читатель не находит работы для своей мысли и начинает скучать за книгой. А ведь давным-давно сказано, что все произведения искусства хороши, кроме скучных».

обращались к ней за советом и помощью. И почти все просьбы, переживания и горести находили отклик в ее душе, хотя, конечно, она не была экспертом в вопросах медицины, воспитания, сельского хозяйства и т.п. Вера Федоровна вступала в переписку, соглашалась на встречи, искала выходы из сложных ситуаций чужой судьбы. И если ей приходилось отвечать «не знаю», чувствовала ужасную неловкость.

В 1955 году в свет вышла замечательная и трогательная повесть «Сережа».

Это произведение было в своем роде новаторским для советской литературы. Потому что там был показан мир глазами ребенка.

Корней Чуковский написал по этому поводу:

«Дело не только в том, что впервые в истории русской литературы центральным героем поставлен шестилетний ребенок, но и в том, что сама эта повесть классически стройна, гармонична».

«Дело не только в том, что впервые в истории русской литературы центральным героем поставлен шестилетний ребенок, но и в том, что сама эта повесть классически стройна, гармонична».

В начале 1960-х годов Панова оказалась в эпицентре славы. Тем более, что ее книги начали активно экранизироваться. В 1960 году был снят фильм «Серёжа», получивший Большой приз на 12-м Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Затем последовали ленты «Евдокия», «Високосный год», «Вступление», «Рано утром», «Мальчик и девочка», «Рабочий поселок». А в 1965 году режиссер Петр Фоменко поставил свой фильм «Поезд милосердия» по повести «Спутники». К тому времени сын Пановой — Борис Вахтин, названный в честь своего погибшего отца, — стал писателем и драматургом и написал сценарий для этого фильма.

А еще Панова начала писать историческую прозу. Писательница создала цикл исторических повестей: «Лики на заре», историческую драму «Тредьяковский и Волынский», цикл рассказов из истории русской смуты начала XVII века.

Она не боялась старости, но боялась быть парализованной. И случилось именно так… В 1967 году, после ее напряженного участия в работе IV Всесоюзного съезда советских писателей и наступившего в итоге переутомления, писательницу разбил инсульт, в результате которого она оказалась прикована к инвалидному креслу. Впрочем, Панова продолжала творить — создавала новые пьесы, писала художественную биографию пророка Мухаммеда, мемуарную прозу. И, тем не менее, до конца это ее не спасало. Именно в этот момент Вера Федоровна почувствовала, что, увлеченная всю жизнь писательской карьерой, она недодала многого своим близким.

Вот что она писала:

«Я, Панова Вера Федоровна, умерла 20 июня 1967 года, когда меня поразил инсульт, лишивший меня возможности ходить и владеть левой рукой. Официальная дата моей смерти будет какая-то другая, но для себя я числю указанную дату, ибо до сих пор, вот уже более 2,5 лет, я, несмотря на все усилия любящих близких, превосходных врачей и целой роты людей, помогающих мне в моем бедственном существовании, не могу без посторонней помощи ступить ни шагу, и чувство жизни возвращается ко мне лишь в редкие минуты, главным образом тогда, когда я нахожусь в окружении любимых мною людей. Только эта любовь дает мне силы переносить мою отвратительную болезнь, коею я наказана за мои грехи, за то, что была плохой дочерью, плохой сестрой, плохой внучкой, плохой мачехой, плохой женой. От последних слов да не помыслят мои дети лишнего: плохой женой в смысле недостаточного внимания и недостаточной заботы о муже, в смысле же верности всегда была тверда идиллически, никогда никто не был нужен, кроме мужа, тут моя совесть чиста».

«Я делаю все, что велят врачи, веду тишайший образ жизни, пытаюсь работать. Пытаюсь записать прожитую жизнь, получается клочковато, но это ничего. Пусть внуки когда-нибудь прочтут, какая была у них бабка, плебейка, вышедшая в число писателей — и ведь не самых захудалых, по совести надо признать: и читают, и переводят на разные языки, и диссертации о ней пишут, и имена себе на том создают, даже за границей».

 Здоровье Веры Федоровны было подорвано лишениями и тяготами прожитых лет. В 1967 году она перенесла тяжелый инсульт и так и не смогла после него оправиться. Тем не менее, работала В. Панова до последних дней.  

Вера Панова скончалась в Ленинграде 3 марта 1973 года. Отпевали ее в Никольском морском соборе, после чего похоронили по православному обряду на кладбище в Комарове.

Такова была ее последняя воля — такая необычная для советской писательницы.

На доме, где она жила, установлена памятная доска из гранита.

Мемориальная доска по адресу: г. Санкт-Петербург, Марсово поле, д. 7  

В Ростове-на-Дону на фасаде домана 1-й линии, в котором Вера Панова жила в молодые годы, также установлена мемориальная доска.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Фото из открытых источников интернета